Информационные технологии в "буферной зоне"


Большая часть европейских государств СНГ и вчерашние страны соцлагеря, еще недавно входившие в «буферную зону», сделали информационные технологии одним из мощных двигателей своего развития, но удалось это далеко не всем. Из наиболее близких соседей — Украины, Белоруссии и Молдовы — успехи первой ярко контрастируют со скромными достижениями второй. На этом фоне Молдова решила развернуться на 180 градусов и превратиться из аграрной страны в высокотехнологическую, где серьезные надежды возлагаются на развитие дистанционного образования.
Повсюду, в местных СМИ, на конференциях, проходивших недавно в рамках ИТ-выставки Cominfo-Moldova’2004, говорилось о том, что Молдова вступает в новую эру — эру информационных технологий, что страна вскоре построит информационное общество, что информационные продукты займут значительную долю в экспорте страны. Но если оценивать ситуацию трезво и не принимать во внимание собственные амбиции и советы международных экспертов, то возникает вопрос, существует ли вообще такой шанс у страны?
Развитие информационных технологий многими сегодня рассматривается как один из путей вывода Молдовы из кризиса, как альтернатива сельскому хозяйству, которым занимается 2/3 рабочей силы страны. Ситуация усугубляется тем, что другая ИТ-сфера — разработка и производство вычислительной техники — потеряна безвозвратно. Последняя надежда на строительство компьютерного комплекса Минмонтажспецстроем на территории МССР в середине 80-х годов обернулась крахом — проект был полностью заморожен.
Последний шанс?
Единственная лазейка для Молдовы в светлое высокотехнологическое будущее — это производство ПО. По мнению экспертов, аргументом «за» в развитии сектора ПО является то, что рынок информационных технологий не требует капитальных вложений со стороны государства. Но, в то же время, этот аргумент достаточно слаб — без внимания государства этот рынок относительно быстро развивается в течение последних 5–7 лет. Так, в 2003 году молдавскими компаниями произведено ПО на общую сумму $2,25 млн.
Другим, кажущимся незыблемым для правительства республики аргументом за развитие ИТ является Национальная стратегия для развития информационного общества — проект, разработанный ПРООН. По словам менеджера этого проекта, Национальная стратегия информационного общества (далее НСИО) любой страны является документом, в котором заключена общенациональная стратегия, а внедрение последней неизбежно приведет к «информационному обществу». Достаточно слабый аргумент, не так ли?
Основная цель документа ПРООН — предоставить базовую нормативную структуру, которая позволит двигаться к экономике, основанной на знаниях. Если же говорить о НСИО в Молдове, самым важным моментом можно назвать то, что эта стратегия должна быть приспособлена к существующей действительности и местным условиям.
Ставка на дистанционное образование?
В качестве одного из аргументов ИТ-развития страны выступает дистанционное образование. Создание благоприятных предпосылок для развития ИТ именно в образовании стало национальным приоритетом, о чем не раз повторяли президент республики, министр образования, а также чиновники из департамента информационных технологий. Но развитие этого направления сталкивается с серьезными проблемами и препятствиями.
Основными проблемами масштабного распространения дистанционного образования для Молдовы стали: плохое техническое оснащение образовательных центров всех уровней (школ, колледжей, вузов и т.д.), дорогостоящее предоставление телекоммуникационных услуг молдавскими интернет-операторами и слабое развитие телекоммуникационной инфраструктуры в целом, полнейшее отсутствие собственных образовательных мультимедийных систем и, конечно же, человеческий фактор — нехватка квалифицированных преподавательских кадров. Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Сегодня уверенно можно говорить о предпосылках успешного будущего дистанционного образования в Молдове, созданных интенсивным развитием ИТ.
По мнению мировых экспертов, основным экономическим критерием успеха нужно считать тот факт, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования, и, следовательно, в условиях недостаточного финансирования системы образования в целом низкая себестоимость образовательного процесса должна сыграть ключевую роль в решении вышеописанных проблем. В первую очередь — это возможность включения в образовательный процесс людей различных социальных и возрастных групп.
Дистанционное образование в Молдове ставит множество задач, которые нельзя упускать из вида. Департамент информационных технологий республики выделяет следующее:
· создание единого образовательного пространства на всей территории страны;
· повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий;
· развитие и наиболее эффективное использование научного потенциала республики;
· создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
· формирование информационной культуры в системе образования;
· создание системы подготовки педагогических, административных кадров по информационным технологиям;
· развитие и легализация форм дистанционного обучения с использованием интернет-технологий;
· обеспечение интернет-доступа и создание библиотечных (открытых для всех студентов и преподавателей) компьютерных классов — в каждом учебном заведении системы довузовских учебных заведений;
· создание республиканского Центра дистанционного обучения (с использованием ресурсов департамента информационных технологий) и придание ему функций основного хранителя баз данных;
· создание специализированного органа (с использованием ресурсов министерства просвещения), обеспечивающего потребности административных и технических сотрудников виртуальных представительств учебных заведений в получении дополнительной информации и консультациях, а также консультирование профессорско-преподавательского состава по методикам ведения сетевого учебного процесса и обмену опытом работы в информационно-образовательной среде;
· создание общедоступной базы данных нормативных актов министерства просвещения и иных документов, обеспечивающих функционирование системы образования республики Молдова.
От предложений и предположений по развитию дистанционного образования в Молдове власти уже перешли к активным действиям. Так, в 2004 году в республике законодательная и техническая база пополнилась довольно значимым в развитии информатизации документом. 19 марта нынешнего года был принят Указ президента республики Молдова «О создании информационного общества в республике Молдова», первая статья которого ясно показывает, что создание информационного общества в республике признается одним из национальных приоритетов.
В качестве показательного масштабного события в жизни ИТ-образования Молдовы можно назвать разработку президентской программы внедрения информационных и коммуникационных технологий в системе образования — «Salt» («Скачок»). Программа рассчитана на два этапа (2004–2005 гг.) и направлена на модернизацию системы образования страны в части оснащения компьютерами школ, гимназий, лицеев, всех доуниверситетских учреждений, территориальных управлений образования, молодежи и спорта и подключения их к интернету. Кроме прочих благ, в программе предусматривается создание информационной системы менеджмента образования. В свете таких решений актуальным остается один ключевой вопрос: какой путь выберет республика — неспешный или стремительный?


Источник: CNews.ru
5 июля 2004

© Фонд "Новая экономика"