→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Турция
Сегодня: 15 ноября 2018г.





Законодательство в области ИКТ

Законодательство находится в Турции на стадии формирования. На сегодняшний день вопросы ИКТ регулируются в основном уже существовавшими ранее законами в области коммуникаций, авторских прав, в которые начиная с начала 90-х годов прошлого столетия периодически вносились поправки, касающиеся современных средств связи и массовой информации, программных продуктов. Так, в 1991 г. в турецкий Уго-ловный кодекс был добавлен раздел <Правонарушения в области информатики>. Данный раздел периодически расширяется. Последние внесенные изменения касаются правонару-шений, совершенных с использованием возможностей сети Интернет.
Соответствующие разделы появились в последние годы и в таких законах, как <За-кон об авторских правах и интеллектуальной собственности>, <Закон о средствах массовой информации>, <Закон о коммуникациях>.
В настоящее время подготовлены и находятся в стадии обсуждения в Парламенте и соответствующих рабочих группах следующие законопроекты:
- Проект <Закона о создании и функциях Министерства информатизации об-щества>;
- Проект <Закона о создании Организации по национальной информационной безопасности>;
- Проект <Закона об электронных данных, электронном соглашении и элек-тронной подписи>;
- Проект <Закона о функциях и структуре Высшего Совета по Интернету>.




Регулирование проектов в области ИКТ

Регулированием проектов в области ИКТ занимается несколько турецких госорга-низаций, кроме того, данные проекты, как правило, получают поддержку со стороны на-циональных общественных, в ряде случаев - международных организаций.
Деятельность интернет-провайдеров в Турции регулируется Министерством транс-порта (www.ubak.gov.tr), в котором данную сферу курирует Департамент коммуникаций.
С 1998 г. при Министерстве транспорта работает Совет по Интернету (ku-rul.ubak.gov.tr), в который состоит из представителей государственных, частных, а также профессиональных и научных организаций. Всего в совет входят 56 представителей раз-личных организаций, включая все основные министерства. К основным функциям Совета относятся следующие: планирование (выработка предложений по развитию интернет-инфраструктуры на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу); координация (согласо-вание деятельности государственных, частных и научных организаций по развитию на-циональной интернет-инфраструктуры); мониторинг (сбор, анализ и публикация данных о развитии интернета в Турции, изучение предложений пользователей); мониторинг ситуа-ции на международном рынке интернет-услуг; защита национальных интересов в данной области на международных рынках; образовательная деятельность; проведение семинаров, конференций, круглых столов и других аналогичных мероприятий, направленных на сбор и систематизацию данных и опыта в области информационных технологий.
Для открытия компании по предоставлению услуг доступа в Интернет необходимо получение нескольких лицензий в вышеупомянутом министерстве и национальной теле-коммуникационной компании <Тюрк телеком> (www.turktelekom.gov.tr).
Права на регистрацию интернет-сайтов (имен доменов первого и второго уровней) в Турции принадлежат Ближневосточному техническому университету (ODTU, www.metu.edu.tr).
Монопольным правом регулирования, расширения и совершенствования нацио-нальной телекоммуникационной инфраструктуры обладает вышеупомянутая <Тюрк теле-ком>, сложный многоступенчатый процесс приватизации которой продолжается уже не-сколько лет.
Основной государственной организацией, курирующей область информационных технологий, является Совет по научно-техническим исследованиям Турции (TUBITAK, www.tubitak.gov.tr). Совет работает в тесном взаимодействии с крупнейшими университе-тами и научно-исследовательскими центрами Турции.
В Меджлисе Турции работает Комитет по информации и информационным техно-логиям, который занимается разработкой нового и совершенствованием существующего законодательства в данной области.
Большая часть мероприятий по развитию ИКТ осуществляется при содействии ряда общественных организаций. Ведущую роль среди них играют Фонд информатизации Тур-ции (www.tbv.org.tr) и Общество информатизации Турции (www.tbd.org.tr).
Значительную поддержку внедрению в ИКТ в различные сферы экономики страны оказывает Всемирный банк. Среди крупнейших проектов, финансируемых по линии ВБ, необходимо отметить Проект компьютеризации и интеграции системы кадастрового учета земель, создание единой информационный сети в аграрном секторе, а также интеграцию национальной системы налогообложения путем объединения районных налоговых отделов с центральным аппаратом Министерства финансов Турции.
Заметную роль на турецком рынке информационных технологий играет междуна-родное агентство , совместно с которым турецкое правительство предпринимает беспрецедентные шаги, направленные на осуществление жесткого кон-троля за используемым программным обеспечением как в государственных, так и в частных организациях (www.bsa.org.tr).




Государственные программы по развитию ИКТ и их внедрению в различные области общественной жизни страны

В Турции реализуется несколько государственных программ по развитию ИКТ и их внедрению в различные области общественной жизни страны.
Проект <Электронная Турция> (e-Turkiye, www.bilten.metu.edu.tr/eEurope+) является приоритетным в данной области и курируется аппаратом премьер-министра. В настоящее время в рамках проекта осуществляют деятельность 13 рабочих групп:


Рабочая группа по образо-ванию и челове-ческим ресурсам Министер-ство образования Разработка политики подготовки кадров в сфере ИКТ, кадровое планирова-ние, обеспечение подключения средних образовательных учреждений к интернету, работа по информатизации общества.
Рабочая группа по инфра-структуре Министер-ство транспорта Создание и эксплуатация общена-циональной инфрастуктуры передачи электронных данных, обеспечение деше-вого, простого и надежного подключения к интернету.
Рабочая группа по правовой базе Министерство юстиции Подготовка изменений в законодательстве с целью приведения его в соответствие с программой e-Europe+, разработка законодательства, регулирующего работу электронной почты, электронной подписи, электронных счетов, электронных торговых операций, мониторинг изменений в соответствующем международном законодательстве.
Рабочая группа по стандартизации Турецкий институт стандартов Работа по стандартизации в области получения, обработки, передачи и хране-ния данных с использованием современ-ных технологий.
Рабочая группа по безо-пасности Генераль-ный штаб турец-ких ВС Работа по обеспечению безопасно-сти получения, обработки, передачи и хранения данных с учетом имеющейся разрозненной структуры ИКТ.
Рабочая группа по элек-тронной торговле Ведомство внешней торговли Подготовка инфраструктуры для интеграции Турции в международную систему электронной торговли, проведе-ние образовательных программ в области электронной торговли и электронной под-писи, содействие созданию центров сер-тификации электронной торговли.
Рабочая группа по инве-стициям и плани-рованию Государст-венная плановая организация Подготовка инвестиционной про-граммы по развитию ИКТ-инфраструктуры, определение приоритет-ных направлений, обеспечение межведом-ственной координации.
Рабочая группа по элек-тронным архивам Генераль-ное управление государственных архивов Разработка систем цифровых архи-вов, электронных библиотек и статистиче-ских баз данных, обеспечение удаленного доступа к архивам.
Рабочая группа по между-народному мони-торингу и проекту e-Europe+ Секретари-ат по делам ЕС (МИД Турции) Координация программы <Элек-тронная Турция> в соответствии с совре-менными мировыми технологиями, разра-ботка мер по решению имеющихся в дан-ной области проблем.
Рабочая группа по специ-альным проектам Фонд ин-форматизации Турции Создание национальных центров передовых технологий, реализация проек-тов по созданию национальных продуктов в области ИКТ, имеющих высокую миро-вую конкурентоспособность.
Рабочая группа по изуче-нию текущей си-туации Техниче-ский совет орга-низации (<Общественная сеть>) Анализ текущей ситуации в ИКТ-инфраструктуре Турции (государственные, коммерческие, образовательные учреждения), реализация проектов электронного управления, электронного образования.
Рабочая группа по национальному мониторингу и координации Общество информатизации Турции Мониторинг деятельности всех рабочих групп, обеспечение своевременного выполнения ими намеченных задач.
Рабочая группа по электронному здравоохранению и охране окружающей среды Аппарат премьер-министра Реализация мероприятий, предусмотренных программой в области здравоохранения и охраны окружающей среды, обеспечение прясого доступа населения и общественных организаций к данным ресурсам.

Один из крупнейших проектов, реализуемых Советом по научно-техническим исследованиям Турции, - <Генеральный план развития информационной инфраструктуры Турции> (, tuena.ubak.gov.tr).

Данный проект является беспрецедентным по масштабам и состоит из следующих элементов: информатизация общественных организаций, правительства, принципиальное обновление системы телекоммуникаций, реструктуризация промышленности по производству информационно-вычислительной техники и программного обеспечения.
В последние годы в Турции реализуется государственная программа поддержки производства и экспорта программных продуктов. В рамках данной программы государство предоставляет компаниям, работающим на IT-рынке следующие льготы:
· оплата определенной части стоимости участия компаний в международных выставках как на территории Турции, так и заграницей;
· оплата образовательных программ для сотрудников отраслевых внешнеторговых компаний: государство оплачивает 75% стоимости обучения, максимальное количество обучаемых в рамках программы сотрудников - 3 чел. внутри страны, 3 чел. - заграницей;
· финансовая помощь, направленная на повышение занятости: на протяжении максимум одного года одному менеджеру и двум специалистам компании по разработке программного обеспечения, имеющей статус отраслевой внешнеторговой компании, выплачивается фиксированная государственная зарплата в размере от 1000 до 1500 долл. США в месяц;
· поддержка НИОКР, проводимых компаниями, в форме льготных кредитов или дотаций;
· предоставление льготных кредитов на расходы, связанные с разработкой новых программных продуктов, в размере 50% уставного фонда компании, но не более 1 млн. долл. и не более, чем на два года;
· поддержка маркетинговых исследований, проводимых компаниями;
· оказание содействия компаниям при открытии представительств заграницей: государство оплачивает 50% (но не более 30 тыс. долл. США) расходов по содержанию представительства зарубежного компании в течение первого года, 30% - в течение второго года, причем одна компания может воспользоваться данными льготами для пяти отдельных представительств;
· регистрация торговой марки, арендная плата за площади, используемые для продвижения продукта и международная сертификация: при наличии одобрения ТЭО проекта со стороны Ведомства внешней торговли Турции, компании на вышеуказанные мероприятия выдается на безвозмездной основе соответственно 50 тыс., 200 тыс. и 50 тыс. долл. США;
· льготы при инвестициях:
- компании освобождаются от корпоративного налога на покупку недвижимости, оборудования, компьютеров;
- в случае, если компания в течение двух лет после завершения инвестиций осуществила экспорт более, чем на 10 тыс. долл., она освобождается от основных налогов и сборов;
- существует возможность освобождения от ввозных пошлин и сборов, если компания импортирует инвестиционные товары;
- в соответствие с <Законом о налоговой реформе>, принятом в августе 1998 г., все компании, работающие в области информационных технологий, освобождаются от уплаты НДС.
· значительные льготы для компаний-производителей программного обеспечения имеются в свободных промышленных зонах Турции.




Электронная торговля

В Турции уделяется значительное внимание развитию электронной торговли, как одной из наиболее перспективных сфер современной экономики. 25 августа 1997 г. на заседании Высшего совета по науке и технике Турции было принято решение о создании Совета по координации электронной торговли. Управление Советом осуществляет Аппарат советника по внешней торговле при премьер-министре Турции, функции секретариата возложены на Совет по научно-техническим исследованиям Турции (TUBITAK). В Совет входят представители следующих государственных и общественных организаций:
Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство по делам села и сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли, Министерство культуры, Государственная плановая организация, Казначейство, Аппарат советника по делам таможни при премьер-министре, Государственный статистический институт, Центральный банк, Совет по конкуренции, Совет по рынкам капиталов, Национальный центр продуктивности, Управление по развитию малой и средней промышленности, Союз палат и бирж Турции, Союз банков Турции, Фонд развития технологий, Турецкий институт патентов, компания <Тюрк Телеком>, Центр по развитию экспорта, Институт развития информационных технологий и электроники, Секретариат союзов экспортеров средней Анатолии, Совет по внешнеэкономическим связям, Союз международных перевозчиков, Общество агентств и посредников в области международных перевозок.

Первое заседание Совета по координации электронной торговли состоялось 16 февраля 1998 г. Таким образом, развивавшаяся ранее (с 1995 г.) в основном стихийно электронная торговля с 1998 г. получила всестороннюю государственную поддержку. Основная деятельность Совета ведется в трех рабочих группах: правовой, технической и финансовой.
В настоящее время основными задачи государственной политики по развитию электронной торговли являются следующие:
- создание необходимой технической и административной базы (информационная инфраструктура Турции должна предоставлять возможность свободного обмена информацией в любой точке страны, на высокой скорости и по доступным ценам, кроме того, необходимо создание механизма сертификации субъектов электронной торговли, включая использование шифров, электронных удостоверений личности, электронных подписей);
- создание законодательной базы (в частности признание юридической силы документов, существующих только в электронном виде, признание электронной подписи наряду с оригинальной подписью, вопросы защиты прав потребителей, прав физических лиц, авторских прав, налогообложения электронных сделок);
- принятие мер по стимулированию развития электронной торговли (поощрение малых и средних предприятий, занимающихся электронной торговлей, минимизация стоимости коммуникационных услуг, использование возможностей электронной торговли государством);
- приведение национальной политики в области электронной торговли в соответствие с мировыми стандартами (изучение опыта в данной сфере международных организаций, в частности, ОЭСР, ООН).

С 1998 г. в Турции осуществляются так называемые пилотные проекты в области электронной торговли.

Одним из таких проектов является создание торговых точек (trade point) - своеоб-разной основы будущей инфраструктуры для электронной торговли. В настоящее время создана Анкарская торговая точка (тур. аббревиатура - ATN), ведутся работы по ее расши-рению и созданию аналогичных узлов в других городах Турции. Анкарская торговая точка создана на базе Центра по развитию экспорта и в настоящее время представляет собой ин-формационно-коммерческий интернет-портал. Вместе с тем, после окончательного завер-шения формирования Анкарской торговой точки она будет представлять собой интегриро-ванную информационную систему, нацеленную на проведение всех видов операций, необ-ходимых при электронных сделках. Среди различных мероприятий по совершенствованию данного информационного ресурса можно назвать взаимодействие турецкого Центра по развитию экспорта с Центром по развитию торговых точек при ООН (UNTPDC) в области внедрения проекта SEAL (Secure Electronic Authenticated Link), нацеленного на развитие системы сертификатов безопасности и электронных подписей. Одновременно ведутся ра-боты с Аппаратом советника по делам таможни при премьер-министре по автоматизации таможенных процедур и их интеграции в единую систему электронных внешнеторговых операций.
Значительная роль в становлении электронной торговли в Турции отводится так на-зываемой сети KOBI-Net (сеть малых и средних предприятий, www.kobinet.org.tr). В на-стоящее время эта сеть объединяет около 6000 предприятий. Сеть обеспечивает оператив-ный обмен информацией между предприятиями по конъюнктуре рынков товаров и услуг, законодательной базе. В ближайшем будущем также планируется интегрировать данную информационную систему в общенациональную структуру электронной торговли.
В области программного обеспечения ведутся работы по приведению национальной системы электронной торговли и сертификации в соответствие со специальным протоко-лом обмена информацией для электронной торговли X.509. Соответствующее подразделе-ние Совета по координации электронной торговли провело маркетинговое исследование в области рынка программных продуктов для электронной торговли. В результате у ирланд-ской компании Baltimore Inc. был закуплен пакет UNICERT с несколькими лицензиями для установки в основных государственных структурах, занимающихся вопросами регулиро-вания и сертификации электронной торговли. Пакет представляет собой систему <клиент-сервер> на платформе ORACLE, работающую с вышеуказанным коммуникационным протоколом.




Защита авторских прав

Одним из наиболее актуальных вопросов развития рынка информационных техно-логий в Турции в последние годы стал вопрос о защите авторских прав на программные продукты и борьбе с пиратским программным обеспечением. Турецкое правительство со-вместно с международным агентством осуществляет програм-му контроля за программным обеспечением, используемым в государственных и частных организациях. С марта 2001 г. вступили в силу дополнения к <Закону о защите интеллекту-альной собственности и произведений искусства>, касающиеся ответственности за исполь-зование нелицензированных компьютерных программ. Согласно данным нововведениям, за использование пиратского программного обеспечения для юридических и физических лиц предусматриваются следующие меры административной и уголовной ответственно-сти: штраф от 10 тыс. до 150 тыс. долл. США (за одну программу), лишение права профес-сиональной деятельности на срок до 3 лет, конфискация компьютеров и оргтехники, ли-шение свободы на срок от 2 до 6 лет без права замены денежным штрафом.
Благодаря вышеуказанным законодательным мерам, а также гибкой ценовой поли-тике, проводимой крупнейшими западными производителями программного обеспечения на турецком рыке, в последние время Турции удалось достичь значительных успехов в борьбе с пиратскими компьютерными программами. <Черный рынок> программного обес-печения сократился до минимальных размеров, причем основной его сегмент приходится на компьютерные игры.




Мероприятия, проводимые в Турции в области ИКТ

В Турции уделяется значительное внимание развитию электронной торговли, как одной из наиболее перспективных сфер современной экономики. 25 августа 1997 г. на заседании Высшего совета по науке и технике Турции было принято решение о создании Совета по координации электронной торговли. Управление Советом осуществляет Аппарат советника по внешней торговле при премьер-министре Турции, функции секретариата возложены на Совет по научно-техническим исследованиям Турции (TUBITAK). В Совет входят представители следующих государственных и общественных организаций:
Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство по делам села и сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли, Министерство культуры, Государственная плановая организация, Казначейство, Аппарат советника по делам таможни при премьер-министре, Государственный статистический институт, Центральный банк, Совет по конкуренции, Совет по рынкам капиталов, Национальный центр продуктивности, Управление по развитию малой и средней промышленности, Союз палат и бирж Турции, Союз банков Турции, Фонд развития технологий, Турецкий институт патентов, компания <Тюрк Телеком>, Центр по развитию экспорта, Институт развития информационных технологий и электроники, Секретариат союзов экспортеров средней Анатолии, Совет по внешнеэкономическим связям, Союз международных перевозчиков, Общество агентств и посредников в области международных перевозок.

Первое заседание Совета по координации электронной торговли состоялось 16 февраля 1998 г. Таким образом, развивавшаяся ранее (с 1995 г.) в основном стихийно электронная торговля с 1998 г. получила всестороннюю государственную поддержку. Основная деятельность Совета ведется в трех рабочих группах: правовой, технической и финансовой.
В настоящее время основными задачи государственной политики по развитию электронной торговли являются следующие:
- создание необходимой технической и административной базы (информационная инфраструктура Турции должна предоставлять возможность свободного обмена информацией в любой точке страны, на высокой скорости и по доступным ценам, кроме того, необходимо создание механизма сертификации субъектов электронной торговли, включая использование шифров, электронных удостоверений личности, электронных подписей);
- создание законодательной базы (в частности признание юридической силы документов, существующих только в электронном виде, признание электронной подписи наряду с оригинальной подписью, вопросы защиты прав потребителей, прав физических лиц, авторских прав, налогообложения электронных сделок);
- принятие мер по стимулированию развития электронной торговли (поощрение малых и средних предприятий, занимающихся электронной торговлей, минимизация стоимости коммуникационных услуг, использование возможностей электронной торговли государством);
- приведение национальной политики в области электронной торговли в соответствие с мировыми стандартами (изучение опыта в данной сфере международных организаций, в частности, ОЭСР, ООН).

С 1998 г. в Турции осуществляются так называемые пилотные проекты в области электронной торговли.

Одним из таких проектов является создание торговых точек (trade point) - своеоб-разной основы будущей инфраструктуры для электронной торговли. В настоящее время создана Анкарская торговая точка (тур. аббревиатура - ATN), ведутся работы по ее расши-рению и созданию аналогичных узлов в других городах Турции. Анкарская торговая точка создана на базе Центра по развитию экспорта и в настоящее время представляет собой ин-формационно-коммерческий интернет-портал. Вместе с тем, после окончательного завер-шения формирования Анкарской торговой точки она будет представлять собой интегриро-ванную информационную систему, нацеленную на проведение всех видов операций, необ-ходимых при электронных сделках. Среди различных мероприятий по совершенствованию данного информационного ресурса можно назвать взаимодействие турецкого Центра по развитию экспорта с Центром по развитию торговых точек при ООН (UNTPDC) в области внедрения проекта SEAL (Secure Electronic Authenticated Link), нацеленного на развитие системы сертификатов безопасности и электронных подписей. Одновременно ведутся ра-боты с Аппаратом советника по делам таможни при премьер-министре по автоматизации таможенных процедур и их интеграции в единую систему электронных внешнеторговых операций.
Значительная роль в становлении электронной торговли в Турции отводится так на-зываемой сети KOBI-Net (сеть малых и средних предприятий, www.kobinet.org.tr). В на-стоящее время эта сеть объединяет около 6000 предприятий. Сеть обеспечивает оператив-ный обмен информацией между предприятиями по конъюнктуре рынков товаров и услуг, законодательной базе. В ближайшем будущем также планируется интегрировать данную информационную систему в общенациональную структуру электронной торговли.
В области программного обеспечения ведутся работы по приведению национальной системы электронной торговли и сертификации в соответствие со специальным протоко-лом обмена информацией для электронной торговли X.509. Соответствующее подразделе-ние Совета по координации электронной торговли провело маркетинговое исследование в области рынка программных продуктов для электронной торговли. В результате у ирланд-ской компании Baltimore Inc. был закуплен пакет UNICERT с несколькими лицензиями для установки в основных государственных структурах, занимающихся вопросами регулиро-вания и сертификации электронной торговли. Пакет представляет собой систему <клиент-сервер> на платформе ORACLE, работающую с вышеуказанным коммуникационным протоколом.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100