Интернет – тенденции

ИКТ в обществе  | 21 июня 2004

К 2010 году 50 миллионов россиян будут пользователями сети Интернет, заявил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. Сейчас их пока 14 миллионов, но ведь впереди еще шесть лет. Тем более, что с каждым годом, по словам министра, число интернет - пользователей увеличивается на 35-40%.

14 миллионов пользователей – это чуть более 9 % населения страны, 50 миллионов – около 33 % /по современным меркам/. То есть пока все же немногим россиянам удается свобоно гулять во Всемирной сети.

Студия OverSite /Екатеринбург/: " Каждую неделю в России в сеть стабильно выходит около 6 миллионов человек. Активная аудитория - те, кто проводят в Интернете не менее 1 часа в неделю – 1,8 миллиона. При этом только половина из них "сидит" в сети более 3 часов в неделю. Подавляющая часть сетевой аудитории сконцентрирована в крупных городах, среди которых с большим отрывом ведет столица - 16% всех российских обитателей Сети. Столько же их в Северо-Западном регионе, на 1% больше в Приволжском. Меньше всего "окутан сетью" Дальневосточный регион. Там примерно полмиллиона интернет - пользователей. Екатеринбург по размеру аудитории занимает четвертое место после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. На его долю приходится около 4% интернет - аудитории".

Пользователи сети Интернет это, как правило, обеспеченные люди, образованные и технически грамотные. Около 46% из них имеют высшее образование, 17% - получают его. При этом в отечественной сети царит патриархат. " В аудитории российского Интернета преобладают молодые образованные мужчины из семей с доходами выше среднего. По своему социальному положению это специалисты с высшим образованием /35%/, студенты, учащиеся /27%/ и предприниматели /10%/", - констатирует Monitoring.ru.

Несмотря на то, что у нас в стране Интернет пока далеко не "всемирная" сеть, развивается он мировыми темпами, разрастается в глобальных масштабах. Один пример: по данным "Коминфо Консалтинг", сейчас в России действует около 300 интернет - провайдеров /в Японии 4 тысячи, в США - 8 тысяч/. Объем всего российского рынка Интернет - доступа специалисты оценивают в $300 - 350 миллионов – показатели одного крупного западного провайдера. Но по темпам, с которыми в России появляются новые провайдеры, наша страна занимает четвертое место в Европе. Теперь перед ней даже стоит задача не только перенять полезный опыт Запада, но и вывести свои информационные технологии на международную арену. Леонид Рейман: " К 2005 году экспорт информтехнологий увеличится по сравнению с 2001 годом не менее, чем в 3 раза. Пока же он в разы меньше, чем в таких странах, как Индия, Израиль. Поэтому одна из наших главных задач – увеличить экспорт информтехнологий, а значит - продвинуть российские компании на перспективные мировые рынки".

Но, если в развитых странах Интернет уже давно завоевал аудиторию и теперь лишь развивает свои технические возможности, то в России ему приходится двигаться одновременно в двух направлениях – затягивать пользователей в сеть и параллельно совершенствоваться. По оценкам специалистов, сейчас с российским Интернетом происходит то же самое, что и с любой "созревающей" медиа. По составу аудитории он приближается к "взрослым" газетам, телевидению, радиостанциям, по масштабу охвата – достигает "офф-лайновой" аудитории. А, раз расширяется аудитория, значит к ресурсу все чаще обращаются рекламодатели. Сейчас во многих сферах отечественного бизнеса Интернет – значимое направление развития, продвижения продукта, информирования потенциальных потребителей. Рынок Интернет - рекламы переживает хорошие времена, и эта благоприятная тенденция сохранится в будущем. Более того, через пять лет сетевые ресурсы смогут соперничать с телевидением по привлекательности для рекламодателей. К такому выводу пришла исследовательская компания DoubleClick. По ее оценкам, доходы от Интернет - рекламы в 2004 году вырастут на 12-20%, и в 2005 году продолжат увеличиваться. Исследователи считают, что в течение следующих пяти лет сеть сможет отнять часть рыночной доли у самого привлекательного на данный момент медиаресурса – телевидения. Елена Колмановская - главный редактор компании "Яндекс": " В минувшем году произошло бурное развитие поисковой рекламы, резкий рост спама и большие достижения в технологической борьбе с ним".

Наравне с рекламой, быстро развивается рынок Интернет - услуг. Банки через сеть проводят операции, вплоть до снятия денег со счета, налоговые службы посредством Интернета принимают отчетности. Авиакомпании и бюро путешествий виртуально продают туры и билеты. Преимущества глобальной сети оценили и образовательные ресурсы. Студия OverSite: " Одна из тенденций современного интернет – бизнеса - развитие дистанционного обучения. Сейчас в сети массово появляются обучающие порталы, усиливается конкурентная борьба между ними".

Одна из тенденций современного Интернета – его выход "в свет". Проекты, некогда родившиеся в сети, переросли ее пределы. Так на экранах телевизоров появилась виртуальная Масяня, канал Rambler, РБК. Локальные сети заменили традиционные телефоны i-p – телефонией, а "мобильники" приспособили для выхода в "паутину". " Мы - очевидцы столкновения двух мировых быстро растущих секторов - мобильной технологии и Интернета. Революция, вызываемая мобильным Интернетом, и последующее ее влияние на телефонные компании, провайдеров будут огромными. Экономика нового мира увидит мобильный телефон в уникальной роли "Персонального идентификатора и ассистента", который все дальше отдаляется от понятия простого телефонного устройства. В мире мобильного Интернета более 45% трафика доходов будут неголосовыми. Доступ в интернет станет бесплатным, из-за доходов, связанных с рекламой и заказами по электронной торговле /e-commerce/. Уклад жизни будет включать растущие потребности постоянных контактов с появлением мобильного офиса. Уменьшение работы, связанной с поездками и, следовательно, сокращение рабочих часов, приведут к более эффективному использованию свободного времени. Более широкая общественная деятельность, друзья и семья также потребуют непрерывного доступа к мобильной сети",- уверяет сайт "Мобильный Интернет".

Использование технологии мобильных коммуникаций уже стало образом жизни для пользователей Японии и Европы. А в развивающихся странах, по прогнозам специалистов, из-за нехватки альтернативных фиксированных сетей мобильная "паутина" может стать единственными средствами связи. И особенно – информации. Кстати, именно с ней чаще всего ассоциируется Интернет. Парадоксально, но в этом причина еще одной его современной тенденции: властные структуры многих стран постепенно пытаются урезонить сеть и взять под контроль поток информации в виртуальном мире. В авангарде - Китай. Там число пользователей виртуальной сетью сейчас достигло 68 миллионов человек. Притом, что власть страны действует по принципу "нет Интернета - нет проблем". Одни только онлайновые игры приносят Китаю немалые доходы, но правительство регулярно накладывает табу на компьютерные клубы и Интернет-кафе. Поэтому зачастую резаться в "Пингвин" /самая популярная интернет - игра/ китайцам приходится "подпольно". " Интернет с самого начала своего появления в Китае находится под пристальным контролем со стороны властей. Правительство имеет технические возможности блокировать сайты, на которых, по его мнению, появляется идущая в разрез с законами КНР информация", - отмечает ИТАР-ТАСС.

В стране создана Интернет – полиция, любой китайский пользователь находится под ее контролем. Так недавно за посещение оппозиционного сайта суд станы приговорил 33 человек к заключению. В Китае работают специальные фильтры, "оберегающие" пользователей от просмотра диссидентских ресурсов, заблокированы сайты различных организаций по защите прав человека и многих крупных информационных агентств.

16 июня 2004 об опасности бесконтрольного Интернета высказалась и российская служба безопасности…"Глобальная сеть Интернет является одним из главных источников распространения идей расовой, религиозной и других форм нетерпимости", - заявил на специальной встрече ОБСЕ начальник департамента по защите конституционной строя и борьбы с терроризмом Виктор Остроухов. В своем докладе он отметил, что " сегодня в Интернете функционирует большое количество информационных ресурсов, способствующих развитию ксенофобии и экстремизма". Их можно условно разделить на четыре группы: "сайты непосредственно распространяющие идеи экстремизма, сепаратизма и терроризма", "сайты нетрадиционных религиозных учений и сект", "сайты, разжигающие ксенофобию на основе расовой или национальной принадлежности", "Интернет-ресурсы справочного характера, напрямую не призывающие к противоправной деятельности". Для борьбы с таким беспределом Виктор Остроухов предложил " принимать соответствующие меры вплоть до идентификации и привлечения к ответственности реальных владельцев наиболее одиозных интернет - ресурсов". И вполне возможно, это главная из всех на сегодня заметных тенденций современного Интернета…


Источник: Накануне.ру
21 июня 2004

© Фонд "Новая экономика"