Вперед, к информационному обществу


В ближайшее время Россия получит еще одну национальную стратегию. На этот раз документ будет называться "Национальная стратегия информационного развития России". Очередная редакция "Национальной стратегии" обсуждалась на совещании экспертов, которое состоялось в Центре развития информационного общества (РИО-Центре). Председательствовавший на заседании глава Правления Национальной ассоциации участников электронной торговли Дмитрий Черешкин заявил, что новая редакция сделала документ более ясным, кратким и содержательным.

Авторы рассматривают "Национальную стратегию информационного развития" как политический документ, который представит обществу взгляд руководства страны на пути построения в России информационного общества. Информационное развитие объявляется в стратегии одной из главных предпосылок для успеха в сфере социально-экономического прогресса страны. Информационное развитие - это путь к формированию прогрессивной структуры экономики, удвоению ВВП за 5-7 лет, к росту конкурентоспособности предприятий государственного и частного сектора.

Как считают разработчики стратегии, реализация всех направлений информационного развития является необходимым условием для включения российской экономики на равноправной основе в мировую систему разделения труда. Только при опережающем информационном развитии могут быть созданы и реализованы достаточные экономические условия и механизмы для создания в России современного, высокоразвитого рыночного хозяйства.

В стратегии перечислены шесть приоритетных направлений и механизмов информационного развития страны: - опережающее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, - развитие отечественного рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), информационных продуктов и услуг; - широкомасштабное использование информационных технологий и сетевых телекоммуникаций в сфере государственного управления; - обеспечение информационной безопасности страны; - международное сотрудничество в сфере ИКТ; - совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития.

По мнению профессора Орешкина, важнейшими из названных являются первые три направления: инфраструктура, развитие рынка ИКТ и информационных услуг, а также внедрение ИКТ в сферу госуправления.

В документе сформулированы также конечные цели информационного развития. К этим целям отнесены: - укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов; - создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и построение на их базе новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением; - становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах; - повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях; - повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда, а также достижение высокого уровня минимальной социальной обеспеченности; - создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития; - обеспечение высокого уровня национальной безопасности за счет предотвращения террористических и криминальных угроз в информационной сфере.

По мнению разработчиков стратегии, в России уже есть благоприятные условия для построения информационного общества. Информационное развитие страны уже идет быстрыми темпами. Объем отечественного рынка ИКТ растет ежегодно более чем на 16%. Ежегодный прирост компьютерного парка составляет не менее 20%. При этом положительная динамика характерна для всего ИКТ-сектора. Уверенно растет реальный объем информационно-коммуникационных услуг населению. Идет активное внедрение ИКТ в образование, государственное и корпоративное управление, экономику и другие области общественной жизни.

Хотя территориально российская интернет-аудитория концентрируется в крупных городах, в последние годы заметен бурный рост числа пользователей и в других регионах с благоприятным инвестиционным климатом. Важную роль в преодолении регионального информационного неравенства играет реализация проекта "КиберПочт@", который предполагает широкомасштабное внедрение пунктов общественного доступа в Интернет на объектах федеральной почтовой связи. Сетью пунктов общественного доступа ежемесячно пользуются более 200 тысяч человек. Пункты общественного доступа для оказания информационных услуг населению (электронной почты, доступа к сети Интернет, массового обучения ИКТ) будут открываться также на базе общеобразовательных школ и библиотек.

Реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" уже дает первые значимые результаты, прежде всего, в области информатизации госуправления и развитии электронной торговли. Начата также разработка электронных административных регламентов и проектов интеграции государственных информационных систем и ресурсов, а также предоставление на их основе гарантированного пакета "электронных" услуг для организаций и населения. (Полный текст проекта "Национальной стратегии информационного развития России" опубликован на сайте РИО-Центра).

Ожидается, что в скором времени проект стратегии будет разослан в органы федеральной власти и представлен для широкого общественного обсуждения.


Источник: Politcom.ru
10 сентября 2004

© Фонд "Новая экономика"