Сегодня: 19 марта 2019г.





Реструктуризация отрасли

Создание независимой производственной базы информационной промышлен-ности рассматривается руководством КНР в качестве одного из основных условий ее ус-пешного экономического развития.
В настоящее время в КНР на основе передовых западных технологий строится со-временная общегосударственная телекоммуникационная система, которая включает про-водные телефонные, волоконно-оптические и мобильные сети. В настоящее время основ-ной целью является создание в стране научно-промышленной базы для обеспечения неза-висимого производства оборудования современных мобильных и проводных систем связи.
До 1994 года в КНР насчитывалось около 10 внутриведомственных телекоммуни-кационных сетей, но правом на предоставление коммерческих услуг связи населению об-ладала лишь одна государственная компания ChinaTELECOM. Рассматривая данное об-стоятельство в качестве основного фактора, препятствующего ускоренному развитию от-расли, в 1994 году была создана подконтрольная государству акционерная компания ChinaUNICOM, которая вследствие отсутствия собственных общегосударственных телекоммуникационных сетей не могла составить конкуренцию ChinaTELECOM.
В 1998 году с целью оптимизации управления отраслью была начата ее реструкту-ризация, в результате которой Министерство электронной промышленности КНР, Ми-нистерство почт и телекоммуникаций КНР, а также Министерство радио, кинематографии и телевидения КНР были преобразованы в Министерство информационной промышленно-сти (МИЛ) КНР. Основная часть государственных телекоммуникационных сетей была пе-редана МИЛ, а оставшиеся - в распоряжение Министерства железнодорожного транспорта и Министерства обороны КНР.
В марте 1999 года МИН приступило к первому этапу реформирования телекомму-никационного сектора, основной целью которого являлась ликвидация монополии Chi-naTELECOM в области эксплуатации основных телекоммуникационных каналов и образование на ее основе не менее четырех крупных государственных компаний-операторов в сферах мобильной, пейджинговой, проводной и спутниковой связи. К на-стоящему времени этот этап завершен, и в Китае действуют шесть государственных ком-паний, каждая из которых специализируется на предоставлении услуг связи в одном из следующих направлений: проводная телефонная связь (China TELECOM);
мобильная связь (China MOBILE); спутниковая связь (China Satellite Telecom);
пейджинговая связь (China UNICOM); передача цифровых данных, подключение Интернет, IP-телефония (China NETCOM, JITONG).
В конце 2000 года было принято решение об осуществлении второго этапа реструк-туризации, обусловленное образованием в результате первого этапа вместо одного моно-полиста шести, но уже каждого в своей области. Стремление компаний-операторов дивер-сифицировать направления своей деятельности не принесли результата. Каждый из госу-дарственных операторов фактически не ощущает воздействия со стороны остальных. Так, China TELECOM обслуживает 69% пользователей проводной телефонной связью в КНР, China MOBILE - 25%, China UNICOM - 6%. Услугами China MOBILE пользуются 81% абонентов мобильной связи, China UNICOM - 19%. Каналы IP-сервиса распределяются между China TELECOM - 54%, China UNICOM - 31%, JITONG - 13%, сеть пейджерной связи на 95% принадлежит China UNICOM.
В ходе второго этапа реструктуризации телекоммуникационной отрасли планирует-ся открытие для отечественных, в том числе частных, и иностранных компаний самого прибыльного в экономике Китая сектора телекоммуникационных услуг, коэффициент рентабельности которого более чем в три раза превышает средний по стране и составляет более 40%.
Законодательно-правовую базу этого закладывают утвержденные в октябре 2000г. Госсоветом КНР "Положения о телекоммуникации", в соответствие с которыми МИЛ КНР уполномочено выдавать лицензии на предоставление телекоммуникационньк услуг любой государственной и частной компании. Однако для того чтобы ограничить количество опе-раторов и сохранить контроль за развитием отрасли, установлены жесткие финансовые и технологические критерии отбора претендентов на получение лицензии. Таким образом, их круг естественно сужается до крупных фирм и ведомственных компаний.
Так, Министерство железных дорог КНР первым получило лицензию на предостав-ление в государственном масштабе услуг дальней и ближней телефонной проводной связи, передачи данных и подключения к "Интернет". Для этих целей министерство образует компанию China Railway Telecom, которая будет использовать вторую по величине в Китае принадлежащую МЖД телекоммуникационную сеть протяженностью 120 тыс. км, из ко-торых 40 тыс. приходится на волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Штат компании предположительно будет насчитывать 65 тыс. чел., что более чем в три раза превышает ко-личество сотрудников China UNICOM .
В 1999 году в соответствии с достигнутыми с США и Евросоюзом соглашениями относительно условий вступления КНР в ВТО Китай принял на себя обязательства по по-этапному открытию для иностранных инвестиций сектора телекоммуникационных услуг. В соответствии с действовавшей с 1993 года <Инструкцией в области телекоммуникации> запрещались любые формы вложения иностранного капитала в данный сектор, являющий-ся самым прибыльным в телекоммуникационной промышленности. Активно поощрялось инвестирование лишь производственного и научно-исследовательского секторов.
Однако ведущие зарубежные компании, пользуясь острой потребностью в финансо-вых средствах развивающихся государственных операторов телекоммуникационных сетей, находили обходные способы инвестирования перспективных проектов. При этом использовался метод, при котором вновь образованные совместные предприятия вклады-вали капитал зарубежного партнера в проекты, осуществляемые государственным опе-ратором телекоммуникационных сетей. Так крупнейшей на настоящее время в Китае ком-панией ChinaUNICOM в общей сложности было заключено 45 таких контрактов на общую сумму в 1,4 млрд. долларов.
В октябре 1999 года правительство объявило незаконным данный способ вложения фактически зарубежных инвестиций в указанный сектор телекоммуникационной промыш-ленности и заморозило реализацию всех контрактов, что вызвало резкий протест со сторо-ны иностранных фирм-вкладчиков (большинство из которых были американскими), по-ставивших данный вопрос при проведении китайско-американских консультаций на тему вступления КНР в ВТО.
В результате, в соответствии с подписанным с США соглашением Китай принял на себя следующие обязательства:
- разрешить вложение до 49% иностранных инвестиций во все области телекомму-никационного сервиса, включая услуги предоставления мобильной связи и подключения к Internet;
- разрешить, чтобы доля зарубежной собственности во всех секторах телекоммуни-кации, связанных с получением добавленной стоимости доходил до 50% по истечении двух лет, для пейджингового сервиса -по истечении 3-х лет;
- следовать принципам конкурентного регулирования, включающим стоимостное определение цены товаров и услуг, свободное право на подключение, а так же независи-мый выбор иностранными фирмами любых подходящих им технологий для предос-тавления телекоммуникационных услуг;
- в течение двух лет отменить географическое ограничение доступа иностранных фирм в области предоставления пейджинговых услуг, в области мобильной сотовой связи - в течение пяти лет и в области внутригосударственной проводной связи - в течение шести лет. Основной телекоммуникационный коридор Китая: Пекин-Шанхай-Гуанчжоу, через который проходит около 75% соединений, открыть немедленно для предоставления лю-бых видов телекоммуникационных услуг иностранными фирмами.
В рамках реализации этих обязательств с 2001 года зарубежным компаниям фор-мально предоставлено право начать работать на китайском телекоммуникационном рынке. Однако данный вид деятельности разрешается им лишь путем создания с китайскими предприятиями СП с долей своей собственности в уставном капитале не превышающей 49%. Причем, при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии к предприятиям с ино-странным капиталом предъявляются более высокие по сравнению с китайскими компа-ниями требования.
По мнению китайских экспертов, реализация второго этапа реформирования телекоммуникационной промышленности позволит в ближайшие 2-3 года образовать в КНР достаточное количество подконтрольных государству предприятий, что обеспечит в стране на переходный период при вступлении КНР в ВТО атмосферу контролируемой конкуренции для развития и планомерной подготовки ведущих отечественных предпри-ятий-операторов к полному открытию китайского телекоммуникационного рынка для зарубежных фирм.
Ведущие зарубежные компании, осознавая широкие перспективы развития теле-коммуникационного рынка Китая, прикладывают значительные усилия для сохранения и расширения своего влияние в данном секторе рынка КНР.
По мнению зарубежных экспертов, основными факторами, определяющими привлекательность инвестирования и развития производства телекоммуникационного обо-рудования в Китае, являются:
- стабильное долгосрочное экономическое развитие страны;
- всесторонняя поддержка правительством КНР развития телекоммуникаци-онной отрасли;
- благоприятные условия для зарубежных инвестиций;
- высокая норма прибыли для совместных производств на территории Китая;
- большая емкость рынка потенциальных пользователей мобильной связью.
По их оценкам, в ближайшей перспективе в КНР имеются все предпосылки для со-хранения, и даже увеличения темпов роста сетей мобильной связи. Предполагается, что количество ее пользователей увеличится с 74 млн. в 2000 году до 250 млн. в 2004 году, а процент ежегодной замены оборудования и мобильных телефонов поднимется с 10 до 15. Емкость рынка полупроводников, включая интегральные микросхемы, будет ежегодно расти на 17% и в 2004 году достигнет в стоимостном выражении 150 млрд. юаней (18 млрд. долл. по текущему курсу).
Эти факторы привлекают в Китай большое количество иностранных компаний. В настоящее время практически все известные мировые производители (около 100 фирм) стремятся закрепиться и расширить свое влияние на китайском внутреннем рынке. Однако в условиях жесткой конкуренции в Китае наиболее успешно работают такие компании, как Motorola, Nokia, Ericsson, Lucent и Siemens, на долю которых приходится около 80 % реа-лизуемого в Китае телекоммуникационного оборудования, включая мобильные телефоны. Успех данных фирм увязывается специалистами с отработанным ими сценарием деятель-ности в стране, включающим три этапа.
На первом этапе, длившемся с середины 80-х до начала 90-х годов, зарубежные компании открывали свои представительства на территории КНР и занимались реализаци-ей телекоммуникационного оборудования.
Второй этап (до 1997-98 годов) характеризовался активным созданием совместных производств на территории Китая сначала для сборки, а затем для полномасштабного про-изводства телекоммуникационного оборудования с использованием зарубежной элемент-ной базы.
На третьем этапе компании начали активно сотрудничать с китайскими НИИ, а также создавать свои исследовательские центры с привлечением местных специалистов для адаптации новых разработок к условиям китайского рынка и проведения НИОКР.
В результате на настоящее время фирма Nokia в Китае имеет более 20 региональ-ных представительств, 8 совместных предприятий, 3 из которых попали в число 15 лучших совместных производств в КНР. Созданный в январе 1998 года Китайский научно-исследовательский центр Nokia специализируется на разработке Интернет-технологий следующего поколения (Ipv6) и технологий мобильной связи третьего поколения. Он име-ет тесные связи с НИИ технологий связи Министерства информационной промышленно-сти КНР и другими китайскими НИИ, оказывает им помощь в разработке технологий и аппаратуры. С конца 1994 года до настоящего времени количество служащих Nokia в Ки-тае возросло со 100 до 5000 чел., годовой доход увеличился с 50 млн. долл. до 2,3 млрд. долл., а общая сумма инвестиций достигла 1 млрд. долл.
Компания Ericsson основала на территории КНР 23 представительства и 8 совмест-ных производственных предприятий, в Пекине и Шанхае создано два научно-исследовательских центра, разработки которых используются компанией на своих произ-водствах как в Китае, так и в других регионах.
В более чем 20 региональных представительствах и 7 совместных предприятиях фирмы Motorola работают около 10 тыс. сотрудников, а в 18 исследовательских центрах и лабораториях, входящих в структуру Китайского научно-исследовательского института Motorola - 800 специалистов. Компания является крупнейшим иностранным инвестором в КНР с общей суммой, превышающей 1,5 млрд. долл.
В нынешних условиях для сохранения своих позиций на фоне острой конкурентной борьбы иностранные компании вынуждены проводить <политику закрепления>, которая подразумевает расширение и углубление сотрудничества с китайскими партнерами в про-изводственной и исследовательской сферах, использование изготовленных на территории КНР компонентов, организацию СП по производству элементной базы, увеличение выпуска экспортоориентированных товаров, широкомасштабное привлечение местных кадров на всех стадиях от производства до реализации продукции на местном рынке, обу-чение местного персонала, совершенствование системы сервисного обслуживания.
Осознавая, что будущее развитие телекоммуникации в КНР вплотную связано с развитием мобильной связи третьего поколения, практически все научно-исследовательские центры зарубежных компаний сконцентрировали усилия на адаптации западноевропейского и американского стандартов WCDMA и CDMA-2000 под китайские условия, а также на разработке оборудования для задействования WAP (wireless application protocol) и GPRS (general pocket radio service) технологий. Наилучших результатов в прове-дении совместных исследовательских работ добилась компания Siemens. Ее специалисты совместно с Академией телекоммуникационных технологий МИН КНР разработали новый технологический стандарт для систем мобильной связи третьего поколения -TD-SCDMA. Учитывая, что КНР, как разработчик, обладает патентом на данную технологию, и вслед-ствие этого будет всемерно способствовать его использованию для модернизации своих мобильных сетей второго поколения, Siemens, как ее партнер, имеет хорошие перспективы расширить свое влияние в данном секторе рынка. В этой связи, компания планирует до 2003 года инвестировать в Китай 1,5 млрд. долл., большая часть которых пойдет на созда-ние СП и расширение совместной исследовательской деятельности.
Motorola, в свою очередь, планирует вложить 1,9 млрд. долл. в создание в г. Тянь-цзине двух заводов по производству полупроводниковых приборов и телекоммуникацион-ного оборудования. Предполагается, что первое предприятие будет специализироваться на производстве полупроводниковых элементов, а затем освоит более сложные технологиче-ские процессы - проектирование и выпуск интегральных микросхем.




Мобильные телекоммуникации

В рамках осуществления намеченного Государственной программой развития но-вых и высоких технологий (План "863") введения в 2002 году в коммерческую эксплуата-цию общенациональной сети мобильной связи 3-го поколения правительство Китая в ус-ловиях жесткой конкуренции со стороны ведущих зарубежных производителей приклады-вает значительные усилия для внедрения в производство и популяризации отечественного технологического стандарта TD-SCDMA (time division - synchronous code division multiple access), разработанного при участии компании Siemens.
В настоящее время в КНР общее число абонентов мобильной связи насчитывает бо-лее 74 млн., 95% которых подключены к сети GSM, являющейся самой большой в мире, и около 3% к активно развивающейся в КНР CDMA-сети. Исходя из перспективности ос-воения данного сегмента рынка (к 2003 г. предположительно емкость сети GSM достигнет 150 млн., a CDMA - 30 млн.), а также возможности расширения спектра ее мультимедий-ного сервиса с использованием Internet, зарубежные производители телекоммуникацион-ной аппаратуры предпринимают активные попытки продвижения своих технологиче-ских стандартов для построения сети мобильной связи 3-его поколения в КНР. Наиболее результативно в этом направлении на китайском рынке работают европейские фирмы Ericsson и Nokia , внедряя технологии WCDMA (wideband code division multiple access) и EDGE (enhanced data rates for global evolution), призванные модернизировать GSM-сети, и американские компании Qualcomm, Lucent и др. продвигая стандарт CDMA-2000 для сетей CDMA.
Учитывая, что иностранные фирмы не идут на передачу полного описания данных технологий китайской стороне, а предполагают производить перестроение мобильных се-тей в основном за счет импортируемого оборудования, правительство поручило МИЛ при-нять меры к популяризации и внедрению в производство китайского технологического стандарта TD-SCDMA.
После его утверждения Международным телекоммуникационным союзом (Interna-tional Telecommunication Union) в ноябре 1999 года в качестве одного из международных технологических стандартов для беспроводных интерфейсов 3-его поколения МИЛ бьыа определена головная организация по доработке TD-CDMA - НИИ телекоммуникации, про-рабатывается возможность создания корпорации по производству и внедрению в эксплуа-тацию данного стандарта. О намерениях принять участие в ее создании уже заявили 8 ве-дущих китайских производителей телекоммуникационной аппаратуры.
По мнению китайских специалистов, проводимая государством целенаправленная политика позволит Китаю в намеченные сроки организовать широкое производство и вне-дрение TD-SCDMA технологии на отечественном рынке, которая наравне с зарубежными стандартами WCDMA и CDMA-2000 составит основу сети мобильной связи третьего по-коления в КНР. Причем начало коммерческой эксплуатации данных систем в Китае по времени совпадет с аналогичным процессом в развитых странах Европы.
Другой задачей, стоящей перед МИЛ в сфере мобильной телекоммуникации являет-ся уменьшение зависимости от импортируемых технологий и комплектующих. В настоя-щее время более 70% оборудования поступает из-за рубежа, и последние три года на эти цели ежегодно затрачивается более 1 млрд. долл. В этой связи в подготовленной МИЛ программе развития отрасли на период до 2010 года создание промышленной базы для мобильной телекоммуникации рассматривается руководством страны в качестве стратеги-ческой задачи. При этом национальные производители должны обеспечивать продукцией более 80% внутреннего рынка; не менее 80% выпускаемых товаров должны производиться по разработанным в КНР или адаптированным под местные условия технологиям; выпус-каемая продукция должна быть конкурентоспособной и обладать экспортным потенциа-лом.
Для достижения поставленной цели МИЛ принято принципиальное решение об от-казе от целенаправленной государственной политики разработки и освоения националь-ными предприятиями технологий производства аппаратуры мобильной связи второго по-коления. Основные интеллектуальные и промышленные ресурсы будут сконцентрированы на создании в КНР научно-производственной базы для выпуска систем мобильной связи 3-го поколения, оборудования <мобильного <Интернета>> (WAP, GPRS) , а также систем мо-бильной спутниковой связи. При этом в приоритетном порядке будут стимулироваться проведение на конкурсной основе перспективных НИОКР в этих областях отечественными научными организациями, использование зарубежного опыта, а также внедрение в произ-водство отечественных технологий, в частности, стандарта мобильной связи TD-SCDMA. В качестве базы для этой деятельности будут задействованы имеющиеся к настоящему времени в КНР около 3 тыс. национальных предприятий, специализирующихся на произ-водстве различных видов телекоммуникационного и электронного оборудования, построе-нии и обслуживании сетей, крупнейшими из которых являются Huawei, Julong, TCL, Haier, Konka, ZTE и т.д.
В тоже время, учитывая масштабы развития сетей второго поколения в КНР, китай-скими производителями будет продолжена практика наращивания выпуска продукции на базе зарубежных технологий для сетей GSM и CDMA с тем, чтобы к концу 2005 года уменьшить на внутреннем рынке до 40% долю иностранной продукции, в том числе и про-изводимой предприятиях иностранных фирм, расположенных на территории Китая.
Правительством также планируется ряд мер для подготовки необходимого количе-ства инженеров-исследователей и повышения их профессионального уровня, что рас-сматривается в качестве необходимого условия для успешного проведения перспективных исследований для создания в КНР аппаратуры мобильной связи 4-го поколения.
Реализация намеченньк планов, по мнению китайских специалистов, может позво-лить Китаю в течение 5 - 10 лет создать национальную промышленную базу мобильной телекоммуникации, позволяющую обеспечивать Китай оборудованием соответствующим современным мировым стандартам и выйти на уровень развитых стран не только в области инфраструктуры мобильной связи, но и ее независимой технологической обеспеченности.




Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС)

Развитие волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) рассматривается в качестве одного из основных направлений плана экономического развития КНР на десятую пяти-летку (2001-2005 гг.) по разделу информационной промышленности.
При этом, согласно разработанному МИП плану, в указанный период будет про-должена концентрация усилий как на расширении волоконно-оптической сети, успешно функционирующей в восточных прибрежных районах КНР, так и на создании сетей ВОЛС в западных и центральных районах с их последующей коммутацией с уже имеющимися.
В рамках этого проекта уже ведется строительство 3600 километровой ВОЛС от г. Хух-Хото (автономный район Внутренняя Монголия) до г. Бэйхай (Гуанси-Чжуанский ав-тономный район). В феврале 2000 г. была закончена прокладка участка ВОК протяженно-стью 1100 км., соединившего столицу Тибетского автономного района - г. Лхасу с г. Лань-чжоу (пр. Ганьсу). К 2003 г. планируется, что все города Тибета будут охвачены сетью ВОЛС.
По предварительным расчетам, за время 9-й пятилетки (1996-2000 гг.) в общей сложности в Китае уложено 650 тыс. км волоконно-оптического кабеля (ВОК), 83% кото-рого используется МИП, а остальная часть - министерствами обороны и железных дорог КНР.
По оценке китайских экспертов, для реализации намеченных планов к 2005 году необходимо ежегодно выпускать до 360 тыс. км ВОК, а к 2010 г. - до 640 тыс. км. Необхо-димое количество ВОК Китай предполагает произвести на отечественных предприятиях, которых в настоящее время насчитывается около 100, а мощности рассчитаны на 500 тыс. км ВОК ежегодно. Однако, в настоящее время спрос данных предприятий на оптическое волокно, являющееся основой ВОК, удовлетворяется 10 китайскими фирмами-производителями лишь на 80%, а остальное закупается у крупнейших мировых компаний таких, как американская Coming Inc. В связи с предполагаемым ростом ежегодной потреб-ности Китая в оптическом волокне с 5 млн. км в 1998 г. до 14 млн. км к 2005 г., и 24 млн. км - к 2010 г. перед МИП поставлена задача по снижению импорта данной продукции за счет расширения отечественного производства.
Приемно-передающую и вспомогательную аппаратуру для волоконно-оптических сетей Китай в основном планирует изготовить, опираясь на свои производственные воз-можности, с использованием передовых зарубежных, в первую очередь американских, технологий и элементной базы.
По предварительным расчетам общая емкость китайского рынка всех компонентов ВОЛС, в 2000 году составившая 989 млн. долл., к 2005 г. достигнет 1,3 млрд. долл., а к 2010 г. - около 2 млрд. долл.
По мнению китайских специалистов, в намеченные сроки Китай, опираясь в основ-ном на собственные силы, сможет построить полномасштабную государственную воло-конно-оптическую сеть, что создаст надежную основу для информационной инфраструк-туры КНР, удовлетворит стремительно растущие потребности в передаче звуковой и циф-ровой информации внутри страны, а также поможет КНР успешно интегрироваться в ми-ровое информационное пространство.




Автоматизированные информационные сети

Реализация стратегической установки правительства КНР на приоритетное разви-тие телекоммуникационных сетей способствовала скачкообразному росту количества пользователей <Интернет>, которое в настоящее время составляет 22 млн. Сохраняя дан-ную динамику развития, к концу к 2005 году их число должно возрасти до 150 млн.
В соответствии с решением Госсовета КНР официальным правом подключения к Интернет в Китае обладают пять национальных специализированных сетей: CASNET (China Academy of Science Network), объединяющая все научно исследовательские инсти-туты и центры, входящие в систему Китайской академии наук; CERNET (China Education Research Network), связывающая локальные сети высших учебных заведений КНР и их ис-следовательских центров; ChinaNET и UNINET, предоставляющие услуги коммерческого подключения к Интернет различным предприятиям и частным лицам; China-GBN (China Golden Bridge Network) - программа <Золотой мост>, которая в перспективе свяжет Госсо-вет КНР со 100 государственными учреждениями и ведущими промышленными структу-рами, административными центрами китайских провинций, автономных районов и 500 крупными городами страны, а также 12 тыс. предприятиями различных отраслей.
Проводимая ранее Китаем политика широкомасштабного многопланового ме-ждународного сотрудничества в информационной области привела к тому, что более 60% внутреннего рынка компьютерного оборудования и программного обеспечения приходит-ся на продукцию ведущих американских, западноевропейских и японских фирм-производителей.
Сложившаяся ситуация представляет угрозу для информационной безопасности страны, поскольку не только общедоступные, но и некоторые из 90 китайских специализи-рованных внутриведомственных АИС оказываются под контролем западных стран-производителей оборудования и программного обеспечения. Кроме того, уже были зареги-стрированы неоднократные попытки снятия информации с некоторых из 3000 правитель-ственных закрытых электронных сайтов.
В этой связи МИП совместно с Министерством государственной безопасности КНР и Министерством общественной безопасности КНР разработало программу по повышению защищенности государственных информационных сетей. В законодательном порядке вве-дены жесткие административные правила эксплуатации закрытых АИС: сведение к мини-муму использования в них импортного оборудования и ПО; контроль за соблюдением принципа физического разделения закрытых АИС госучреждений с общедоступными и международными сетями; использование в качестве средств защиты только разработанных в КНР аппаратных средств и ПО; ввод со стороны МОБ дополнительного контроля за рас-пространением в открытых АИС <чувствительной> информации политического и техноло-гического характера, а также лицензирование в местных органах общественной безопасно-сти всех фирм, предоставляющих услуги подключения к <Интернет>, и регистрация поль-зователей международными АИС.
Кроме того, преодоление технологического отставания КНР от передовых стран (оценивается в 3-5 лет) в области производства аппаратных средств и программных про-дуктов для обеспечения безопасности информационных сетей выдвинуто в качестве при-оритетного направления развития информационной промышленности на период 10-го пя-тилетнего плана (2001-2005 гг.). С этой целью практически все ведущие научно-исследовательские центры отрасли уже приступили к работе по совершенствованию научно-исследовательской базы и проведению НИОКР в этом направлении. Начато соз-дание специальных производственно-технологических зон по выпуску данного вида продукции для удовлетворения внутреннего спроса.




Направления развития на период 2001-2005 гг.

В проекте программы развития страны на период 10-го пятилетнего плана (2001-2005гг.) решение задачи создания современной общегосударственной информаци-онной инфраструктуры и независимой конкурентоспособной промышленно-производственной базы отрасли рассматривается, как необходимое условие успешного оборонного "и экономического строительства государства.
В данный период в приоритетном порядке планируется продолжить построение со-временных телекоммуникационных широкоспектральных сетей с использованием передо-вых технологий, в том числе с возможностью асинхронного ввода информации (АТМ) и работы в режиме IP, микроволновых цифровых синхронных систем передачи информации со скоростью 155 Мбит/сек, а также оптимизацию и модернизацию существующих сетей. В первую очередь это коснется западных регионов, стратегия на ускоренное развитие ко-торых принята китайским руководством.
К 2003 году в Китае запланировано начало коммерческой эксплуатации сети мо-бильной связи третьего поколения с пропускной способностью до 2 Мбит/сек., к 2005 го-ду планируется удвоить протяженность сети оптоволоконной связи, которая составит приблизительно 2,7 млн. км. При этом основное внимание будет уделено строительству синхронных волоконно-оптических сетей со скоростью передачи цифровой информации 2,5 Гбит/сек и выше. Количество пользователей мобильной связью будет доведено до 200 млн. абонентов, а число подключенных к <Интернет> компьютеров - до 150 млн., что по данным показателям выведет Китай на второе место в мире после США.
Для решения задачи уменьшения зависимости отечественной производственной ба-зы от импорта основной упор будет сделан на улучшение качества и увеличение объема выпуска отечественного сетевого оборудования, микроэлектронных устройств, компьюте-ров, аппаратуры связи. При этом основным средством является совершенствование науч-но-исследовательской и технологической базы для разработки и производства современ-ных интегральных микросхем с толщиной активного слоя до 0,35 Мкм, а также создание отечественных программных продуктов и аппаратных средств для обеспечения безопасно-сти государственных информационных компьютерных сетей.
Будет продолжена политика стимулирования экспорта электронной продукции, с тем, чтобы к 2005 году экспорт товаров информационной промышленности составил не менее 20 % от всего объема экспорта страны.
С целью повышения конкурентоспособности предприятий информационной промышленности при вступлении КНР в ВТО будет продолжено проведение правительст-венной политики поддержки и укрупнения отечественных производителей электронной аппаратуры и компаний, специализирующихся на предоставлении услуг связи.
По мнению китайских экспертов, реализация данной программы позволит к 2005 году укрепить позиции отрасли в качестве одной из ведущих в промышленности страны, удвоив ежегодный объем выпуска товаров и услуг, доведя его до 2000 млрд. юаней (245 млрд. долл. США).




Информация по законодательству и системе государственного регулирования в сфере ИКТ

До сентября 2000г. деятельность предприятий информационного сектора регламентировалась исключительно инструкциями и положениями соответствующих мини-стерств и ведомств.
С начала 2000г. были приняты следующие документы:
- "Положение по стандартизации телекоммуникационного сервиса" (Приняты МИП 11.01.2000г., вступили в силу с 01.07.2000г.)
- "Положения о защите секретной информации при подключении информационных компьютерных систем к международным информационным сетям " (Приняты Государ-ственной администрацией по защите гостайны КНР в декабре 1999г., вступили в силу с 1ярваря 2000г.)
- "Временные правила по продажам ценных бумаг посредством компьютерных се-тей" (Принято Комиссией по ценным бумагам КНР в марте 2000г., вступило в силу с 30 марта 2000г.)
- "О процедуре оформления разрешения на коммерческую деятельность с ценными бумагами посредством компьютерных сетей" (Принято Комиссией по ценным бумагам КНР в марте 2000г., вступило в силу с 30 марта 2000г.)
24 июня 2000г. Госсоветом КНР был утвержден с 1 сентября 2000г. вступил в дей-ствие первый закон регламентирующий развитие информационной промышленности КНР - "Положение о политике поощрения развития производства программного обеспечения (ПО) и интегральных схем (ИС) ".
Данное Положение, состоящее из 13 статей и 53 пунктов, определяет финансовую, налоговую, технологическую и кадровую политики для стимулирования развития ПО и ИС в КНР.
В документе подчеркивается, что основной задачей правительства в данной области является привлечение финансовых и людских ресурсов в данный сектор информационной промышленности с тем, чтобы к 2010 году по уровню исследовательских разработок ПО и ИС КНР приблизилась к мировым стандартам, а созданные производственные возможно-сти по выпуску данной продукции удовлетворяли большую часть внутренних государст-венных потребностей и обеспечивали широкий масштаб экспортных поставок.
Для стимулирования увеличения потока капиталовложений в данные области раз-решается создание специализированных инвестиционных компаний и фондов. Часть средств на капитальное строительство в бюджете страны на период 10-го пятилетнего пла-на (2001-2005гг.) в обязательном порядке будет направлена на создание предприятий по производству ПО и ИС. Министерству финансов, Госплану, Миннауки, МИП в процессе создания финансовых планов рекомендуется предусмотреть выделение средств на разви-тие технологической базы для разработки и производства ПО, в частности, на создание специализированных "Парков по разработке и производству ПО" в районах с высоким на-учно-техническим потенциалом.
Положением предусматривается стимулирование развития производства ПО внутри страны путем государственного регулирования. Так, для предприятий, специализирую-щихся на выпуске ПО и ИС, общая сумма налогов с продаж до 2010г. не будет превышать 17%. Для предприятий занимающихся разработкой ПО и его последующим производством фактически выплачиваемая сумма налогов не должна превышать 3%. Для предприятий, образованных на территории КНР, для разработки и производства ПО будет проводится льготная налоговая политика по принципу "два года без налогов, в последующие три -половинная ставка". Госпредприятиям устанавливается льготная налоговая ставка в 10%. Все предприятия, специализирующиеся на выпуске ПО, при импортировании технологий и оборудования (в т.ч. содержащего ПО), освобождаются от таможенных сборов.
В положении указывается на необходимость стимулировать исследовательскую деятельность по разработке всех видов ПО, особенно операционных китаеязычных сред, программных продуктов для создания сетей, технологического ПО для систем проектиро-вания, для обеспечения безопасности информационных сетей и т. д.
Предприятиям рекомендуется особое внимание обращать на расширение экспорта высококачественного ПО, особенно, соответствующего международным стандартам GB/T19000 - IS09000. Расчеты за ПО, поставляемое на экспорт, должно проходить через экспортно-импортный банк Китая, который предоставляет льготные тарифы на обслужи-вание сделок и гарантии государства под займы.
Оборудование, ввозимое иностранными партнерами в парки по развитию ПО, осво-бождается от ввозных пошлин. Будет максимально облегчена процедура оформления въез-да в страну для зарубежных специалистов в области ПО и ИС.
Китайским ВУЗам и научно-исследовательским организациям ставится задача по наращиванию масштабов и повышению качества подготовки специалистов в данной об-ласти.
В соответствии директивой Госсовета, 18 октября МИПом и рядом других мини-стерств и ведомств была подготовлена "Инструкция о процессе регистрации предприятий по разработке и производству ПО и предъявляемым к ним критериям". 27 октября МИП опубликовало "Правила регулирования в области производства ПО", а 14 ноября - "Регла-ментирующие положение по управлению предприятиями специализирующимися на разра-ботке интегральных схем".
25 сентября 2000г. на 31 пленарном заседании Госсовета КНР было принято "По-ложение о телекоммуникации КНР", которое являются первым нормативным документом, регламентирующим инвестиционную деятельность как отечественных, так и зарубежных компаний на телекоммуникационном рынке Китая, и фактически отменяет монополию го-сударства на данный вид деятельности.
В состоящих из семи статей и 81 пункта "Положениях" подчеркивается, что Китай продолжит придерживаться системы лицензирования в области предоставления телеком-муникационных услуг. Любое юридическое или физическое лицо, отвечающее предъяв-ляемым МИП требованиям, имеет право получить такую лицензию.
"Положения" придают МИП функции регулирования телекоммуникационно-го рынка КНР. В составе провинциальных правительств Министерство образует Админи-страции по телекоммуникации. В соответствии со статьей № 4, МИП отвечает за развитие и контролирует работу всех государственных и частных телекоммуникационных сетей, выдает лицензии телекоммуникационным операторам связи, а также производителям планируемого к использованию в телекоммуникационных сетях оборудования. Контроли-рует выполнение установленных <Положением> правил провайдерами телекоммуникаци-онного сервиса. В документе отмечается, что другие китайские министерства и ведомства такие, как Государственный комитет по планированию развития. Министерство финансов также должны играть важную роль в регулировании телекоммуникационного рынка КНР.
Статья вторая "Положений" устанавливает, что в Китае реализуется система лицен-зирования на рынке телекоммуникационных услуг. Частные лица и организации, желаю-щие на нем работать, обязаны получить лицензию на данный вид деятельности в МИП или в его структурах на местах. Предприятия, планирующие специализироваться в области те-лекоммуникационного сервиса, делятся на две категории: первая - использующая для пре-доставления услуг связи частные телекоммуникационные сети; вторая - государственные. Количество и уровень операторов, относящихся к первой категории, определяется МИП.
В соответствии с данным документом, зарубежные компании, могут начать рабо-тать на территории Китая в области телекоммуникационного сервиса, лишь путем созда-ния совместных предприятий с китайскими партнерами. Причем доля иностранной фирмы в СП не должна превышать 49%, а зарегистрированный капитал СП должен быть не менее 200 млн. юаней при задействовании уже имеющихся частных телекоммуникационных се-тей и не менее 5 млн. юаней при реализации проектов, предусматривающих создание но-вых сетей. Должность председателя совета директоров СП является выборной, а генераль-ный менеджер назначается китайской стороной. Зарубежные компании должны продемон-стрировать "значительные достижения и опыт в данной области", что учитывается дирек-тивными органами при принятии решения о регистрации СП и выдаче ему лицензии. СП при реализации своей деятельности обязаны следовать принятой в КНР политике и на-правлениям развития телекоммуникации.
25 сентября 2000г. Госсоветом КНР было также одобрены "Правила пользованием Интернет". В соответствии с ними все компании, предоставляющие на территории стра-ны услуги по доступу в эту сеть, были обязаны до 1 декабря 2000г. получить государствен-ную лицензию на право деятельности в этой сфере.
Новые правила запрещают распространение через Интернет информации содержа-щей государственную тайну, призывающей к свержению существующего строя и ор-ганизации беспорядков, разжигающей межэтническую рознь, направленной на поддержку различных культов или феодальных предрассудков, несущей угрозу территориальной це-лостности страны, подрывающей социальную стабильность в обществе, противоречащей курсу КНР на мирное возвращение Тайваня, а также наносящей ущерб традиционным нравственным ценностям китайской нации. Для обеспечения эффективного контроля за предоставляемой провайддерами информацией установлен 60-дневный срок обязательного сохранения последними всего содержимого своих сайтов. Такой же период определен для хранения подлежащих обязательной регистрации сведений обо всех пользователях, вклю-чающих их электронные адреса, телефонные номера и время обращения. Вся эта инфор-мация должна быть предоставлена правоохранительным органам в случае их запроса.
За нарушение установленных правил компании могут быть подвергнуты штрафам на сумму до 1 млн. юаней или лишены лицензий.
25 декабря 2000г. Госсовет КНР одобрил разработанные Министерством информа-ционной промышленности КНР, Государственным комитетом по планированию развития и Министерством финансов КНР "Положения о структурном регулировании оплаты те-лекоммуникационных услуг", которое должно быть принято к исполнению государствен-ными компаниями, специализирующимися на предоставлении телекоммуникационного сервиса, до 1 июня 2001 года.
Другие законы:
Regulation on the protection of computer software (04.06.1991)
Revised provisional regulations governing the management of Chinese computer informa-tion networks connected to international networks (01.02.1996)
Computer information network and internet security, protection and management regula-tions (30.12.97)
Положение о контроле за международной электронной корреспонденции (01.08.2002)
Способы контроля международной входной корреспонденции (26.06.2002)
Положение о создании сетей спутниковой связи и использования оборудования на-земных станций (21.06.2002)
Положение о контроле электросигнала (01.06.2002)
Положение о контроле излучения ретрансляционных систем в горах на высотных зданиях (19.11.01)
Способы управления взаимодействия между сетями. (08.11.2001) Способы контроля принадлежности почтовых сообщений (10.08.2001) Способы контроля входа в сеть с по-мощью электронного сигнала. Положение о порядке административного наказания в об-ласти в сфере коммуникаций (10.05.2001)
Положение о контроле взаимодействия между общими электронными сетями
Способы контроля программных продуктов (04.03.98) Тексты законов на англий-ском языке можно найти на вэб-сайтах:
http://www.qis.net/chinalaw/lawtran 1 .htm
http://www.lawbase.net.cn/
http://www.qis.net/chinalaw/
http://www.qis.net/chinalaw/lawchinl.htm
http ://www.qis.net/chinalaw/prclaw5 5 .htm
http://chinalawinfo.com/fldh/wzdh/mdex.asp?midid=417
http://ls.wustl.edu/Chinalaw/govsources.html
http://www.lehmanlaw.com/lib/lib/laws.htm
http;//www.chinalaw.ru/law.htm
http://www.lawbase.com.cn/
http ://www. sinolaw. com.cn/index, shtml
http ://www. lehmanlaw. com/lib/law s/it.htm
http://ls.wustl.edu/Chmalaw/govsources.html.
http ://www. ceilaw. corn. cn/dcdOO 1 /owa/cei. onlme_page
http://vostok.amursu.ru:8101 /netsour/zhonguo.htm
http://www.stats.gov.cn/
http://www.lawinfochina.cQm/DataBase/La,wRegulatipn/mdex.asp
http://211.100.18.62/freelaw/ShowLiblist.cgi
http://www.legaldailv.com.cTi/gb/node/2002-09/18/default.htm
http://www.edu.cn/HomePage/english/statistics/technology/index.shtml
http://www.edu.cn/HomePage/ke_yan_yu_fa_zhan/zui_xin_dong_tai/IT_kuai_xun/index.shtml
http ://www. search. gov.cn/




Перечень организаций, оказывающих содействие в реализации проектов в ИКТ-сфере

Министерство общественной безопасности КНР (Beijing, Dongchanganjie 14), министр Jia Chunwang
Министерство государственной безопасности КНР (Beijing, Dongchangjie 14), министр Xu Yongyue
Министерство информационной индустрии КНР (Beijing, xichanganjie 13), интернет-адрес
http ://www.mii.gov.en
Министерство науки и техники
http://www.most.gov.cn/English/index.htm
Академия наук КНР (Beijing, Sanlihe 52)
группа НИИ при Академии наук КНР, занимающаяся изучением ИКТ:
НИИ компьютеров, директор института Ji Guojie НИИ программного обеспечения, директор Ji Mingshu Центр компьютерных сетей, директор Yan Baoping Пекинский Центр разработки средств программного обеспечения НИИ математики, директор Ding Weiyue




Перечень государственных и негосударственных программ информатизации и содействия развитию сектора ИКТ

План "863", реализация до 2010 года, вэб-сайт http:www.org.cn/English/about_863/index.html
План "десятой пятилетки", реализация до 2005 года
План "Факел"




Мероприятия в сфере ИКТ

С информацией по проводимым мероприятиям в сфере ИКТ можно ознакомиться на сайге: www.chmadata.khv.ru.




Возможность интеграции России в международные проекты и программы сотрудниче-ства в области распространения ИКТ

Сотрудничество между Россией и Китаем в области ИКТ осуществляется, в основ-ном, в рамках работы Подкомиссии по связи и информационным технологиям Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
В настоящее время состоялись два заседания Подкомиссии, в ходе которых были намечены конкретные направления сотрудничества. В частности, были подписаны сле-дующие протоколы:
1. Протокол о намерениях по сотрудничеству между РИРВ и Сианьским исследо-вательским институтом навигационных технологий.
2. Протокол о намерениях по сотрудничеству предприятий КНР и РАСУ в области КВД.
3. Протокол переговоров между ОАО "Центральная компания МПФГ "Электронные технологии" (Россия) и фирмой "Malata" (КНР).
4. Протокол о намерениях в установлении сотрудничества между ФГУП "ПО "Квант" (Россия) с фирмой "TCL" (КНР).
5. Протокол о намерениях в установлении сотрудничества между ФГУП "ПО Квант" (Россия) и фирмой "Malata" (КНР).
6. Протокол о намерениях по сотрудничеству между российским ОАО "Плазма" и "TCL" (КНР).
7. Протокол о намерениях по сотрудничеству между ВНИИС (Россия) и Хуавэй, ZTE, Putian (КНР).
8. Протокол о намерениях по сотрудничеству между ОАО "Телеком" (Россия) и Хуавэй, ZTE, Putian (КНР).
9. Протокол по сотрудничеству между Министерством
информационной индустрии КНР и РАСУ в области цифового телевидения.
10. Протокол по сотрудничеству между РАСУ и Министерством информационной индустрии КНР.
В апреле 2002 года в г.Ханчжоу состоялось Второе заседание Подкомиссии по свя-зи и информационным технологиям Комиссии по подготовке регулярных встреч глав пра-вительств России и Китая. В ходе встречи сторонами были обсуждены следующие вопро-сы взаимовыгодного сотрудничества:
1. О долгосрочном сотрудничестве операторов связи России и Китая.
2. О приграничной координации Россией и Китаем радиочастот.
3. О развитии сотрудничества между Россией и Китаем в области спутниковой свя-зи.
4. О долгосрочном научно-техническом сотрудничестве между Россией и Китаем в области электронно-информационной промышленности.
5. О порядке и сроках работ по использованию на сети связи России оборудования DWDM 32[12GBIT/s, предоставленной Правительством Китая в дар Правительству Рос-сии.
6. Предложения китайской стороны о создании Научно-исследовательского центра для совместных исследований, разработок и дальнейшего использования на рос-сийских сетях связи систем передачи коротких сообщений для фиксированных сетей, пе-рехода от аналоговых технологий мобильной связи в диапазоне 450 МГц на цифровые технологии и другого оборудования связи. Данный научно-исследовательский Центр предлагается сформировать на базе корпораций "Чайна Телеком" и "ЭТИ" с Китайской стороны и российских компаний и предприятий связи или научных организаций.
С 7 по 13 апреля 2002 года по приглашению Министерства информационной инду-стрии Китая российская делегация во главе с Генеральным директором РАСУ В.В.Симоновым посетила КНР. Во время пребывания в стране члены российской делега-ции посетили производственные базы электронно-информационной промышленности в городах Шэньчжене и Шанхае и осмотрели 10 предприятий. В ходе визита представители около 40 российских и китайских предприятий и организаций электронной промышленно-сти провели широкое, углубленное и конкретное обсуждение, что способствовало улучше-нию взаимопонимания и повышению эффективности взаимодействия



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100