Итоги и перспективы

ИКТ в госсекторе  | 5 октября 2005

Сегодня ИКТ являются ключевым фактором всех областей развития социально-экономической сферы. Они приобрели критическую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения


В 2004 г. отрасль ИКТ сохранила высокие темпы роста, причем эта тенденция прослеживается начиная с 2000 г. Рост объема рынка по всем секторам в 2004 г. составил 30,5%, что в четыре с лишним раза превышает общие темпы роста экономики. Такое стабильное развитие привело к росту доли ИКТ в валовом внутреннем продукте России в полтора раза по отношению к 2000 г. - с 3,2 до 4,9%.

Однако, несмотря на достигнутые темпы развития рынка, в целом по уровню проникновения ИКТ Россия отстает от многих развитых стран, экономика которых прошла индустриальный этап развития. Таким образом, перед нами стоит задача не просто сохранить набранные темпы развития, но превратить ИКТ в инструмент структурной перестройки экономики.

Роль информации как экономического ресурса неуклонно растет, и именно отрасль информационных технологий становится локомотивом развития постиндустриальной экономики. Объем российского рынка информационных технологий в 2004 г. оценивается в сумме 255,6 млрд. руб., что на 20% выше показателей предыдущего года.

Еще большие темпы роста демонстрирует рынок услуг связи. За последние пять лет этот рост ежегодно составлял около 40%, данные за 2004 г. также подтверждают эту динамику. По предварительным оценкам, за прошедший год объем рынка составил 540 млрд. руб., что на 37% выше показателей предыдущего года, при этом доходы операторов от услуг электросвязи составили более 500 млрд. руб., а от услуг почтовой связи - 34 млрд. руб.




В результате проведенной в 2004 г. административной реформы были разделены функции по формированию и реализации государственной политики в сфере развития и использования ИКТ. При этом задачи, возложенные на блок, подведомственный Мининформсвязи, существенно расширились, что отражает возросшую роль ИКТ в государственном управлении и социально-экономической сфере.

В соответствии с принципами административной реформы на министерство возложены функции по определению стратегических направлений развития, формированию нормативной правовой базы и координации деятельности подведомственных службы и агентств. Задача Федеральной службы по надзору в сфере связи - осуществлять контрольно-надзорные функции, включая выдачу лицензий и свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств. Задачей отраслевых агентств (Федеральное агентство по информационным технологиям и Федеральное агентство связи) является оказание государственных услуг в соответствующих областях, в том числе в части управления ограниченным ресурсом, и управление государственной собственностью.

Ключевым событием для отрасли в 2004 г. стало вступление в силу Федерального закона "О связи", в основу которого положен принцип создания равных условий доступа всех граждан России к услугам связи. Постановления Правительства, устанавливающие порядок применения закона "О связи" формировались в течение всего 2004 г., а принятие основной массы этих постановлений пришлось на начало 2005 г.

Разработанные министерством нормативные правовые акты, реализующие механизмы, заложенные в федеральном законе, призваны существенно снизить барьеры для участников рынка. Формализованы процедуры лицензирования, распределения ограниченного ресурса и межоператорского взаимодействия. Упрощены процедуры подтверждения соответствия средств связи. В результате этого созданы условия для дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций.

С 2005 г. начинается внедрение механизма универсального обслуживания, используемого в большинстве стран. Этот подход позволит решить до сих пор актуальную проблему телефонизации удаленных населенных пунктов, где недостаточная плотность населения делает развитие инфраструктуры связи экономически невыгодным. Мы ставим перед собой задачу сформировать такую модель регулирования рынка, которая будет поддерживать баланс интересов общества, бизнеса и государства и стимулировать опережающее развитие ИКТ.

В целях активного продвижения нашей страны к информационному обществу Мининформсвязи России в 2004 г. были разработаны несколько ключевых документов. Главным из них является "Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации до 2010 г.", определяющая ключевые сферы, цели и задачи государственного регулирования в этой области. Отдельные положения стратегии раскрываются и развиваются в отдельных концепциях. Так, в концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, одобренной распоряжением Правительства РФ, определены основные принципы формирования в Российской Федерации эффективного "электронного правительства".

В Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации определены основные направления обеспечения государственной поддержки развития национального производства в сфере ИКТ, конкурентоспособного на мировом рынке, и превращение его в одну из основных движущих сил экономического роста страны.

В "Концепции региональной информатизации до 2010 г." сформулированы основные задачи и направления внедрения ИКТ в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, совершенствования регионального и муниципального управления.




В 2004 г. в основной капитал предприятий отрасли было направлено более 4 млрд. долл. отечественных инвестиций, что на 25% больше по сравнению с предыдущим годом. Иностранные инвестиции в 2004 г. также выросли по сравнению с 2003 г. почти в два раза и составили около 1,5 млрд. долл. При этом необходимо отметить, что предприятия отрасли связи являются лидерами российского фондового рынка.

Рост рынка телекоммуникаций сопровождался развитием и модернизацией инфраструктуры. В 2004 г. сдано в эксплуатацию более 60 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, свыше 5 млн. телефонных номеров фиксированной связи. Введено свыше 300 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций.

Прирост числа абонентов подвижной телефонной связи составил 36 миллионов. Прирост количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети составил более 2 млн., в основном за счет телефонных аппаратов, установленных у населения. Телефонная плотность увеличилась за год с 26,6 до 28,8 стационарных телефонных аппаратов на 100 человек. Количество нетелефонизированных населенных пунктов сократилось с 50 до 46 тысяч. В 2004 г. продолжились работы по установке квартирных телефонов инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. На сегодняшний день все заявки инвалидов и участников ВОВ, поданные до 1 января 2004 г., удовлетворены.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 г." в 2004 г. продолжено развитие сельской телефонной связи. Предприятиями электросвязи было введено в эксплуатацию 600 тыс. номеров, что на 69% больше, чем в 2003 г. Также в 2004 г. в рамках федеральной целевой программы продолжались работы по восстановлению сетей и средств связи в Чечне. Это позволило уже в текущем году впервые с момента начала вооруженного конфликта в республике приступить к установке квартирных телефонов. А именно такие простые признаки лучше всего демонстрируют нормализацию жизни людей.

Не перестает демонстрировать впечатляющие темпы роста подвижная связь. По состоянию на конец 2004 г. количество абонентов составило 72 млн. и увеличилось в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. Уровень проникновения подвижной связи в России составил 50 телефонных аппаратов на 100 человек, а в Москве в начале 2005 г. превысил 100%. Ожидается, что к концу 2005 г. количество сотовых телефонов в России превысит 100 миллионов.

Говоря о достигнутых результатах, нельзя не упомянуть о работах по созданию космических аппаратов нового поколения серии "Экспресс-АМ". Введенный в эксплуатацию спутник связи и вещания "Экспресс-АМ2", запущенный в марте этого года, позволил государственному предприятию "Космическая связь" войти в десятку ведущих международных операторов спутниковой связи.

Одновременно с восполнением космической группировки, проводились мероприятия по развитию наземного сегмента спутниковой связи. Это дает возможность обеспечить прием одной региональной и трех федеральных программ телерадиовещания (РТР, Первый канал, Культура) практически во всех регионах России с помощью универсальной приемной станции "Москва".

Ввод в эксплуатацию спутников нового поколения позволил организовать каналы спутниковой связи в труднодоступных районах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Чеченской Республике, реализовать проекты Центробанка России, "Киберпочта", ГАС "Выборы".

В рамках реализации Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи в 2004 г. создана филиальная сеть ФГУП "Почта России". В настоящее время федеральная почтовая связь функционирует как единое предприятие. Это прежде всего позволило начать централизованную реализацию таких инновационных проектов в области почтовой связи, как система экспресс-переводов "КиберДеньги", которая теперь доступна практически на всей территории Российской Федерации.

В 2004 г. "Почта России" успешно выполнила не только традиционную функцию доставки пенсий, но и сыграла существенную роль в реализации норм федерального закона о льготных выплатах. При этом в непростых условиях удалось обеспечить высокий уровень надежности и качества данной услуги. С марта 2004 г. ФГУП "Почта России" начало выполнять функции национального оператора экспресс-почты, представляющего в России международную службу EMS. Мы ставим перед собой задачу модернизировать российскую почту, превратить ее в современное сервисное предприятие, в универсального логистического оператора, без которого невозможно обойтись на территории такой огромной страны, как Россия.

В 2004 г. продолжилось активное проникновение современных информационных технологий в социально-экономическую сферу. Количество пользователей сети Интернет возросло на 52% и составило более 18 млн. человек. Каждый восьмой житель России пользуется услугами всемирной сети, при этом в Москве - каждый второй. Общее количество персональных компьютеров в Российской Федерации превысило 15 млн., увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем на 15%.

Однако, несмотря на относительно высокие темпы роста, многие эксперты оценивают степень готовности России к информационному обществу как недостаточную. Рынок информационных технологий, структура формируются во многом за счет продаж импортируемого аппаратного и программного обеспечения. Отечественное конкурентоспособное производство в этой сфере только формируется.

Именно поэтому Владимир Путин, Президент РФ, на совещании в Новосибирске 11 января текущего года поставил задачу разработать комплекс мер, направленных на стимулирование развития национального производства, конкурентоспособного на мировом рынке. В мире Россия воспринимается как мощный интеллектуальный ресурс с большим потенциалом в сфере развития информационных технологий.

Для обеспечения лидирующей роли российской отрасли информационных технологий на мировом рынке, а также превращения ее в одну из основных движущих сил экономического роста страны необходима реализация комплексной государственной программы.

Ключевым направлением обеспечения государственной поддержки является создание сети специализированных технопарков в сфере информационных технологий, обеспечивающих доступ развивающихся компаний к необходимой производственной инфраструктуре. Одновременно с этим реализация данной программы создаст необходимые условия для формирования научно-технической производственной элиты и превращения ее в мощный ресурс развития экономики.

В рамках Программы также предполагается поддержать российские компании при их выходе на мировой рынок, устранить административные барьеры и создать дополнительные стимулы для их развития. В рамках программы предусмотрено также создание новых механизмов привлечения инвестиций в развитие российских предприятий в сфере информационных технологий через формирование специального венчурного фонда.

В прошедшем году были продолжены работы по реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". Необходимо отметить, что в 2004 г. программа была профинансирована на 15,2% от объемов, предусмотренных ее паспортом, что заставило нас сосредоточиться на отдельных приоритетных проектах.

Так, в 2004 г. начата работа по созданию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов с использованием биометрической информации. Продолжены работы по созданию государственного регистра населения и его интеграции с ведомственными автоматизированными системами, содержащими персональные данные о населении страны. Ведется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов, направленных на формирование телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд. Создается федеральный информационный центр, формируется сеть удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи.




Как важный пример государственно-частного партнерства стартовал проект по созданию системы поддержки реализации положений закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, который финансируется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств российской ассоциации автостраховщиков.

Продолжено развитие пунктов общественного доступа к открытым информационным ресурсам, в том числе к сети Интернет. В 2004 г. количество посещений пунктов коллективного доступа ФГУП "Почта России" составило 3,5 миллиона.

В настоящее время министерством совместно с Минэкономразвития осуществляется подготовка новой редакции программы. В 2005 г. будет продолжена реализация приоритетных проектов, прежде всего по созданию элементов архитектуры "электронного правительства", имеющих межведомственное значение.

Хочу отметить, что прошедший год был насыщенным и в плане международного сотрудничества. Важнейшим событием стал 23-й Конгресс Всемирного почтового союза, на котором Россия была избрана Председателем Группы стратегического планирования и переизбрана в состав Совета почтовой эксплуатации, что является несомненным достижением нашей страны.

В рамках Международного союза электросвязи состоялась первая сессия Региональной конференции радиосвязи. Значение нынешней конференции определяется во многом тем, что ее решения предопределят на предстоящие 30- 40 лет всю "архитектуру" сети цифрового вещания в России, странах Европейского Союза и в других странах.

Также осенью прошлого года состоялась вторая Региональная конференция по информационному обществу. В ходе конференции были обсуждены вопросы формирования консолидированной позиции стран СНГ по основным вопросам повестки дня Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам развития информационного общества, которая пройдет в ноябре этого года в Тунисе. В Москве прошел очередной этап региональной конференции, а в мае в Санкт-Петербурге при поддержке Президента Российской Федерации состоялась всемирная конференция ЮНЕСКО по этой тематике.

Важным направлением деятельности Министерства на 2005 г. является опережающее совершенствование нормативно-правовой базы. В развитии отрасли мы подошли к такому этапу, когда ни один дальнейший шаг невозможен без должного правового сопровождения. Зачастую мы имеем дело либо с правовыми актами, отставшими от реалий жизни, либо с правовым вакуумом по конкретным вопросам.

Чтобы успевать за жизнью, необходимо сбалансированно развивать регулирование в трех направлениях:

- обновление и совершенствование базового законодательства;

- коррекция и доработка правовых норм, регулирующих отдельные направления деятельности отрасли;

- поправки в законодательство, соответствующие специфическим интересам экономического развития отрасли.

По каждому из них у Мининформсвязи сформирована программа действий.

Так, федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О средствах массовой информации", "О рекламе" приняты более 10 лет назад. За это время возникла потребность приведения их в соответствие с реалиями современного этапа развития информационных технологий, с вновь сформированным гражданским законодательством.

Новыми для государственного регулирования стали вопросы, связанные с использованием глобальной сети Интернет. В этой части необходимо:

- раскрыть правовые вопросы использования ИКТ для дистанционного предоставления социально значимых услуг (образовательных, медицинских, юридических);

- дать правовое определение электронных СМИ, распространяемых через Интернет;

- узаконить средства борьбы с незапрошенным распространением информации ("спамом").

Для этого мы должны гармонизировать базовые российские законы с мировой практикой, принять федеральный закон "Об электронной торговле", в котором необходимо закрепить особенности ее правового регулирования. Необходимо скорректировать Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" так, чтобы уравнять процедуры электронных госзакупок с традиционно используемыми механизмами.

Очевидно, что без таких законов невозможно использовать потенциал Интернета для ведения бизнеса, эффективной деятельности органов государственной власти и повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг.

Естественно, что совершенствование правовой базы в сфере электросвязи также должно быть "живым", динамичным процессом.

Во-первых, нужно предоставить пользователям сетей подвижной связи законодательные гарантии сохранения за потребителем номера телефона при смене оператора связи.

Во-вторых, необходим адекватный правовой режим для работы виртуальных операторов подвижной связи - компаний, не обладающих собственным частотным ресурсом, но предоставляющих от своего лица услуги связи.

Назрел также вопрос о наведении порядка в лицензировании услуг связи для целей кабельного и эфирного вещания. Необходимо разделить лицензирование доступа к эфиру и лицензирование собственно информационного содержания программ.

Кроме того, необходимо продолжить работу по либерализации рынка услуг связи, в частности завершить демонополизацию междугородной и международной связи, что позволит обеспечить свободу конкуренции и, как мы ожидаем, приведет к существенному снижению тарифов на услуги.

Наряду с высокими технологиями наша отрасль включает в себя и традиционную почтовую связь. Для совершенствования правовых основ ее деятельности, развития и диверсификации рынка услуг почтовой связи Мининформ-связи разрабатывает проект новой редакции федерального закона "О почтовой связи".

Необходимо продолжить реализацию Федеральной целевой программы "Электронная Россия", которая является важнейшим инструментом реализации государственной политики в области информационных технологий и связи.

В 2005 году необходимо разработать и приступить к реализации программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере информационных технологий", которая предусматривает:

- поддержку развития технопарков, направленную на быстрый рост производства товаров и услуг в сфере информационных технологий, в том числе ориентированных на экспорт; концентрацию интеллектуального потенциала и создание высокоооплачиваемых рабочих мест, в том числе за счет государственных инвестиций в инфраструктуру технопарков;

- меры государственной поддержки российских компаний при их выходе на мировой рынок, направленные на выравнивание для них условий международной конкуренции, устранение административных барьеров, препятствующих быстрому росту экспорта;

- формирование механизмов привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в российские компании, работающие в сфере информационно-коммуникационных технологий и, в частности, создание фонда отраслевого венчурного финансирования при поддержке государства.

Следующая программа - это "Развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации" - направлена на решение шести важнейших проблем.

Это, во-первых, конверсия радиочастотного спектра. В России менее 10% частотного спектра выделено для гражданского применения (по сравнению с 70% в других странах). Проведение частотной конверсии позволит создать возможности для широкого развития перспективных радиотехнологий и отечественной промышленности.

Во-вторых, это развитие цифрового телевидения. Внедрение технологии DVB позволяет повысить число передаваемых программ в несколько раз без дополнительного частотного ресурса и при многократно меньшей мощности эфирного цифрового передатчика.

В-третьих, это развитие цифровой выделенной сети связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности и правопорядка, которая обеспечит государственным органам устойчивую, надежную и безопасную инфраструктуру связи самого современного уровня.

В-четвертых, это развитие единой сети навигационно-временного обеспечения.

Ее создание позволит повысить эффективность решения самых разных задач, например, повышения качества синхрониза-ции в сетях связи.

В-пятых, это создание единой службы экстренного оперативного вызова. Такая служба позволит быстро и гарантированно (и, разумеется, бесплатно для вызывающего) связаться с диспетчерской службой через единый номер. Это - необходимая гарантия безопасности жизни и здоровья граждан.

И, наконец, модернизация почтовой связи. Без использования современных технологий почтовая инфраструктура не сможет работать лучше.

В 2005 г. приоритетными целями государственной политики в сфере ИКТ станут:

- создание условий для их широкого распространения и эффективного использования в социально-экономической сфере и государственном управлении;

- обеспечение растущих потребностей населения и организаций в современных инфокоммуникационных сервисах на всей территории страны;

- превращение национального производства в сфере ИКТ в одну из основных движущих сил экономического роста страны.

Решение перечисленных задач позволит в 2005 г. достичь объема рынка услуг связи более 700 млрд. руб., или с ростом к предыдущему году на 30%. Российский рынок информационных технологий может превысить 300 млрд. рублей и войти в десятку крупнейших европейских ИТ-индустрий.


5 октября 2005

© Фонд "Новая экономика"