На грани интернет-войны

Международные новости  | 23 сентября 2005

На этой неделе эксперты зафиксировали резкое падение рейтинга безопасности белорусского Интернета. Поводом для такой оценки послужили успешная атака российских спамеров на белорусские почтовые ресурсы и распространившаяся в связи с этим информация о продаже в Россию адресных архивов некоторых электронных служб. В результате количество рекламных сообщений, приходящих на отечественные почтовые серверы, утроилось, и наша республика оказалась в эпицентре рекламной войны.

Основной поставщик спама в Беларусь — Россия. И можно говорить о том, что россияне объявили белорусскому Интернету рекламную войну. Еще недавно особой активности российские спамеры не проявляли. Сейчас они рассылают рекламу «тоннами». Больше всего от спама страдают пользователи первого почтового портала TUT.By. Ежедневно им приходится удалять много ненужной корреспонденции. Поэтому именно в отношении TUT.By и звучат обвинения, что они продали базы данных пользователей и фактически подорвали белорусский Интернет изнутри. «БДГ. Деловая газета» попросили ответить на обвинения генерального директора портала Кирилла ВОЛОШИНА.

— Ходят слухи, что из TUT.By произошла утечка базы данных адресов и по этой причине российские спамеры набросились на беззащитных белорусов. Так ли это?

— Этим слухам столько же лет, сколько и порталу. А еще говорят, что: Зиссер с Волошиным голубые, портал принадлежит израильскому кнессету, системные администраторы читают всю переписку пользователей, а на форумах можно подцепить гусарский насморк. «Утечь» базу невозможно, т.к. в нашем случае базы как таковой нет. Есть 2 терабайта, разбросанные по нескольким десяткам накопителей данных, скопировать которые (даже абстрагировавшись от их огромнейшего объема) по множеству причин нереально.

— Но сегодня пользователи почтового портала TUT.By получают не в пример больше нежелательной почты, нежели несколько месяцев назад. С чем это связано?

— Мнение спорное. It depends, как говорится. Увеличение получаемого именно в последние дни спама связано с завершением сезона отпусков (как у спамеров, так и у заказчиков рекламы и пользователей, «ради которых» активизируются рассыльщики) и с подготовкой почтовой службы TUT.Bу к переезду на новые, более производительные серверы. В связи с переездом на портале сложилась нештатная ситуация, когда из-за спама до пользователей стали с задержкой доходить обычные письма. Пришлось на время отключить защиту.

— Насколько сегодня актуальна проблема распространения спама?

— Актуальна настолько, что число производителей антиспамерского ПО перевалило за сотню. Антивирусов и тех меньше. По разным оценкам, 70–80 % данных в трафике почтовых серверов являются спамом. До пользователя после многоуровневой фильтрации обычно доходит 5–7 процентов отправляемой ему непрошенной рекламы, а вирусов — всего 0,5 процента.

— В свое время предпринималось множество попыток прекратить рассылки нежелательной рекламы. Были ли они успешными?

— А наркоманию или бандитизм удалось прекратить? Об успешности борьбы со спамом можно судить по количеству «мусора» в своих ящиках. А он есть независимо от того, услугами какой компании вы пользуетесь для работы с электронной почтой. Пока в войне с интернет-операторами и почтовыми службами с небольшим перевесом побеждают спамеры. Или с большим, если учесть, что ради эффективной фильтрации спама все больше компаний вынуждены тратить денежные средства на приобретение, обслуживание и обновление антиспамерского ПО, нести финансовые потери от «паразитного» спамового трафика, «съеденного» на его обработку времени сотрудников и так далее.

— Существует ли такое понятие, как «сезонная активность» спамеров? Или они активны всегда, независимо от времени года?

— Они активны всегда. И выходных у них нет. К Новому году, например, «принято» активно рассылать спам с предложением купить в подарок под елку «Ролекс» за 30 баксов или кило виагры по сниженной предпраздничной цене... Хотя летом поток спама уменьшается.

— Интересно, каким образом спамеры добывают электронные адреса пользователей?

— Просеивают форумы, гостевые книги, сайты с объявлениями, подкупают сотрудников почтовых служб, подбирают по словарю имена перед «собачкой» к миллионам существующих в Интернете доменов или определяют e-mail’ы владельцев по адресам бесплатных сайтов, поддомены, которые зачастую «совпадают» с адресами реальных пользователей.

— Вы сами говорите, что можно подкупить сотрудника почтовой службы. Некоторые пользователи утверждают, что связывались с одним из спамеров и он предлагал продать базу 150 тыс. адресов пользователей почтовой службы TUT.Bу.

— Кто-нибудь видел эту базу? Уверен, что нет. Кто-то, скорее всего, попытался обмануть народ с целью дискредитации портала. Что-то из разряда информационных диверсий, которые время от времени совершаются против нас. Например, был человек, который разослал несколько сотен писем, в которых в резкой форме не рекомендовал размещать на TUT.By рекламу, так как мы, дескать, работаем на деньги оппозиции и занимаемся антипрезидентской пропагандой. Это была не реальная продажа адресов портала, а попытка его дискредитации. Повторяю, у нас не происходило и не могло произойти никакой утечки.

— Попадали ли адреса пользователей TUT.By в так называемые «черные листы» и как они оттуда извлекались?

— Попадали, к сожалению, не отдельные адреса, а весь портал. Например, если какой-либо пользователь TUT.By послал N-ное количество рекламных писем (их даже может быть меньше десятка) и определенное количество пользователей их получило, то есть вероятность, что некоторые из них пожалуются на весь TUT.Bу в международные организации по борьбе со спамом. Последние, если число жалоб перевалило необходимую отметку, временно вносят нас в черный список и «прощают» лишь после блокирования нами ящика пользователя-злоумышленника, что мы оперативно и делаем.

— Есть ли вероятность, что когда-нибудь программисты создадут идеальную программу для отсева рекламных рассылок?

— Примерно такая же, как у генной инженерии шанс создать лекарство для бессмертия. Вирусы, приводящие к болезням и гибели людей, мутируют. Спамтехнологии также постоянно совершенствуются. Но надеяться можно.


Источник: charter97.org
23 сентября 2005

© Фонд "Новая экономика"