Электронная бюрократия, версия-2004. Технология превращения в успех безрадостных будней


Россия компьютеризируется полным ходом. В сельские школы и областные центры завозится оборудование. Чиновники осваивают Интернет и без волокиты предоставляют гражданам всю необходимую информацию. Именно такое впечатление складывается, когда ответственные лица рапортуют о ходе федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия». Два года прошло с момента запуска этой программы. Пора подвести некоторые итоги.

Семь нянек для ФЦП

«Электронная Россия» очень напоминает горбачевскую перестройку. Как и перестройка, вызвана она в том числе и желанием правительства не выглядеть идиотами перед Западом. Поэтому тоже насаждается сверху, требует больших инвестиций и продумана лишь в общих чертах.

Все перестроечные лозунги — ускорение, новое мышление, гласность — остались на месте. Они лишь переведены на язык современных топ-менеджеров. В качестве основных целей провозглашено «повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации». Плюс внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд.

В паспорте программы заявлено о необходимых инвестициях в 77 млрд руб. (реально тратятся пока гораздо более скромные суммы). Инициаторами проекта выступило несколько федеральных ведомств. Министерство связи занимается технической стороной проблемы. Минэкономразвития, как ему и положено, регулирует финансовые потоки, мониторит и анализирует. Минобразования отвечает за подготовку специалистов.

Тем не менее, судя по отчетности, дело стоит на месте. На федеральном уровне «Электронную Россию» еще даже не начинали внедрять, потому что не выработана система приоритетов. И если в Минсвязи то и дело порываются потратить весь бюджет на техническое оснащение (ведь министр Рейман рапортует президенту о повальном подключении сельских школ к Интернету), то в Минэкономразвития напирают на системный подход, стандартизацию и концептуальные разработки. Кто выглядит убедительнее, тому и идут инвестиции.

Купить электронное будущее

Спустя два года после начала программы Минсвязи взялось за подготовку концепции развития информационного сектора. (Осенью ее рассмотрит правительство.) А в МЭРТ говорят, что не так уж важно, какие компьютеры стоят и сколько из них подключено к Интернету. Гораздо важнее правильно организовать переход страны на электронное управление. Существует даже авантюрная идея подключать к Сети 386-е компьютеры, используя вместо мониторов экраны бытовых телевизоров. Есть вроде бы и соответствующая технология (американская), которая резко удешевит процесс.

«У нас, — рассказывает «Политическому журналу» Церен Церенов, заместитель директора Департамента корпоративного управления, который курирует ФЦП в Минэкономразвития России, — нет каких-то специфических проблем с построением информационного общества по сравнению с другими странами. Проблемы в основном те же, разве что решаются труднее. Пользователей сети Интернет в России гораздо меньше, велико сопротивление чиновников всему новому, недостаточно развита инфраструктура. Концепция электронного государства — нововведение последних лет. И именно в этом вопросе Россия практически не отстает от развитых стран. Особенно в условиях проведения административной реформы. Наше преимущество в том, что мы можем наиболее успешно, опираясь на их опыт, выстраивать архитектуру электронного государства, разрабатывать и внедрять электронные административные регламенты, методологию и стандарты».

Беда лишь в том, что в странах Запада, на которые ссылается г-н Церенов, процесс шел естественным образом — снизу, а не сверху. Соответственно и спрос на электронное управление возник сам собой. А чтобы стимулировать его в России, требуются очень большие вложения.

«Пока, — говорит Церенов, — у программы нет инвесторов. «Электронная Россия» сейчас на этапе пилотных проектов. Но при этом хочу заметить, что если в 2002 г. региональные власти практически не участвовали в программе, то в 2003—2004 гг. почти все наши проекты в регионах реализуются на принципе 50-процентного софинансирования со стороны местных администраций. Также постепенно начинаем привлекать внебюджетные средства. По моему мнению, сейчас самое время для глубокого изучения инвесторами возможностей участия в программе».

А какая им от этого участия выгода? «Выгода в том, — говорит зам. директора департамента, — чтобы выйти на российский рынок, завоевать максимально большой сегмент, участвуя в проектах общероссийского значения».

Эксперимент на себе

Когда составлялась программа, у разработчиков было весьма условное представление о секторе информационных услуг в России. Не было даже элементарной статистики. Лишь в 2002 г., когда уже запустили ФЦП, выяснилось, что 95% государственных информационных ресурсов недоступны не только гражданам и бизнесу, но и самим чиновникам. На сегодняшний день ситуация практически не изменилась. На столах 70% чиновников есть компьютеры, но выход в Сеть имеют только 2%. Компьютеры используются в лучшем случае как окно доступа в базу данных или печатная машинка.

Ведомства все еще анализируют проблему, собирают данные, запускают «пилоты». Но за рамки министерства «пилоты» почти не выходят.

А как же идея «электронного правительства», которая декларирована в ФЦП? Один из главных атрибутов такового — государственный сайт, с которого пользователь может попасть на сайты любых ведомств, получить любую необходимую информацию, записаться на прием или оставить запрос. Но это плохо сочетается с недавним указом президента Путина «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере международного информационного обмена» от 19 мая 2004 г. (№611), налагающим ограничения на подключение к Интернету сетей государственных учреждений.

«Электронное правительство», конечно, не просто компьютеризированные чиновники. Как говорит координатор программы от Минсвязи Андрей Коротков, «это в меньшей степени технический процесс, в большей — процесс «реинжиниринга» управленческой культуры, требующий изменения менталитета, а иногда смены всей парадигмы деятельности. А пока нет даже документа, который обязывал бы чиновников обновлять информацию или, скажем, размещать на сайтах ведомств законопроекты».

О том, есть ли какие-то шансы изменить парадигму власти с помощью информационных технологий, мы узнаем лишь в 2005 г., когда «Электронная Россия» перейдет от многочисленных «пилотов» к реальным шагам. Единственное затруднение: пока не существует критериев, по которым следует оценивать ее успешность. А значит, рапортовать по-прежнему можно о чем угодно и нехитрым движением компьютерных клавиш превращать в успех любое поражение.

Общественный доступ под крышей начальства

Чувашская Республика — один из наиболее активных участников ФЦП «Электронная Россия». Здесь в рамках этой программы реализуется несколько пилотных проектов. О том, как это происходит, рассказывает председатель республиканского комитета по связи и информации Дмитрий НАЗИПОВ.

— Что сделано на сегодня?

— С 2001 года в Чувашии действует программа реформирования системы управления общественными финансами. В рамках ее создается «Республиканская информационно-аналитическая система» (РИАС). После принятия ФЦП «Электронная Россия» встала задача синхронизации с ней мероприятий по созданию РИАС. Для этого республика заключила несколько соглашений с заказчиками программы: Министерством РФ по связи и информатизации и Министерством экономического развития и торговли РФ. Проект подключения бюджетных организаций к компьютерным сетям фактически является второй фазой развития РИАС. Третьей фазой, которая будет реализовываться параллельно со второй, является создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР).

В рамках проекта по созданию ОГИР в республике автоматизированы все 29 загсов. До конца этого года планируется автоматизировать все паспортно-визовые службы МВД и органы управления ЖКХ Чувашии. Одна из главных задач — предоставление информационных услуг и ресурсов гражданам. Создан всеобъемлющий портал, который является единой точкой входа для обслуживания населения. В рамках его осуществляется хостинг более 70 сайтов органов власти. Создание этого портала также является пилотным проектом в рамках ФЦП «Электронная Россия». Предполагается, что в дальнейшем по его образу и подобию будут создаваться порталы и в других регионах России.

В Чувашии активно создается сеть центров общественного доступа. В настоящее время их развернуто шесть, до конца этого года они будут созданы во всех районах республики. Центр общественного доступа представляет собой помещение, как правило, в здании районной или городской администрации, в котором установлено пять компьютеров, подключенных к сети Интернет. В центре бесплатно для населения оказываются услуги доступа к информационным ресурсам и сервисам, в частности к порталу администрации президента, электронной почте и пр.

— Какие еще пилотные проекты ведет республика?

— В Чувашии также внедряется система электронных госзакупок. В настоящее время идет ее тестовая эксплуатация, а затем, уже в этом году, приобретение товаров и услуг республиканскими и муниципальными органами власти будет производиться через эту систему. Она будет открытой и общедоступной, что позволит избежать возможных злоупотреблений и нарушений.

— А для обычных граждан какие еще выгоды создало использование Интернета?

— В республике в настоящее время активно развивается телемедицинская сеть. На сегодняшний день в Чувашии создано три телемедицинских центра — два в городе Чебоксары (на базе перинатального центра и детской республиканской больницы) и один в городе Канаше. Хотя в России уже открыто 15 подобных центров, Чувашия обладает уникальным опытом создания единой телемедицинской сети с четырьмя уровнями — муниципальным, республиканским, всероссийским и международным. Использование телемедицинских технологий позволяет примерно вдвое уменьшить расходы пациента на консультации в отдаленных медицинских центрах. Да и республиканской казне это поможет ежегодно экономить около 1,5 миллиона рублей.

Беседовал Борис ПРИМОЧКИН

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ

В проекты ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» по линии Минэкономразвития России в 2002—2003 гг. было вовлечено 22 субъекта Российской Федерации. В том числе осуществлялось:

— создание объединенных государственных информационных ресурсов в сфере записи актов гражданского состояния — паспортно-визовой службы — жилищно-коммунального хозяйства: Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Чувашия, Калининградская область, г. Магнитогорск Челябинской области;

— создание порталов органов государственной власти: Республика Чувашия, Республика Башкортостан;

— создание системы государственных закупок для региональных и муниципальных нужд: Республика Чувашия, Республика Башкортостан, Челябинская область, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Липецкая область, Ленинградская область, Республика Мордовия, Эвенкийский автономный округ, Тульская область, Алтайский край, Республика Горный Алтай;

— создание центров общественного доступа к открытым информационным системам: Новосибирская область, Республика Чувашия, Республика Бурятия, Астраханская область, город Москва.

Собственные инициативы регионов

Проект «Разработка первой очереди системы управления регионом с применением мультиагентных технологий» (Самарская область).

Проект «Создание экоинформационного ГИС-сервера Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области».

Проект «Создание муниципальной информационной системы (МИС) города Калуга» (Калужская область).

Проект «Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан».


Автор: Ян Шенкман
Источник: Политический журнал
26 июля 2004

© Фонд "Новая экономика"