"ОТ ОБЩЕСТВА ИНФОРМИРОВАННОГО К ОБЩЕСТВУ ИНФОРМАЦИОННО-МУ"

ИКТ в госсекторе  | 14 ноября 2005

Накануне тунисского саммита на высшем уровне по вопросам информационного общества, который начнется 16 ноября, министр информационных тех-нологий и связи Российской Федерации Леонид РЕЙМАН встретился с корреспондентом "Профиля" Андреем АННЕНКОВЫМ и ответил на вопросы, свя-занные с предстоящим событием.
- Со времени женевской встречи на высшем уров-не по вопросам информационного общества прошло два года. Как выполнены в России решения женевско-го саммита?
- Честно говоря, первый этап не вполне оправдал ожидания участников. Да, произошло крупное меж-дународное событие, прошли интересные дискуссии. Однако итоговые документы, принятые в Женеве, получились общими. Поэтому значительная часть работы была перенесена на второй этап, то есть на предстоящую встречу в Тунисе.
В этом году состоится второй этап встречи на высшем уровне, и Россия продолжает играть доволь-но активную роль как в подготовке, так и в самой ра-боте саммита. Скажем, в прошлом году наша страна участвовала в нем в качестве одного из лидеров под-готовительного комитета. Сейчас же администрация связи России является постоянным членом этого ко-митета и входит в состав его руководящих органов. Мы много работаем над документами второго этапа саммита.
Если говорить об исполнении российской сторо-ной решений первого этапа саммита, то практически все они реализованы и даже перевыполнены. Россия активно развивает свою телекоммуникационную ин-фраструктуру - в частности, для того, чтобы решить проблему цифрового неравенства в стране. Прави-тельство РФ утвердило стратегические документы, касающиеся электронного государства, цифровой стратегии и всего, что относится к развитию инфор-мационных технологий. Утверждены три базовые концепции: развития рынка информационных техно-логий, использования информационных технологий в органах государственной власти, а также региональ-ной информатизации до 2010 года.
Другое приоритетное направление нашей работы - создание ИТ-парков. К сожалению, среди части на-ших коллег бытует мнение, что ИТ-парки - альтерна-тива особым экономическим зонам, которые предло-жены Минэкономразвития России. Это совершенно не так. Особые экономические зоны - экономический инструмент территориального развития, относящийся ко многим секторам экономики, а не только к ИТ-индустрии. Задача ИТ-парков более узкая и конкрет-ная: сделать так, чтобы активно развивающиеся рос-сийские ИТ-компании имели в России возможности для роста и капитализации, которые сегодня весьма ограничены из-за сложностей, связанных с налоговым законодательством.
Нами также ведется работа по созданию венчур-ного фонда для поддержки ИТ-компаний. Большая часть согласований уже пройдена. Мы предполагаем, что фонд составит около $100 млн. при 75-процентном государственном участии и что доля го-сударства будет уменьшаться с приходом в фонд ча-стных инвесторов, в том числе иностранных. Как и ожидалось, многие потенциальные инвесторы уже изъявили желание участвовать в проекте. ИТ-парки и венчурные фонды во всех странах, где они были соз-даны, оказались весьма действенным инструментом развития ИТ-индустрии и инновационного развития экономики в целом.
- Складывается впечатление, будто в Минэконом-развития и Минфине эту точку зрения не разделяют. Об этом свидетельствует история с принятием закона об особых экономических зонах, а также позиция Минфина по вопросу о венчурном инвестиционном фонде для ИТ-индустрии.
- Дискуссию с нашими коллегами мы продолжаем и намерены прийти к взаимоприемлемому решению. Они ведь тоже заинтересованы в развитии российско-го рынка высоких технологий. Кроме того, есть пря-мое поручение президента о развитии информацион-ных технологий и, в частности, о создании венчурных фондов. Что касается создания особых экономических зон, то, повторюсь, они не конкуренты и не альтерна-тива ИТ-паркам. ИТ-компании могут работать как в рамках особых экономических зон, так и вне их. На-верное, неправильно заставлять компании, успешно развивающие ИТ - например, в Черноголовке, - за-крывать свои офисы и переезжать в особые экономи-ческие зоны. Мы хотим поддерживать именно те ком-пании, которые стремятся заниматься развитием ИТ. В этом смысле - да, у нас с коллегами есть некоторое недопонимание.
- Можно ли провести аналогию между развитием информационного общества и индустриализацией 30-х годов?
- Сейчас весь мир, и наша страна в частности, пе-реживает этап перехода от индустриального общества к информационному. Хотя, конечно, различные стра-ны находятся на разных уровнях развития. Наша жизнь реально меняется под влиянием информацион-ных технологий. Передача сообщений занимает не дни и недели, а секунды и минуты; объем информа-ции, доступной человеку, радикально увеличился и продолжает возрастать. Это изменяет нашу жизнь. То государство, которое сумеет использовать ИТ во бла-го себе и всему обществу, будет более конкуренто-способным с точки зрения международного разделе-ния труда и получит неоспоримые экономические преимущества. Для изучения вопросов, связанных с развитием информационного общества, мы совместно с РАН создали Российский центр развития информа-ционного общества (РИО-центр). Там ведется инте-ресная и очень полезная работа.
К счастью, сегодня в нашем государстве есть по-нимание, что ИТ-отрасль играет ключевую роль в экономическом развитии страны. Мы рассчитываем, что к 2010 году рынок информационных технологий в России достигнет $40 млрд.
- Что вы можете сказать о преодолении цифрово-го неравенства в нашей стране? Многие граждане России не имеют даже телефонной связи.
- Безусловно, в России есть определенный терри-ториальный дисбаланс в обеспеченности услугами связи. В Москве, например, мобильных телефонов зарегистрировано больше, чем жителей, достигнута 50-процентная обеспеченность стационарными до-машними телефонами, нет проблем с доступом к Ин-тернету. При этом треть населенных пунктов страны не имеет вообще никакой связи, подчас нет даже обычного телефона. Мы работаем над этим, и есть очевидные успехи - количественный рост абонентов сетей связи и пользователей Интернета за последние пять лет невероятно высок. Теперь у нас есть мощный инструмент преодоления цифрового неравенства - механизм универсальной услуги. Мы ставим себе за-дачу к 2008 году обеспечить базовыми услугами 100% населения. В каждом населенном пункте будет как минимум телефон-автомат, а там, где живет 500 чело-век и более, - пункт коллективного доступа к Интер-нету. Так что механизм универсальной услуги уже действует.
Параллельно мы занимаемся совместными проек-тами с другими государственными ведомствами. В частности, с Министерством образования РФ - с це-лью обеспечения всех школ Интернетом, а вузы - свя-зью с сетями передачи научных данных. Активно раз-вивается телемедицина, это совместный с Минздрав-соцразвития России проект. Кроме того, действует и наша программа развития инфраструктуры связи на селе. Таким образом, сегодня у нас есть три направ-ления работы по ликвидации цифрового неравенства: развитие универсальной услуги, позволяющей ком-пенсировать операторам связи убытки от работы в отдаленных районах и малых населенных пунктах, продвижение межведомственных программ и, нако-нец, создание условий для развития рынка связи.
- Тысячи российских программистов, явно или неявно, работают на западных рынках. Как к этому относится регулятор отрасли?
- С 2000 года мы поставили себе цель - сделать так, чтобы наши программисты имели возможность эффективно работать, оставшись в стране, а не уез-жать по найму западных компаний или выводить свой бизнес за границу. В значительной степени нам это удалось. В стране созданы центры разработки, и ино-странные, и отечественные. Например, центр разра-ботки Boeing. Программное обеспечение, которое потребовалось для создания самолета нового поколе-ния Dream Jet (787), более чем на треть, если верить прессе, сделано в России российскими программи-стами. Есть крупные центры в Нижнем Новгороде, Петербурге. Это результат целенаправленной работы. Сегодня мы ставим другую задачу - сделать так, что-бы наши ИТ-специалисты возвращались в страну. И этот процесс уже начался.
Серьезная проблема состоит в том, что россий-ские ИТ-компании уходят за границу. Причина в на-логовом законодательстве, в едином социальном на-логе. Если, скажем, добывающая компания имеет 15-процентный фонд оплаты труда, то софтверная - 80%. Соответственно, и налоговая нагрузка совершенно разная. Получается, что капитализацию на террито-рии России проводить невыгодно. Участники рынка предпочитают капитализироваться за рубежом, при-чем по легальным схемам. Вместе с депутатами Гос-думы и представителями ИТ-индустрии мы разрабо-тали предложения по изменению некоторых статей Налогового кодекса. Считаем, что это позволит ком-паниям - речь не о всей индустрии, а лишь об опреде-ленной группе компаний, производящих софт на экс-порт, - успешно работать в России.
- Порог в виде требования к таким компаниям "не менее 100 сотрудников" не кажется вам чрезмерно высоким?
- Это дискуссионный вопрос. Но законопроект придуман не нами, это результат совместной работы с отраслью. Возможно, порог действительно высок. Хотя, знаете, 100 человек - не такая уж большая ком-пания. Может быть, этот порог будет стимулировать компании к укрупнению?
Мне кажется, не менее важен и другой критерий - доля фонда оплаты труда. Если установить планку, ниже которой считается неверным применять под-держивающие меры, это было бы правильно.
- Еще одна причина того, что наши программисты уезжают работать за рубеж, состоит в том, что пер-спективные компании покупаются западными вен-чурными капиталистами. Удастся ли все-таки преодо-леть ведомственные противоречия и создать венчур-ный фонд для ИТ-индустрии в России?
- Ситуацию можно разрешить, учтя мнения всех заинтересованных сторон. Мы сделаем все, чтобы было именно так. Еще раз подчеркну: мы добиваемся не создания государственного фонда, а налаживаем государственно-частное партнерство. Государству сейчас выгодно инвестировать в ИТ-индустрию, но впоследствии это будут деньги преимущественно ча-стные, российские и иностранные. И управляться этот фонд станет не чиновниками из министерства, а людьми, которые работают на рынке информацион-ных технологий. Предполагается пригласить к работе ученых и экспертов. Инструмент этот известен, он оправдал себя во многих странах мира и нужен Рос-сии. Надеюсь, мы убедим в этом коллег. Тем более что программа по созданию фонда согласована почти со всеми министерствами, проделана колоссальная работа, которую мы до конца года все же намерены закончить.
- Чего вы ждете от саммита в Тунисе?
- На саммите будут рассмотрены важные вопро-сы, например управление Интернетом - в глобальном смысле. Мы считаем, что система управления Интер-нетом должна постепенно меняться. До настоящего времени важную роль в развитии технологий связи, коммуникаций играл Международный союз электро-связи (МСЭ), созданный, кстати, при участии России. МСЭ создавался первоначально как телеграфный со-юз. Роль МСЭ по мере эволюции технологий связи несколько раз трансформировалась. Сегодня, нам ка-жется, наступил момент для очередных изменений. МСЭ может стать органом регулирования информа-ционно-коммуникационных технологий. Сейчас связь и компьютеры неотделимы друг от друга. Потребите-лю необходимо устройство, подсоединенное к Гло-бальной сети и обладающее интеллектом, способное обрабатывать любые данные. В современном пред-ставлении это компьютер с постоянным выходом в Сеть, но это представление будет совершенствоваться по мере развития технологий. Нам представляется, что МСЭ вполне может взять на себя роль лидера в технической части построения информационного об-щества. Подчеркиваю, только технической. Культур-ные и гуманитарные аспекты также важны, но это отдельные проблемы. В основе же лежит техника, сети передачи данных. Они могут стать сферой ком-петенции союза. Соответствующие предложения МСЭ подготовлены.
- Не приведет ли это к конфликту МСЭ с ICANN?
- Нет. Сфера ответственности ICANN - вопросы функционирования Интернета. При этом ICANN се-годня и так взаимодействует с МСЭ. Если МСЭ пре-образуется в структуру, занимающуюся информаци-онным обществом, информационно-коммуникационными технологиями, ICANN продол-жит взаимодействие с новой структурой. Если Меж-дународный союз электросвязи не сможет этого сде-лать, в мире родится другой орган, который станет заниматься информационно-коммуникационными технологиями, и ICANN будет взаимодействовать с ним.
- Что для вас информационное общество?
- Прежде всего это общество, в котором человек имеет почти неограниченные возможности по полу-чению и передаче информации. Тот поток информа-ции, которую мы получаем даже сегодня, достаточно велик. При этом возможности запроса на получение информации весьма ограниченны. Доля людей, поль-зующихся Интернетом, не столь велика, а телевиде-ние, радио, газеты вообще не интерактивны. Человек имеет дело с односторонним потоком информации. Поэтому нынешнее общество не является в полной мере информационным. Его можно назвать, скорее, информированным обществом. Министерство, как регулятор отрасли, стремится сегодня к тому, чтобы как можно быстрее перейти от общества информиро-ванного к обществу информационному.
У информации в настоящее время множество ис-точников. Бремя ответственности за выбор источника, за выбор информации, за доверие к ней, за отделение правильной информации от неправильной лежит на самом человеке. И человек должен быть к этому го-тов. Это - серьезный вызов. Например, что делать с распространением сцен насилия и порнографии в Ин-тернете? Регулировать саму информацию? Решить проблему запретительными мерами вряд ли возможно хотя бы потому, что вслед за Интернетом в ближай-шем будущем появятся и другие информационные технологии.
Традиционные разговоры о технологических за-претах, мне кажется, тут не вполне уместны. Нужны новые подходы. Необходимо регулировать не инфор-мацию, а отношения между поставщиком и потреби-телем информации независимо от того, по какому каналу она передается.


Автор: Андрей Анненков
Источник: Профиль
14 ноября 2005

© Фонд "Новая экономика"