“Тюльпановая” ИТ-революция пока откладывается


В 2002 году была принята национальная стратегия «ИКТ для развития Кыргызской республики». В этом документе определена амбициозная цель - превратить страну в региональный центр информационных технологий Центральной Азии. Тем не менее, эти планы не обеспечены финансовыми ресурсами. Собственные бюджетные затраты Кыргызстана на информационно-коммуникационные технологии крайне низки, а их внедрение должно осуществляться в основном из внебюджетных средств.

Спустя несколько месяцев после «тюльпановой революции» на круглом столе участников ИТ-сектора Кыргызстана было отмечено, что сфера ИКТ является бюджетообразующей для страны. Так, в 2004 году сумма налоговых отчислений от предприятий связи составила более $24 млн., что составило более 8% от доходной части бюджета. На этот год объем телекоммуникационного рынка республики составил порядка $78 млн., из которых $38 млн. пришлась на сотовую связь. При этом ежегодные темпы роста отрасли связи Кыргызстана составляют около 30%.

Насущные проблемы
Использование достижений ИКТ является необходимым условием для экономического роста любой страны. Они позволяют значительно понизить энергоемкость производства и повысить качества изделий и услуг. От того, с какой скоростью будут внедряться новации, зависит экономический успех и уровень жизни населения. Динамика этого процесса связана с многими факторами, но одним из главных является эффективность систем управления всех уровней.

Страна, население которой составляет около пяти миллионов человек, из которых более одного миллиона проживает в столице, до и после известных событий марта 2005 года, сегодня сталкивается с серьезными проблемами. Хотя объем ВВП страны в 2004 году составил $2,3 млрд., увеличившись на 7,1% по сравнению с 2003 годом, по экономическому развитию Кыргызстан пока достиг только 80% от уровня 1991 года.

Состояние экономики и застой в промышленном производстве, традиционная сельскохозяйственная направленность основного рынка труда создают систему спроса в основном на неквалифицированные кадры. Спрос на квалифицированный труд и собственно на ИТ-специалистов (из 170 опрошенных, проведенного Государственной службой занятости среди молодежи в возрасте 16-29 лет по регионам Кыргызстана, в 2002 году 63 безработных имели высшее образование) сравнительно невелик. В связи с этим в Кыргызстане велика утечка квалифицированных кадров в благополучный соседний Казахстан, где заработки и уровень жизни заметно выше.

Другой важной проблемой внедрения ИТ является низкий средний уровень дохода на душу населения. Как показывает исследование фонда «Информационное содействие» молодые люди - самая необеспеченная часть населения страны.

Показателен обзор «Kyrgyzstan Development Gateway» состояния электронной коммерции в Кыргызстане (2002 год) который констатировал, что одна из главных причин отсутствия значительного прогресса в развитии электронной коммерции сводится к тому, что основная часть пользователей Сети относиться к категории «малоимущих». Иными словами неспособных совершать реальные покупки с использованием электронных систем.

Отметим и то, что из общего числа школ в Кыргызстане – 2029 (2002-2003 годы) только 1327 использовали компьютерную технику в учебном процессе. При этом значительная часть компьютеров относится к устаревшим моделям, а число школ имеющих выход в Интернет на 2003-2004 годы составляло только 1% от общего числа. Значительно лучше, благодаря международной помощи, компьютерной техникой и доступом в интернет обеспечены вузы страны, расположенные как в Бишкеке, так и городе Ош.

Телекоммуникационный рынок
В современном государстве потребность в инфраструктуре, способной осуществлять высокоскоростной обмен информацией становится социальным заказом. Первичным здесь является вопрос о наличии телекоммуникационной структуры, обеспечивающей взаимодействие большинства населения с правительственными учреждениями. В Кыргызстане – стране преимущественно с горным рельефом, - развитие сетей связи достаточно сложная и затратная задача.

На 2003 год на телекоммуникационном рынке Кыргызстана по официальным данным действовало 107 операторов, представлявшие населению республики различные услуги связи. Национальным оператором всех видов связи является АО «Кыргызтелеком».

Рынок дальней связи в Кыргызстане либерализован в 2003 году. В стране выданы четыре лицензии на дальнюю связь: «Кыргызтелеком», «Katel», «Винлайн» и «Сайма-Телеком». Помимо этого, услуги международной связи предоставляют несколько провайдеров IP-телефонии («ЭлКат», «Азия-Инфо» и др.).

На 2000 год в Кыргызстане имелось 12740 междугородних каналов связи, в том числе количество оконечных цифровых каналов – 11036 , а протяженность междугородных каналов была 2240,8 тыс. км. АТС на 2001 год насчитывалось 569 (из них цифровых АТС – 77). Городские АТС составляли 24,5% от общего количества, а в Бишкеке было проложено кольцо волоконно-оптического кабеля протяженностью 45 км для соединений цифровых АТС.

Для увеличения емкости существующих аналоговых станций в Бишкеке и областных центрах Ош, Джалал-Абад, Нарын, Талас, Каракол и Чолпон-Ата дополнительно введены в эксплуатацию цифровые станции АХЕ-10 производства фирмы Ericsson общей емкостью 50 тыс. цифровых телефонных линий.

По сравнению с 1999 годом, за счет введения в эксплуатацию цифровых АТС, взамен устаревших аналоговых станций, общая емкость телефонной сети увеличилась на 105,2 %. К 2001 году емкость используемых телефонных линий была около 365 тыс. Количество фиксированных линий связи на 2004 год составляло 398 тыс. у «Кыргызтелекома», и около 4 тыс. линий владеют альтернативные операторы –«Винлайн» и «Сайма-Телеком». На сто человек по стране приходится около 8 телефонных линий, в Бишкеке – 25, а в регионах до 6 на сто человек. На 2002 год очередь на установку телефонных аппаратов составляла около 58,1 тыс. человек. К 2002 году в стране значительно расширилась сеть карточных таксофонов (всего их было установлено 400 шт.).

На рынке сотовой связи Кыргызстана действует три оператора – «Katel», работающий в стандарте TDMA, «Bitel» - стандарт GSM и «АкТел» (стандарт CDMA-2000 в диапазоне 800 МГц). По состоянию на начало марта 2005 года «Bitel» обслуживал 315 тыс. абонентов, «Katel» - около 35 тыс., а «АкТел «– до 5 тыс.


Расцвет интернета
В стране быстро развивается интернет. Здесь к первичным ISP относятся АО «Кыргызтелеком», компания «Акнет», компания «Transfer Ltd», компания «АзияИнфо», «Элкат». К ISP второго уровня относятся компании, арендующие каналы доступа в интернету у компаний первого уровня (компания «Intranet» и др.). В общем, доступ во всемирную компьютерную сеть в Кыргызстане обеспечивают порядка 13 ISP и большая часть из них - частные компании. Для предоставления пользователям доступа в интернет они используют публичные телефонные сети «Кыргызтелеком».

Развитие интернета и сетей мобильной связи привели к ситуации, когда жизненно важная информация становится доступнее и быстрее без прямого участия институтов ОГВ. В странах демократии, где осуществляется общественный контроль за расходами средств налогоплательщиков, она к концу XX века привела к появлению знаковых проектов, к которым относится деятельность по формированию «Е-правительств». В свою очередь подобная управленческая структура, требует и своего «народа» - информационное общество. Эти новации не обошли стороной и Кыргызстан.

На развитие телекоммуникаций и использование вычислительной техники в стране обращается серьезное внимание. Эти вопросы отражены в государственной программе «Комплексная основа развития Кыргызстана на период до 2010 года» и «Национальной стратегии по сокращению бедности». Здесь, наряду с министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана, действует Государственное агентство связи (ГАС), обладающее полномочиями надзорного антимонопольного органа. Вопросами назначения частот занимается межведомственная госкомиссия по радиочастотам. В стране организовала Ассоциация операторов связи, в которую вошли семь операторов и образовательная сеть фонда Сороса. На эти учреждения и организации ложится обязанность разработки различных электронных стандартов в области ИКТ.

Развитию интернета и связанных с ним технологий способствует общественный фонд "Информационное будущее", созданный в 2003 году для обеспечения связью нетелефонизированных населенных пунктов и организации в селах центров интернет-доступа. В 2004 году фонд открыл 19 интернет-центров и телефонизировал два села. В 2005 году планируется создать еще более ста интернет-центров и телефонизировать свыше 80 сел.

Распределение рынка интернет-услуг Кыргызстана между ISP



Источник: IT дайжест Кыргызстана

Фонд финансирует только организацию и начальное обучение - оказание услуг на коммерческих началах возлагается на местных активистов. В 2004 году фонд аккумулировал $106 тыс. В 2004 году, помимо учредителей, взносы в фонд сделали Всемирный банк и посольство Канады. На 2005 год Фондом планируется собрать не менее $300 тыс.

Приобщение к ИКТ населения традиционно осуществляется за счет иностранных организаций. Так, работа национальной компьютерной сети в науке и образовании (ННОКС) обеспечивается благодаря поддержке НАТО. В рамках этого проекта был создан провайдер «Акнет», имеющий спутниковый канал и предоставляющий интернет-услуги Национальной Академии наук, а также и двадцати вузам Бишкека. При поддержке японского правительства был образован Центр информационных технологий для подготовки ИТ-специалистов.

В 2004 году фондом "Информационное будущее" открыто 22 центра «Айылдагы Интернет», а в 2005 году планируется открыть еще сто новых центров по всей республике. Так, летом 2005 года был открыт очередной интернет-центр в селе Кочкор при финансовой поддержке фонда “Сорос-Кыргызстан”.

При зарубежной поддержке действует проект «Kyrgyzstan Development Gateway», портал которого предоставляет неправительственным организациям возможность свободного размещения некоммерческой информации, а также коммуникации и взаимодействие для развития неправительственных организаций в Кыргызстане. Отметим, что львиную долю финансовых ресурсов в развитии телекоммуникаций, подготовки ИТ-специалистов и медиа-бизнесе страны составляли и продолжают составлять гранты международных организаций и стран-доноров.

Если вспомнить, то еще в 1997 году в стране был завершен крупный телекоммуникационный проект, профинансированный Всемирным Банком и Европейским Банком Реконструкции и Развития. В рамках проекта была создана цифровая телекоммуникационная сеть, включившую в себя наземную спутниковую станцию (контракт с фирмой «COMSAT RSI», США). Были установлены цифровые магистральные радиорелейные станции на SDH технологии («NERA ASA», Норвегия), цифровые коммутационные станции («ERICSSON», Швеция), волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) на SDH технологии и кабельное хозяйство («HT CABLE», Израиль). А в Бишкеке установлена и введена в эксплуатацию международная междугородная транзитная станция на 3120 каналов и АТС на 28 тыс. абонентских линий.

В 2004 году оборот "Кыргызтелеком" составил $ 45 млн., а чистая прибыль - около $8 млн. Пока значительная часть доходов компании уходит на обслуживание долга, который составляет около $ 40 млн. Кредиторами являются Всемирный банк, ЕБРР, фонд EDCF (Южная Корея), Кувейтский фонд арабского экономического развития.

Фондом EDCF (Экономического Развития и Кооперации) Республики Корея было профинансировано строительство участка ВОЛС ТАЕ по территории Кыргызстана. Оптоволоконная линия связи развила телекоммуникационную сеть (охвачено 80 населенных пунктов Чуйской области и южные регионы) страны. А Кувейтским фондом Арабского экономического развития был профинансирован проект по модернизации телекоммуникационной сети города Ош, Ошской и Баткенской областей. В Оше была увеличена емкость коммутационной станции до 30 тыс. номеров.

В начале августа 2005 года США объявили о планах содействия Кыргызстану по финансированию информационных центров по поддержке демократии. Предусматривается выделение $613 тыс. для создания в стране еще пяти таких центров.

Информатизации органов государственной власти
Рад новых инициатив ООН также направлены на развитие и поддержку использования ИКТ в Кыргызстане. К ним относится внедрение ИКТ в государственное управление. Заложены основы Информационной Системы Государственного Управления (ИСГУ), Государственной Автоматизированной Системы (ГАС) «Шайло» и Центров Общественного Доступа (ЦОД).

Преследуются следующие цели:

достижение прозрачности государственного управления и доступности информации для общественности;
повышение эффективности работы государственных служащих и политических лидеров;
эффективное использование Государственной Компьютерной Сети для установления диалога между государством и обществом.
Отметим, что сегодня значительная часть оборота информации и документов в стране уже осуществляется в электронном виде. Этому способствовало не только компьютеризация государственных учреждений, но и то, что в ноябре 1999 года принят закон "Об электронных платежах", а в 2004 году - закон об электронной цифровой подписи.

В стране определен правовой режим использования электронных платежей при осуществлении деловых, финансовых, коммерческих и других сделок между юридическими и физическими лицами. Установлены правовые основы для использования электронных цифровых подписей, принципы и условия использования и предоставления услуг по удостоверению электронных цифровых подписей. Определен порядок использования ЭЦП в государственном управлении, корпоративных информационных сетях и платежной системе страны.

Таким образом, в Кыргызстане дан зеленый свет внедрению массового цифрового документооборота. В перспективе это позволит сократить издержки организаций и предприятий, связанные с подготовкой и пересылкой бумажного документооборота примерно на 20%. Этим будет облегчено взаимодействие населения с различными государственными и муниципальными структурами и созданы условия для дистанционного предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Интернет-аудитория Кыргызстана



Источник: Информационно-исследовательский центр SIBIS

Уже в 2004 году стартовал проект компании «Неотек» по созданию электронной платежной системы «Unicard». Посредством Unicard сегодня в Кыргызстане можно оплатить услуги сотовой и фиксированной телефонной связи, доступ в интернет и коммерческое кабельное телевидение. Планируется, что спектр услуг Unicard будет пополняться новыми возможностями - оплаты за свет, газ и коммунальные услуги. Тем не менее, сдерживающим фактором присоединения коммунальных услуг к электронной платежной системе остается отсутствие навыков и опыта работы с электронными базами данных у провайдеров услуг, большая часть из которых – госпредприятия. Не секрет, что основным фактором приобщения населения и организаций к ИТ сегодня является интернет и мобильная связь. Они стали той образовательной платформой, на которой успешнее и быстрее всего люди получают навыки работы с электронными базами данных и получения цифровых услуг. В Кыргызстане на 2004 год, аудитория интернета составляла порядка 150 тыс. человек, проживавших в основном в Бишкеке и крупных городах (по разным методикам количество пользователей интернет-услуг в Кыргызстане оценивается от 150 до 550 тыс. человек). Аудитория мобильной связи больше примерно в два раза – около 350 тыс. человек.

В Бишкеке действует более двухсот кибер-кафе с услугами доступа в интернет и IP-телефонии. По данным ГАС, в республике выдано 94 лицензии на телематические услуги. Основной интернет-провайдер, "Кыргызтелеком", предлагает доступ в кредит по цене 0,07 сома за минуту, или около $0,1 за час работы в Сети. Увеличивается и число широкополосных подключений по технологии ADSL.

Всплеск политической активности в начале 2005 года, затронул и кыргызский сегмент интернет. Уже в июне 2005 года был открыт официальный сайт нынешнего, а тогда исполняющего обязанности президента Курманбека Бакиева. Это лишний раз подчеркнуло то внимание, которое в стране уделяется электронным коммуникациям и СМИ. Тем не менее, образовательный уровень органов государственной власти в области ИКТ пока остается на относительно невысоком уровне, а средства вычислительной техники в основном используются только для делопроизводства.

Проблемы остаются и в части использования ИКТ в системах государственной власти.

Нерешенные проблемы
Так, необходимо завершить программу по созданию единых электронных государственных информационных реестров, начать организацию системы получения услуг населением с использованием сетей передачи данных. Пока далеки от решения вопросы эффективного функционирования системы пенсионного страхования на всей территории страны. А в связи с проблемой борьбы с терроризмом остро стоит задача по созданию системы персонального учета населения. В том числе образование единого реестра получателей льгот, а также кадастра объектов недвижимости (земельных участков и строений) и т.д. Задерживается процесс по смене паспортов у населения и внедрения ИКТ в таможенную деятельность.

В Кыргызстане пока нет утвержденных квалификационных требований к госслужащим по навыкам использования ИКТ. А в области телекоммуникаций остаются нерешенными вопросы по определению понятия "универсальная услуга". Необходимо определить нормы межоператорских взаиморасчетов, разработать положение о единых принципах присоединения сетей. В области стандартизации стоит задача систематизации системы ГОСТов. Требует ревизии и конверсии радиочастотный спектр страны.

Доступ в интернет



Источник: Фонд «Информационное Содействие»

Современные достижения дают шанс Кыргызстану сделать важный шаг для повышения качества жизни населения. Причем интернет является всего лишь одним из факторов, могущих содействовать решению этой задачи. Однако, существуют и другие возможности.

Такие как расширение телекоммуникационных сетей, с обеспечением жителей удаленных от центров районов средствами современной связи. Выравнивание тарифов пользования услугами связи и доступа в интернет, внедрение системы «обратного вызова» (Callback - звонок оплачивает обратная сторона) и др. Все это требует подготовки национальных квалифицированных кадров и организации новых сервисов, позволяющих шире удовлетворять потребности клиентов (независимо от уровня их социального положения) и другое.

Отметим, что чаще всего эти возможности не отвечают интересам операторов связи, поскольку приводят к уменьшению не всегда оправданных доходов от международной связи, интернета и т.д. Однако все это являются необходимым условием для выживания государства в современном мире. Тем более для тех, кто только начинает свой путь в нарождающемся мировом информационном сообществе.


Источник: CNews
30 августа 2005

© Фонд "Новая экономика"