→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Норвегия
Сегодня: 29 ноября 2022г.



События
 
Анонсы
 
Новости
 

Освещаем жизнь. В наличии газоразрядные лампы днат по доступной цене.


Общие принципы направления политики Норвегии в ИКТ - секторе

Норвежские власти исходят из того, что ИКТ является в настоящее время важней-шей движущей силой социально - экономического развития страны.
Исходя из этого, основное внимание уделяется ими форсированию и усилению про-цессов внедрения ИКТ во все области норвежского хозяйства. Переход от экономики, в значительной степени базирующейся на эксплуатации сырьевых ресурсов, что полностью относится к Норвегии, к экономике, основу которой составляет высокотехнологичное про-изводство, увязывается правительством страны с широкомасштабным использованием возможностей ИКТ.
Новые технологии и технологические решения, становясь во все большей степени всеобщим достоянием в результате использования ИКТ, играют огромную роль в проис-ходящих социально - экономических изменениях.
Развитие сектора информационных технологий важно не только для отрасли ИКТ как таковой, но и, например, для государственного управления, развития экономики, включая те её направления, которые пока не получили распространения в Норвегии.
Власти Норвегии исходят из того, что страны, которые стремятся наилучшим обра-зом справиться с возрастающей и принимающей глобальный характер конкуренцией, должны основываться в своей экономической политике на внедрении новых производст-венных процессов и технологий, обобщении, распространении и развитии профессиональ-ных знаний и опыта, привлечении капиталовложений с использованием для этого инфор-мационных технологий.
Норвежское правительство считает, что повышение конкурентоспособности нор-вежских компаний может быть достигнуто реализацией следующих мер:
упрощением процедур представления разного рода отчетов хозяйствующими субъ-ектами органам исполнительной власти, главным образом на основе использования для этого информационных технологий;
расширением использования широкополосных информационных сетей и их доступ-ностью для всех. Создание необходимой для этого материальной инфраструктуры должно быть обеспечено за счет использования механизмов конкуренции. Органы исполнительной власти Норвегии ставят перед собой задачу ускорения процессов создания инфраструкту-ры широкополосной связи, охватывающей всю страну, рассматривая и осуществляя меры государственной поддержки в отношении тех регионов и групп населения, которым услуги широкополосных сетей связи будут предлагаться рынком по коммерческим ценам, недос-тупным для них на определенном этапе;
либерализацией рынка услуг информационных технологий в рамках ВТО с тем, чтобы усилить возможности роста отраслей норвежской экономики, продукция которых ориентирована на экспорт;
укреплением государственной политики в области информационных технологий путем повышения уровня согласованности действий органов исполнительной власти, уси-ления роли соответствующих органов в качестве координатора взаимодействия в этой сфере и разработчика политических решений, включая новые планы действий в области информационных технологий;
расширением электронной торговли.

Большинство стран придает особое значение тому, чтобы формирование политики в области ИКТ на перспективу включало в себя накопление профессионального опыта, учи-тывало потребности в соответствующей инфраструктуре, а также способствовало расши-рению спектра и содержания услуг, предлагаемых сектором ИКТ.
В Норвегии функции координирующего органа в этой сфере возложены на Мини-стерство экономики и торговли. Оно несет, прежде всего, основную ответственность за то, чтобы усилия государства на этом направлении осуществлялись, а приоритеты в этой об-ласти вырабатывались с учетом потребностей общества в единой политике, способствуя дальнейшему развитию ИКТ - сектора.
Норвежские власти отмечают, что важнейшей предпосылкой для разработки нацио-нальной перспективной ИКТ - политики является тесная взаимосвязь отраслей экономики страны и взаимодействие между ними в этой области.
Значительное место в развитии ИКТ - сектора отводится в Норвегии созданию сети широкополосной связи, которое считается определяющим для ускорения темпов информа-тизации страны.
Норвегия занимает лидирующие в мире позиции в области электронной торговли и ведения коммерческой деятельности с использованием информационных технологий.
Министерство экономики и торговли приводит пример программы VeRDI (в пере-воде с норвежского языка - стоимость), осуществляемой под эгидой Государственного фонда экономического и регионального развития. Эта программа призвана способствовать расширенному внедрению электронной торговли мелкими и средними предприятиями. Адрес этой программы в Интернете - www.handel.no - является общедоступным порталом для получения информации, относящейся к электронной торговле.
Норвежские власти заинтересованы в стимулировании электронной торговли путем создания электронной торговой площадки (то есть, по сути, электронной биржи) для про-ведения государственных закупок.
Министерством экономики и торговли Норвегии учрежден Форум по электронной торговле, который является инициатором и координатором в работе по расширению элек-тронной торговли. Этот Форум содействует также укреплению диалога между коммерче-скими и властными структурами, выступая в качестве консультанта по важнейшим вопро-сам.
Расширение электронной торговли, электронной коммерции и других форм элек-тронного взаимодействия зависит, в том числе, от разумных решений в плане оплаты при-обретаемых услуг, защиты информации о личности, охраны коммерческой тайны и при-знания с точки зрения гражданского права электронных сделок наравне со сделками, оформленными на бумажных носителях.
Здесь важно отметить, что не так давно Министерство экономики и торговли Нор-вегии запросило мнение Минюста о возможности заключения контрактов в электронной форме и правомочности электронных документов.
Минюст Норвегии дал следующие разъяснения по вопросам о возможности заклю-чения контрактов в электронной форме и различиям между документами в электронной форме и в традиционной форме, то есть на бумаге.
Свобода заключения контрактов, включая свободу выбора формы, является базо-вым положением норвежского законодательства.
Принцип о свободе выбора формы состоит в том, что обычно требований в отноше-нии формы не предъявляется, то есть стороны сами определяют, в какой форме будет за-ключен контракт: устной, письменной или электронной. Форма контракта сама по себе не имеет значения применительно к тому, что контракт является обязательным для исполне-ния сторонами.
Норвежское гражданско-процессуальное право основывается на принципах свободы приведения доказательств и свободы их оценки. Это означает, что стороны контракта мо-гут приводить любые доказательства, которые сочтут целесообразными. Таким образом, ничто не препятствует тому, что суды могут принимать при рассмотрении дел электрон-ные доказательства.

Власти Норвегии целенаправленно работают над гармонизацией правовых актов, приводя их в соответствие с потребностями ИКТ - общества и создавая тем самым условия для более широкого использования средств электронной коммуникации, в том числе путем устранения имеющихся в этой сфере препятствий в нормативных актах. По существу речь идет о дополнениях к большому количеству гражданско - правовых актов (в целом нор-вежские власти оперируют в настоящее время следующей цифрой: соответствующие изме-нения и дополнения должны быть внесены в 39 законов).

Увеличение обществом потребления услуг ИКТ - сектора ведет к тому, что инфор-мационные системы, как часть коммерческой, управленческой или частной сферы, стано-вятся все уязвимее с точки зрения несанкционированных действий.
Доверие к надежности электронных систем и сетей является, таким образом, одной из основных предпосылок такого использования технологических решений, которое мо-жет и должно вести к росту производительности труда и достижению иных экономических преимуществ.
Исходя из этого, Правительство Норвегии делает ставку на реализацию мероприя-тий, повышающих информационную безопасность как государства, так и частных лиц.
Расширение использования Интернета и мобильной телефонной связи обостряет проблемы, связанные с поддержанием уровня безопасности, удовлетворяющей пользова-телей при осуществлении информационного обмена в электронном виде.
Далее, системы жизненно важные с точки зрения обеспечения национальных инте-ресов и во все большей степени зависимые от ИКТ - сектора могут быть выведены из строя в результате отказа электронно-вычислительной техники, если не принять соответствую-щих мер безопасности.
Норвежские власти увязывают обеспечение информационной безопасности с реше-нием двух вопросов:
- предотвращение возможного несанкционированного проникновения в информа-ционные системы и снижение тем самым уровня их уязвимости;
- создание надежной и располагающей доверием пользователей инфраструктуры для электронного взаимодействия в сфере государственного управления и коммерческой деятельности.
При этом в целях обеспечения сохранности информации используются закрытые сети.
Справочно: Сеть, обозначаемая как закрытая, либо отличается от открытой с техни-ческой точки зрения и используется для информационного обмена в рамках согласованной между её пользователями закрытой сети, либо представляет собой закрытую группу только тех пользователей, которые входят в эту сеть. Общим для закрытых решений использова-ния сети является то, что они предполагают предварительное заключение соглашений о сотрудничестве. Закрытость может в ряде случаев обеспечивать повышенную безопасность и уменьшать потребности в установлении общих правил взаимодействия, но, наряду с этим, увеличивает расходы, поскольку число пользователей, работающих на основе таких же решений, невелико.
Открытая сеть доступна для всех и в отношении её пользователей не выдвигается особых требований. Цели, достижение которых обеспечивается закрытыми сетями, здесь приходится реализовывать альтернативными методами: мерами безопасности, использо-ванием механизмов аутентичности и др. Такие решения также являются затратными и в недостаточной степени ориентированными на потребности пользователей, однако в них может возникать необходимость, исходя из достижения нужной безопасности ведения электронной торговли в рамках открытых сетей.

Правительство Норвегии ставит перед собой задачу разработки национальной стра-тегии в области информационной безопасности, которая будет включать в себя ряд мер по реализации этих целеполагающих установок. Предложение по созданию центра информа-ционной безопасности, учтенное в бюджете Норвегии на 2002 г., имеет следующие финан-совые параметры. Раздел <Специальные меры в области информационных технологий> включает в себя:
1. Центр информационной безопасности - 4,5 млн. крон (порядка 600.000 долларов США по текущему курсу);
2. Координация ИКТ - политики - 7,9 млн. крон (несколько более 1 млн. долларов);
3. Субсидии на создание высокоскоростных коммуникаций 65,9 млн. крон (с учетом переходящих средств) или 8,8 млн. долларов.
Таким образом, на эти цели в рамках бюджета на 2002 г. (проект государственного бюджета на 2003 г. будет представлен 3 октября с.г., в том числе в доступной для всех граждан Норвегии электронной версии в Интернете) было выделено 10,4 млн. долларов США.

II. Предложение Министерства экономики и торговли Норвегии о развитии элек-тронной торговли и электронного ведения коммерческой деятельности

Правительство Норвегии исходит из того, что ни одно государство не в состоянии управлять технологическим развитием, но, при этом, оно может сделать многое для созда-ния рамочных условий, а затем пожинать плоды целенаправленного использования ин-формационных технологий, снижать или минимизировать нежелательные для общества последствия технологического прогресса.
Норвежские власти стремятся к тому, чтобы Норвегия стала активным участником глобального информационного сообщества.
Их стратегия, исходя из политики в области электронной торговли и электронного ведения коммерческой деятельности, сформулирована в следующих четырех базовых по-ложениях:
- упростить открытие предприятий электронной торговли и ведение электронной коммерческой деятельности;
- необходимо делать ставку на развитие опыта и профессиональных знаний в этой сфере;
- создать условия для ведения предпринимательской деятельности, всесторонне ориентированной на охрану окружающей среды;
- создать условия для того, чтобы норвежская экономика могла максимально ис-пользовать возможности глобализации мирохозяйственных связей на основе использова-ния достижений ИКТ - сектора.
По мнению правительства Норвегии, с правовой точки зрения четырьмя основными компонентами регулирования электронного рынка являются следующие вопросы:
- электронный маркетинг и извещение о закупках;
- заключение контрактов в электронной форме, включая электронную подпись;
- оплата в электронной форме;
- поставка в электронной форме.




Электронная торговля и электронное ведение коммерческой деятельности

Электронная торговля и электронное ведение коммерческой деятельности осущест-вляются посредством электронной почты, электронного обмена информацией и Интерне-та с использованием инфраструктуры, состоящей из компьютеров, программного обеспе-чения и систем коммуникаций. Рост электронной торговли и использования электронных средств коммуникаций явились, прежде всего, причиной снижения цен на эти технологии.
Под электронной торговлей и электронным ведением коммерческой деятельности понимаются все формы коммерческих операций/трансакций и предпринимательской дея-тельности, осуществляемые с использованием электронных систем. Трансакции могут быть связаны с заказом, оплатой и поставкой товаров (в физической форме) и услуг.
Отмечается, что в 1998 г. в качестве одного из звеньев выполнения Плана развития информационных технологий в Норвегии было создано Объединение субъектов электрон-ной торговли. Его задача - вести диалог между предпринимательскими структурами и вла-стями по вопросам, касающимся электронной торговли, выступать в качестве консульта-ционного органа при проведении законотворческой деятельности в этой области, давать предложения по решению проблем в наиболее неблагоприятных или критических сферах, способствуя тем самым определению приоритетов в этой работе.
Одним из важнейших звеньев ведения электронной коммерции является электрон-ная подпись - общее и широко распространенное название технологии, которая может ис-пользоваться для подписи (заверения) документа в цифровой форме таким же способом, как и при обычной подписи документа на бумаге.
Эти технологии могут базироваться на <биометрических значках>, например счи-тывание рисунка зрачка глаза или отпечатков пальцев. Другими возможными технология-ми являются считывание подписи, сделанной электронной ручкой, или цифровой подписи на основании использования электронных ключей и сертификатов.
Развитие в этой области идет столь стремительно, что трудно предположить, какая из технологий возобладает над остальными.
Технология, называемая электронной подписью, является в настоящее время лиди-рующей.
Лица, использующие такие подписи, получают два электронных ключа: персональ-ный и коллективный. Коллективный ключ может распространяться примерно также как, например, телефонные номера. Персональный же ключ является сугубо личным, сопоста-вимым по своей закрытости с кодом банковской карточки. Если обладатель электронных ключей кодирует сообщение своим частным кодом, то оно может быть декодировано только его коллективным электронным ключом. Чтобы сообщение могло быть декодиро-вано при помощи его коллективного электронного ключа, для кодирования сообщения должен был быть использован персональный ключ. Сообщение кодируется таким образом, чтобы его содержание не могло быть изменено в процессе прохождения от отправителя к получателю и чтобы оно было однозначно связано с владельцем персонального электрон-ного ключа. Сам же текст сообщения, напротив, не кодируется или шифруется, и оно мо-жет быть прочитано тем, кто не является его прямым получателем. Система работает в обоих направлениях. Если отправитель решает закодировать сообщение коллективным электронным ключом получателя, то оно может быть декодировано только при помощи персонального электронного ключа получателя. В данном случае сообщение кодируется таким образом, что его содержание не может быть прочитано другими, кроме получателя, обладающего соответствующим персональным ключом.
Электронные системы подписи предполагают создание порядка и правил выдачи электронных ключей, управления коллективными ключами, выпуск каталогов и перечня разнообразных услуг.
Важнейшим вопросом является регулирование этого аспекта электронной торговли, в особенности в условиях бурного развития технологий. Для того, чтобы участники этого вида деятельности использовали электронную аутентификацию эффективным образом, необходимо в регулировании учитывать стремительное развитие технологий в этой сфере. Разнообразие ставит перед законодателем и органом, регулирующим данный вид деятель-ности, проблемы, поскольку не все технологии обязательно требуют одной и той же ле-гальной инфраструктуры.

2. Операции купли/продажи акций через Интернет
Фондовая биржа г. Осло внесла изменения в систему торговли ценными бумагами. Они предусматривают, что вся торговля ценными бумагами может осуществляться в элек-тронной форме непосредственно из офисов биржевых маклеров.

3. Электронная торговля электроэнергией
, североевропейская электроэнергетическая биржа, была создана в 1993 г. и явилась первой и единственной в мире биржей электроэнергии. является торговой площадкой для работы на ней профессиональных фирм, осуществляющих свою деятельность в значительной степени с использованием возможностей электронной тор-говли.
Кроме того, торговля в электронном виде применяется при операциях купли прода-жи стройматериалов, медикаментов, книг и ряда других товаров и услуг.

4. Электронное таможенное декларирование товаров и уплата пошлин
Норвежский таможенный директорат давно использует систему электронного тамо-женного декларирования при ввозе/вывозе товаров (TVINN). Сегодня все эти операции осуществляются в электронной форме.
В настоящее время предложены новые информационные системы для взимания НДС, налогов и сборов с предпринимателей. Кроме того, Таможенный директорат ини-циировал разработку информационных решений, которые позволят повысить эффектив-ность перемещения товаров (TVIST2000).




Нормативно - правовая база регулирования ИКТ - сектора

В настоящее время она только формируется в Норвегии. Её основу составляют за-кон <Об электронной подписи>, дополненный рядом предписаний (например, предписа-ниями <Об электронной коммуникации с органами государственного управления и внутри них>, <О требованиях к изготовителям квалифицированных сертификатов>).

Закон <Об электронной подписи> № 81 был принят 15 июня 2001 г.
Последние изменения в этот закон были внесены 21.06.2002 г.
Его содержание таково (практически полный перевод).
Цель закона заключается в создании условий для надежного и эффективного ис-пользования электронной подписи путем установления требований, предъявляемых к ква-лифицированным сертификатам (то есть, признаваемым, исходя из удовлетворения этих требований), к изготовителям сертификатов и к защищенным (надежным) системам изго-товления электронной подписи.
Действие закона распространяется на всех изготовителей сертификатов, осуществ-ляющих свою деятельность в Норвегии. Закон регулирует рамочные условия использова-ния квалифицированной электронной подписи, за исключением отдельных положений п.6 и п.7, действие которых распространяется на все виды электронных подписей.
В данном законе используются следующие понятия:
электронная подпись: информация в электронной форме, связанная с другой элек-тронной информацией и используемая для контроля над тем, что она действительно исхо-дит от того, кто выступает в качестве лица её подписавшего;
прогрессивная электронная подпись: электронная подпись, которая:
а) однозначно связана с лицом, которому принадлежит подпись,
б) позволяет идентифицировать лицо, которому принадлежит подпись,
в) произведена при помощи средств, контроль над которыми имеет лицо, которому принадлежит подпись,
г) связана с другой электронной информацией таким образом, который позволяет обнаружить её изменение после подписания;
квалифицированная электронная подпись: прогрессивная электронная подпись, ба-зирующаяся на квалифицированном сертификате и изготовленная на сертифицированной и защищенной (надежной) системе изготовления электронной подписи;
подписывающее лицо: тот, в чьем распоряжении находится система изготовления электронной подписи, и кто выступает от своего имени или от имени другого физического или юридического лица;
информация, используемая при изготовлении электронной подписи: уникальная (единственная в своем роде) информация, как, например коды или личные/частные ключи, которые подписывающее лицо использует для изготовления электронной подписи;
система изготовления электронной подписи: программное обеспечение, используе-мое для изготовления электронной подписи при помощи соответствующей информации;
информация для проверки подлинности подписи: уникальная (единственная в своем роде) информация, как, например коды или открытие (публичные) ключи, которые ис-пользуются для проверки подлинности электронной подписи;
система проверки подлинности электронной подписи: программное обеспечение, используемое для проверки подлинности электронной подписи при помощи соответст-вующей информации;
сертификат: стыковка/связь между информацией проверки подлинности подписи и лицом, которому принадлежит подпись, позволяющая подтвердить идентичность лица, которому принадлежит подпись, и заверенная изготовителем сертификатов;
изготовитель сертификатов: физическое или юридическое лицо, выпускающее сер-тификаты или предлагающее иные услуги, относящиеся к электронной подписи.
4. Квалифицированный сертификат. Это название может использоваться только в отношении сертификатов, которые отвечают требованиям данного пункта и вы-даются на ограниченный период времени изготовителем сертификатов в соответствии с положениями п.п. 10 - 15.
Квалифицированный сертификат должен содержать следующую информацию:
а) заявление изготовителя сертификата, о том, что выпущенный сертификат являет-ся квалифицированным,
б) идентификацию изготовителя сертификата с указанием государства, в котором изготовитель сертификата ведет свою деятельность,
в) имя лица, которому принадлежит подпись, или его псевдоним с информацией о том, что это псевдоним,
г) возможные дополнительные сведения о лице, которому принадлежит подпись, если они имеют отношение к использованию сертификата,
д) электронная информация для установления подлинности подписи, соответст-вующая электронной информации для изготовления подписи, находящейся под контролем лица, которому принадлежит подпись,
е) время вступления в действие сертификата и время окончания срока действия,
ж) идентификационный код сертификата,
з) прогрессивная электронная подпись изготовителя сертификата,
и) возможные ограничения в области применения сертификата,
к) возможные ограничения сертификата по суммам с учетом того, для каких тран-сакций он может применяться.
5. Королю предоставлено право устанавливать дополнительные требования в отно-шении электронной подписи, используемой для обмена информацией (для коммуникаций) с государственным сектором и внутри него.
6. Правовые последствия использования электронной подписи. Если законом, пред-писанием/циркуляром или иным образом выдвигается требование о подписи, использова-ние которой должно иметь определенные правовые последствия, и она может применяться в электронном виде, то квалифицированная электронная подпись всегда удовлетворяет та-кому требованию. Электронная подпись, не являющаяся квалифицированной, может удов-летворять такому требованию.
7. Сбор и использование сведений о личности. Изготовитель сертификатов может получать сведения о личности непосредственно у того, кого они касаются, или на основе ясно выраженного на этот счет согласия того, кого эти сведения касаются, но только в тех объемах, которые необходимы для выпуска или продления срока действия сертификата. Сведения не должны собираться или обрабатываться в других целях, за исключением тех случаев, когда на этот счет получено ясно выраженное согласие того, кого эти сведения касаются.
8. Требования в отношении защищенных (надежных) систем изготовления подписи.
Система изготовления подписи должна обеспечивать надежную защиту подписи от подделок. Далее, такая система должна надежно обеспечивать следующее: электронная информация для изготовления подписи может на практике появляться лишь один раз и храниться затем с обеспечением достаточного уровня секретности. Система должна также обеспечивать владельцу надежную защиту этой информации от её использования другими лицами или от проникновения к ней.
Защищенная (надежная) система изготовления подписи не должна изменять инфор-мацию в электронном виде, которая затем будет подписана, или препятствовать тому, что-бы эта информация могла быть показана лицу, которому принадлежит подпись, до того, как он поставит свою подпись.
9. Сертификация защищенной (надежной) системы изготовления подписи (сравни п.8) осуществляется тем органом власти, на который эти функции возложит Король. При-знаются сертификаты соответствующих органов власти стран - членов Договора об Об-щем европейском экономическом пространстве.
Требования п. 8 считаются выполненными, если используемое программное обеспе-чение соответствует стандартам продуктов для электронной подписи, установленным КЕС и публикуемым в сборнике De Europeiske Fellesskaps Tidene.
10. Требования в отношении ведения деятельности по выпуску квалифицированных сертификатов сводятся к предоставлению качественных и надежных услуг, а также к нали-чию у лиц, ведущих такую деятельность, достаточных экономических ресурсов.
11. Требования к продуктам и системам. Изготовители квалифицированных серти-фикатов, должны использовать надежные продукты и системы, защищенные от внесения изменений (видимо, имеется в виду несанкционированный доступ), а также обеспечивать техническую и криптографическую безопасность процессора.
Данные требования считаются удовлетворенными, если выполнены положения п. 9.
Кроме того, изготовителю сертификатов вменяется в обязанность предпринимать все необходимые меры с целью предотвращения подделок сертификатов.
12. Требование о ведении каталога и предоставлении услуг об отзыве сертификата. Эта функция также возложена на изготовителя сертификата.
13. Требование о контроле над идентификацией лица, которому принадлежит под-пись. Выполнение этого требования опять - таки возложено на изготовителя сертификата.
14. Требование о хранении информации.
Изготовители сертификатов должны хранить все соответствующие сведения о ква-лифицированных сертификатах в течение приемлемого срока, но не менее 10 лет после то-го как сертификат занесен в реестр отозванных сертификатов.
Изготовители сертификатов должны использовать надежные системы хранения сер-тификатов в подлинном виде, чтобы:
а) можно было контролировать истинность сведений,
б) обеспечить открытый доступ к сертификату, который возможен только в тех слу-чаях, когда их владелец дал свое согласие на это,
в) оператор мог учитывать возможные технические изменения, которые могут угро-жать выполнению требований о безопасности.
Изготовители сертификатов не должны хранить или копировать электронную ин-формацию, использованную для изготовления подписи лицом, которому она принадле-жит.
15. Требование в отношении информации об условиях, ограничениях и т.п.
До заключения изготовителем сертификатов договора о выпуске квалифицирован-ного сертификата со своим контрагентом, последнему должна быть представлена следую-щая информация:
а) условия и ограничения при использовании сертификата,
б) сведения о возможности получения дополнительных пакетов услуг на добро-вольной со стороны клиента основе,
в) процедура подачи жалобы/иска, порядок её рассмотрения и принятия решения по ней.
16. Дополнительные требования. Право их установления закреплено за Королем, ко-торый может издавать соответствующие дополняющие и разъясняющие предписания в от-ношении изготовителей сертификатов.
17. Король может назначать орган, осуществляющий надзор над исполнением по-ложений данного закона и предписаний к нему.
Эта надзорная служба имеет право требовать предоставления информации и доку-ментов, которые необходимы ей для выполнения возложенных на неё функций, устанав-ливая при этом сроки отправки запрашиваемых сведений и документов.
Надзорная служба может требовать, чтобы отношения, противоречащие положени-ям данного закона, были прекращены, а также ставить условия, которые должны быть вы-полнены для продолжения деятельности в соответствии с данным законом.
Надзорная служба может требовать проведения ревизии/проверки информацион-ных технологий, используемых изготовителем квалифицированных сертификатов и назна-чать ревизора/проверяющего. Она также может обязать изготовителя квалифицированных сертификатов оплатить затраты на проведение ревизии.
Надзорная служба может лишить изготовителя сертификатов права использовать название <квалифицированный сертификат>, если он грубо и неоднократно будет нару-шать положения данного закона.
18. Регистрация изготовителей квалифицированных сертификатов.
Изготовители сертификатов не могут заниматься этой деятельностью до отправки заявления о регистрации в надзорную службу. Изменения в уже зарегистрированных све-дениях и новые сведения, подлежащие регистрации, должны сообщаться надзорной служ-бе без промедления.
19. Доступ в помещения.
Надзорная служба может требовать доступа к помещениям, в которых осуществля-ется подконтрольная ей деятельность.
Надзорная служба может контролировать то, что она сочтет необходимым, требуя при этом содействия персонала в тех объемах, которые ей нужны для проведения контро-ля.
20. Принудительный штраф.
В целях обеспечения соблюдения положений данного закона надзорная служба мо-жет постановить, что изготовитель сертификатов обязан платить государству текущий ежедневный штраф до момента прекращения противоречащей положениям закона дея-тельности или до момента выполнения условий этой службы о приведении этой деятель-ности в соответствие с положениями данного закона.
Принудительный штраф не начисляется ранее истечения срока подачи жалобы. Если обжалуется решение о наложении принудительного штрафа, то он не начисляется до выне-сения решения по этой жалобе, за исключением случаев принятия органом по рассмотре-нию жалоб иного решения на этот счет.
Надзорная служба может аннулировать принудительный штраф в его полном (нако-пленном) объеме.
21. Штраф.
Штрафом наказывается тот, кто умышленно или по халатной небрежности:
а) игнорирует регистрацию/направление заявление в соответствии с п.18,
б) игнорирует подачу сведений в соответствии с п. 17,
в) нарушает положения п.п. 7 и 14 в отношении обращения с информацией
о личности, или
г) дает неверные или вводящие в заблуждение надзорную службу сведения.
Участие в подобных действиях наказывается точно также.
22. Компенсация.
Изготовитель сертификатов, выпускающий сертификаты и заявляющий их в качест-ве квалифицированных, или выдающий гарантии по сертификатам, выпущенным иным лицом, несет обязательства по компенсации ущерба, понесенного физическим или юриди-ческим лицом, вследствие того, что это лицо имело достаточно оснований для доверия в отношении того, что:
а) информация, содержащаяся в сертификате, была корректной в момент
его выдачи,
б) сертификат содержит всю информацию, которая требуется в
соответствии с п.4,
в) электронная информация для изготовления подписи и электронная
информация проверки подлинности подписи взаимосвязаны между собой
уникальным (единственным в своем роде) образом, если изготовитель сертификата изготавливает и то, и другое,
г) лицо, которому принадлежит подпись, располагал корректной электронной ин-формацией для изготовления подписи в тот момент, когда сертификат был выпущен, или
д) сертификат регистрируется в перечне отозванных сертификатов (сравни п.12).
Изготовитель сертификата несет ответственность по первому абзацу, за исключени-ем тех случаев, когда он соглашается с тем, что он, или тот, в пользу кого он выдал гаран-тию, действовал не по небрежности.
Изготовитель сертификата не несет ответственности за ущерб, возникший в резуль-тате того, что использование сертификата входило в противоречие явным ограничениям в отношении сферы его применения, или выходило за пределы установленных ограничений по суммам.
23. Порядок обжалования.
Решения надзорной службы или её постановления, изданные в соответствии с дан-ным законом, могут быть обжалованы в органе, назначенном Королем.
24. Сбор
Король может установить в предписании, что изготовители сертификатов, которым вменяется в обязанность в соответствии с п. 18 пройти регистрацию, должны платить сбор. Этот сбор не должен превышать расходов надзорной службы на проведение регистрации.
25. Юридическое признание квалифицированных сертификатов изготовителями сертификатов, зарегистрированных за пределами Норвегии.
Сертификаты, выпускаемые изготовителями сертификатов, зарегистрированными в странах Договора об Общем европейском экономическом пространстве, считаются квали-фицированными согласно данному закону, если они удовлетворяют требованиям в отно-шении квалифицированных сертификатов в стране, где зарегистрирован изготовитель сер-тификатов.
В отношении квалифицированных сертификатов выпускаемых изготовителями сер-тификатов, зарегистрированными вне пределов Договора об Общем европейском эконо-мическом пространстве, требуется получение их юридического признания на тех основа-ниях, что и по квалифицированным сертификатам, выпускаемым изготовителями серти-фикатов стран Договора об Общем европейском экономическом пространстве, если:
а) изготовитель сертификатов удовлетворяет требованиям данного закона
и имеет одобрение на ведение этого вида деятельности, полученное
в соответствии с порядком о добровольном признании деятельности в
стране - члене Договора Общем европейском экономическом пространстве,
б) изготовитель сертификата, зарегистрированный в одной из стран
Договора об Общем европейском экономическом пространстве и удовлетворяющий требованиям данного закона, предоставляет гарантии в отношении изготовителя сертифи-ката, или
в) сертификат или изготовитель сертификата признаны в соответствии с многосто-ронними и двусторонними соглашениями с Норвегией, ЕС, третьей страной или междуна-родными организациями.
26. Закон вступает в силу с того момента, который будет определен Королем.
27. Правила переходного периода.
Изготовители квалифицированных сертификатов должны в течение 6 месяцев с мо-мента вступления закона в силу зарегистрироваться в соответствии с п. 18 или в течение того же времени прекратить называть свои сертификаты <квалифицированными>, либо использовать обозначения, создающие впечатление о том, что они квалифицированные.

Другим важным документом является проект закона <Об электронных кредитных учреждениях>, подготовленный Минфином Норвегии и одобренный кабинетом министров 14 июня 2002 г.
Поскольку данный проект закона еще не прошел процедуру рассмотрения в Стор-тинге и не принят им, даются только его основные положения.
Положения данного закона должны найти применение в отношении учреждений, выпускающих средства платежа в форме электронных денег.
Под электронными деньгами понимается денежная стоимость, которая представляет собой требование к изготовителю электронных денег и которая:
хранится на электронном носителе;
выпущена после получения средств (то есть, реальных и денег);
является средством платежа, признанным другими кредитно - денежными учрежде-ниями, а не только лицом, выпустившим электронные деньги.
При этом в проекте предлагается уполномочить соответствующий орган исполни-тельной власти делать исключения из положений данного закона. Например, если на од-ном электронном носителе хранится сумма, не превышающая 150 евро в норвежском экви-валенте, а также выполнено по меньшей мере одно из нижеследующих условий:
общая задолженность по выпущенным электронным деньгам не должна, как прави-ло, превышать сумму в норвежских кронах, эквивалентную 5 млн. евро и никогда не должна выходить за пределы 6 млн. евро в норвежском эквиваленте;
электронные деньги признаны в качестве средства платежа только учреждением, входящим в состав концерна, который является изготовителем электронных денег (вклю-чая иностранные материнские компании);
электронные деньги признаны в качестве средства платежа только ограниченным кругом учреждений.

Электронное кредитно - денежное учреждение не может иметь акций, паёв, долей участия в других предприятиях/компаниях/учреждениях, за исключением тех случаев, ко-гда основная сфера деятельности другого предприятия/учреждения заключается в выпол-нении операций или других задач, связанных с электронными деньгами, выпускаемыми и распространяемыми электронным кредитно - денежным учреждением.
Владелец электронных денег может в течение согласованного сторонами периода времени потребовать их конвертирования в реальные деньги или перевода на счет без ка-ких-либо иных издержек, нежели расходы, необходимые для данной трансакции.
Электронное кредитно - денежное учреждение может создаваться в форме акцио-нерного общества или открытого (публичного) акционерного общества.
Электронное кредитно - денежное учреждение не может заниматься своей деятель-ностью без лицензии соответствующего органа исполнительной власти (имеется в виду Минфин).
Решение о выдаче лицензии/отказе в выдаче должно быть принято не позднее 6 ме-сяцев с момента получения заявления.
Устав такого учреждения должен пройти процедуру одобрения Службой кредитного контроля Норвегии. Без согласия этой Службы он не может изменен.
Стартовый капитал электронного кредитно - денежного учреждения должен быть не менее 1 млн. евро в эквиваленте в норвежских кронах.
В законе предлагается установить жесткие требования к платежеспособности элек-тронного кредитно - денежного учреждения. В частности, капитал, по которому оно несет ответственность, не должен быть менее 2% от задолженности по выпущенным им элек-тронным деньгам.




Некоторые вопросы рынка мобильной телефонной связи Норвегии

Основным правовым актом в этой сфере является закон <О телекоммуникациях> от 23 июня 1995 г. № 39 (он заменил закон <О телеграфе> от 29 апреля 1899 г.) с последую-щими дополнениями и изменениями. Данный закон был принят в рамках подготовки к полной либерализации рынка телекоммуникаций с 1.01.1998 г. и с учетом положений со-ответствующих директив ЕС.
Суть регулирования телекоммуникационного рынка заключается в предъявлении особых требований к компаниям, занимающим доминирующее положение на нем. Таким компаниям вменяется в обязанность обеспечивать доступ к телекоммуникационным сетям, транслирующим мощностям, телефонным услугам на объективных, транспарентных и не-дискриминационных условиях и по ценам, соответствующим размеру затрат.
Закон гласит, что каждый, кто создает публичную телекоммуникационную сеть, владеет ею или эксплуатирует её в соответствии с предназначением этой сети (предостав-ление передающих мощностей или услуг в области телефонной связи, например), должен иметь разрешение/лицензию, выдаваемую по решению Короля, если данное физиче-ское/юридическое лицо занимает доминирующие позиции на рынке. Такими компаниями считаются те, которые занимают 25 и более процентов рынка
Публичная телекоммуникационная сеть, публичные телефонные услуги и предло-жения о предоставлении транслирующих мощностей, в отношении которых не действуют положения предыдущего абзаца (то есть доля рынка - менее 25%), должны проходить предварительную регистрацию в Службе надзора над рынком телекоммуникаций и почто-вых услуг.
Эта Служба может вменить компании, занимающейся предоставлением публичных телекоммуникационных услуг, использовать соответствующие стандарты, или иным спо-собом гармонизировать свои предложения в отношении предоставления телекоммуника-ционных услуг с целью обеспечения скоординированного функционирования телекомму-никационных сетей.
Служба надзора над рынком телекоммуникаций и почтовых услуг может путем из-дания предписания устанавливать, например, следующие требования в отношении компа-ний, занятых в области предоставления телекоммуникационных услуг:
качество услуг;
запрет в отношении перекрестного субсидирования
предоставление услуг при возникновении аварийных ситуаций (например, исполь-зование сети для передачи сигналов бедствия);
ведение реестра конечных потребителей и компаний, покупающих телекоммуника-ционные услуги;
справочная служба;
информационная служба в отношении правильности набранного номера и ряд дру-гих.
Кроме того, эта Служба может установить, что компании предлагающие услуги публичных телекоммуникационных сетей, должны разрабатывать условия предоставления услуг по доступу к публичным телекоммуникационным сетям. Причем эти условия долж-ны публиковаться.
Специальная глава этого закона регулирует вопросы оборудования, включая его ввоз, операции купли/продажи и использования.
В ней, в частности, говорится, что норвежские компании могут владеть, поку-пать/продавать и эксплуатировать радиооборудование и телекоммуникационные термина-лы, перечисленные в международных соглашениях, к которым присоединилась Норвегия.
Владение радиооборудованием и телекоммуникационными терминалами, операции купли/продажи с ними и их эксплуатация, которые не входят в соответствующие списки таких международных соглашений, требует получения разрешения/лицензии Службы над-зора над рынком телекоммуникаций и почтовых услуг.

Интересным документом, регулирующим сферу ИКТ, является предписание о соз-дании, эксплуатации и использовании наземных спутниковых станций, утвержденное Ко-ролевской резолюцией 11.06.1999 г. по предложению Министерства транспорта и комму-никаций Норвегии.
Его содержание следующее.
Статья 1 Сфера действия
Предписание регулирует вопросы создания, эксплуатации и использования назем-ных спутниковых станций. Действие статьей 1, 2 и 4 не распространяется на наземные спутниковые станции.
На архипелаге Шпицберген действие данного предписания распространяется, в том числе, на обработку данных, получаемых наземной станцией со спутников.
Статья 3 предписания касается только архипелага Шпицберген. При этом действие положений этой статьи не распространяется на наземные станции, принимающие только телерадиовещательные программы, наземные станции, в отношении которых не предъяв-ляется требование о получении лицензии в соответствии с законом "О телекоммуникаци-ях", статья 5-3, а также используемого оборудования, входящего в состав разрешенной системы, и другого общедоступного оборудования.
В спорных случаях решение о том, подпадает ли наземная станция под действие статьи 3, принимается Службой надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций Норвегии.
В отношении архипелага Шпицберген положения предписания действуют только в объеме, не противоречащем статье 4 Договора об архипелаге Шпицберген (от 9.02.1920 г.).
Статья 2 Используемые термины
а) наземная станция: стационарное или мобильное оборудование для передачи сиг-налов на спутник или получения сигналов с него, либо с другой системы космического ба-зирования;
б) лицензия/концессия на радиосистему: разрешение, выдаваемое на особых усло-виях владельцу радиосистемы, состоящей из нескольких наземных станций;
в) обработка спутниковой информации: дополнительная обработка сигналов со спутников после их получения наземной станцией;
г) стороны Договора: страны-участницы Договора об архипелаге Шпицберген.
Статья 3 Требование о лицензии
Для создания, эксплуатации и использования наземных станций требуется лицен-зия/концессия Службы надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций Норвегии.
Для изменений в отношении наземной станции или радиосистемы по сравнению со спецификацией и планами, на основании которых была выдана лицензия/концессия, тре-буется разрешение Службы надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций Нор-вегии.
Заявление о выдаче лицензии/концессии по установленной форме направляется в Службу надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций Норвегии. Если наземная станция будет эксплуатироваться не заявителем, а иным лицом, следует указать, кто явля-ется ответственным за эксплуатацию.
Статья 4 Передача лицензии/концессии
Передача лицензии/концессии не допускается.
Право собственности на наземную станцию переходить только лицу, зарегистриро-ванному в качестве субъекта осуществления операций купли/продажи такого рода обору-дования, либо лицу, имеющему необходимое разрешение на соответствующий тип назем-ных станций.
Изменение отношений прав собственности должно сообщаться в Службу надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций.
Статья 5 Изменение наименования и адреса
Об этих изменениях полагается сообщать в Службу надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций.
Статья 6 Требования к наземным станциям
Наземная станция должна удовлетворять требованиям следующих предписаний:
- предписание от 2.09.1998 № 857 о национальной сертификации телекоммуника-ционного оборудования;
- предписание от 7.09.1994 № 867 об оборудовании для телекоммуникационных терминалов и оборудовании для наземных спутниковых станций при регулировании тех-нических вопросов едиными для стран-членов Договора об Общем европейском экономи-ческом пространстве требованиями.
Установка оборудования на наземных станциях, которая должна производиться специалистами, может осуществляться только специализированными (сертифицирован-ными) предприятиями.
Наземная станция должна находиться в техническом состоянии, удовлетворяющем всем требованиям конкретной лицензии/концессии.
Наземные станции должны быть недоступны для посторонних лиц, для них долж-но быть закрыто ознакомление с их телекоммуникационным наполнением или его ис-пользованием другими лицами.
Статья 7 Хранение документации
Разрешение и документы, положенные в основу его выдачи, должны быть доступны на наземной станции.
То же самое относится к документации об эксплуатации и использовании наземной станции.
Статья 8 Надзор
Надзор над выполнением положений предписания и разрешения за исключением главы 3 осуществляется Службой надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций. Эта Служба может для осуществления своих надзорных функций использовать содействие других лиц.
Владелец лицензии/концессии должен содействовать осуществлению надзора. Не-обходимая информация и документация должны предоставляться по требованию соответ-ствующих властей.
Особые правила в отношении эксплуатации наземной станции на архипелаге Шпицберген
Статья 9 Цели
С целью обеспечения эксплуатации наземных станций в соответствии со статьей 9 Договора о Шпицбергене, в главе 3 предписания устанавливаются особые правила в от-ношении разрешения об эксплуатации на архипелаге Шпицберген, включая обработку ин-формации, получаемой со спутников или иной системы космического базирования.
Статья 10 Обязанность предоставлять информацию
В дополнение к требованиям, проистекающим из статьи 3, в момент подачи заявле-ния следует сообщить следующие сведения:
а) инфраструктура наземной станции;
б) функции и технические параметры спутников, с которых будет считывать ин-формацию наземная станция;
в) планируемая обработка спутниковой информации
г) планируемая передача информации на наземную станцию и с наземной станции;
д) план производственно-коммерческой работы наземной станции.
Статья 11 Условия
Условием выдачи разрешения является выполнение требования о том, что по запро-су губернатора Шпицбергена ему будут предоставляться журнал и другие документы о по-лучаемой информации и эксплуатации наземной станции.
Статья 12 Запрет на использование наземной станции
Не разрешается:
- использовать наземную станцию в военных целях;
- производить обработку данных, специально предназначенных для использования в военных целях;
- использовать данные наземной станции для целей военного руководства и кон-троля над вооружениями со Шпицбергена;
- осуществлять управление приборами/оборудованием спутника с наземной станции для военных целей.
Статья 13 Обязательства по ведению журнала и хранению информации
Владелец разрешения обязуется на постоянной основе:
- вести журнал о прохождении всех спутников, с которых считывается информация;
- вести журнал о всей обработке считываемой информации;
- хранить все приказы об управлении антенной также как это осуществляется при хранении иной информации;
- хранить всю контрольную информацию, посылаемую на спутник.
Информация должна храниться на наземной станции в течение минимум 2 лет.
Статья 14 Надзор
На губернатора Шпицбергена возложены функции по осуществлению надзора над соблюдением положений главы 3. Он может в целях надзора использовать содействие дру-гих лиц
Губернатор пользуется правом беспрепятственного доступа на наземную станцию в любое время для осуществления заявленного или незаявленного ранее надзора. Губерна-тор может потребовать, чтобы тот, кто владеет лицензией, или его представитель, присут-ствовал при проведении контроля.
Расходы по надзору над деятельностью наземной станции покрываются владель-цем лицензии.
Лицензия и документы, положенные в основу её выдачи в соответствии с главами 3 и 4, должны быть доступны для проверки.
Губернатор может потребовать предоставления ему или уполномоченному лицу сведений и информации, которые необходимы для проведения надзора в соответствии с данным предписанием. Информация может быть затребована в письменном виде, в том числе в электронном. Губернатор может также обязать других лиц вести журнал, хранить и предоставлять иную информацию, нежели названная выше.
Если эксплуатацию наземной станции осуществляет не тот, кто владеет лицензией, эти требования могут предъявляться к лицу, ответственному за её эксплуатацию, сравни статью 3, четвертый абзац.
Статья 15 Право посещения наземных станций
Представители исследовательских учреждений из стран, являющихся участниками Договора о Шпицбергене, которые, по мнению губернатора, обладают необходимой про-фессиональной подготовкой, могут получить право посещения наземной станции, преду-предив о своем намерении в разумные сроки. Губернатор может принять решение о сопро-вождении таких представителей или потребовать выполнения особых условий посещения наземной станции. Владелец лицензии обязан создать все условия для того, чтобы одоб-ренное властями посещение было проведено.
Статья 16 Санкции
При нарушении положений главы 3 или обоснованного подозрения в том, что они нарушены, губернатор может запретить эксплуатацию наземной станции. В случае отказа исполнить решение о запрете, наземная станция может быть закрыта.
Статья 17 Требования в отношении изменений
Служба надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций может потребовать внесения изменений в работу наземной станции и её эксплуатации, исходя из соображений технического/технологического развития, учета интересов других пользователей радио-частот или иных обстоятельств, свидетельствующих в пользу таких изменений.
При нарушении требований в соответствии с первым абзацем данной статьи Служба надзора над деятельностью почты и телекоммуникаций может запретить эксплуатацию наземной станции или закрыть её.
Статья 18 Прекращение работы наземной станции
Лицензия действует в течение неограниченного срока, если иное в ней не указано.
Владелец лицензии может от неё отказаться. Отказ оформляется письменно и с ука-занием даты.
Лицензия может быть отозвана в случае неоднократных и существенных наруше-ний положений предписания или условий, на которых она была выдана (далее - демонтаж антенны, оборудования и т.п.).
Статья 19 Чрезвычайные ситуации
Если того требуют интересы национальной безопасности, предотвращения чрезвы-чайных ситуаций или другие общественно значимые соображения, эксплуатация наземной станции может быть ограничена или запрещена. Это не дает права на компенсацию.
Далее идут статьи, регулирующие обычные вопросы обжалования решений, годо-вых сборов за лицензию, штрафных санкций и т.п.




Перечень организаций, оказывающих содействие в реализации проектов в ИКТ - сфере


1. Министерство экономики и торговли Норвегии
В составе Министерства имеется Управление (Департамент) политики в области информационных технологий.
Данное управление, которое возглавляет H. Parra, состоит из трех отделов. Оно яв-ляется руководителем проекта по электронной торговле.
- отдел информационно-технологической безопасности и инфраструктуры (вопросы криптографической политики, уязвимости электронных сетей, сертификации информаци-онных технологий, политики в сфере широкополосной связи и др.);
- отдел электронной торговли и информационной экономики (рамочные условия для электронной торговли и другие вопросы, связанные с её осуществлением, включая между-народное сотрудничество
- отдел информационно-технологических отраслей (координация конверсии ИТ - отраслей, центры информационных технологий, различные рамочные программы, взаимо-действие с ВТО по этим вопросам).
Данным Министерством подготовлена и реализуется программа eNorge, текст кото-рой имеется только на норвежском языке (её основные положения даны в первом разделе).
Адрес: PB 8014, Dep. 0030 Oslo, E. Gerhardsen plass 1.
www.nhd.dep.no
Министр: Ansgar Gabrielsen.

2. Министерство транспорта и коммуникаций Норвегии.
Ведомство участвует в формировании государственной политики в сфере развития и распространения ИКТ.
Адрес: PB 8010, N-0040, Akers gata 59, Oslo, Norway,
www.sd.dep.no
Министр: Torild Skogsholm.
Данное ведомство на регулярной основе поддерживает контакты с Министерством РФ по связи и информатизации.

3. Post - og Teletilsynet
Надзорный орган за деятельностью в сфере ИКТ.
Адрес: PB 0447, Sentrum, N-0104, Revierstredet 2, Oslo, Norway
www.npt.no
Руководитель Wiily Jensen
Данное ведомство поддерживает эпизодические контакты с Министерством РФ по связи и информатизации.

4. Телекоммуникационный концерн с государственным участием TELENOR.
Компания является оператором мобильной, спутниковой, фиксированной связи, предоставляет услуги Интернет.
Адрес: N-1331, Snaroyaveien, 30, Fornebu, Oslo, Norway
Руководитель: Jon Fredrik Baksaas
Компания активно работает в России через российские компании Вымпелком и Ко-минком - Комбелга.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100