Правительство одобрило концепцию создания системы персонального учета населения РФ и поручило внести во 2-м квартале соответствующие изменения в ФЦП "Электронная Россия"


Правительство РФ распоряжением от 9 июня N748-р одобрило концепцию создания системы персонального учета населения России, сообщает правительственная пресс-служба. Согласно документу, ориентировочный срок создания системы составляет 7 лет.

Минэкономразвития РФ совместно с Мининформсвязи поручено внести во 2-м квартале 2005 г проекты решений правительства РФ о внесении изменений в федеральную целевую программу /ФЦП/ "Электронная Россия /2002-2010 годы/" в части мероприятий по созданию системы персонального учета населения.

Система персонального учета населения РФ - это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах РФ, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ, на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством РФ.

Концепция определяет роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции и основные этапы создания и развития системы персонального учета, а также источники финансирования.

Концепция также содержит предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для функционирования системы персонального учета и обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных.

Положения концепции не носят обязательного характера для создания, развития и обеспечения функционирования отдельных автоматизированных информационных систем учета населения, реализуемых в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Система персонального учета представляет собой территориально распределенную информационную систему, функционирующую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающую взаимодействие автоматизированных систем учета органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан.

Для обеспечения взаимодействия автоматизированных систем учета в рамках системы персонального учета, а также контроля обмена данными между ними создаются интеграционные компоненты системы персонального учета, которые настраиваются в каждом конкретном случае в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований по обеспечению производительности и информационной безопасности взаимодействия.

На федеральном и региональном уровнях создаются также репозитории, обеспечивающие авторизацию и маршрутизацию информационных запросов пользователей, гарантированную доставку персональных данных различных автоматизированных систем учета до пользователя, актуализацию содержащихся в них данных на основе утверждаемых регламентов взаимодействия.

Создаваемые репозитории включают:

- государственный регистр населения, содержащий идентификаторы персональных данных и соответствующие им первичные идентификационные данные;

- метабазу с размещенными в ней сведениями о наличии персональных данных в автоматизированных системах учета на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и функциональных возможностях взаимодействия между собой;

- систему исполнения запросов населения для получения персональных данных в рамках системы персонального учета в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми нормативными правовыми актами;

- единую систему классификаторов и справочников.

Кроме того, в репозитории федерального уровня осуществляется хранение всех идентификаторов персональных данных с соответствующими им первичными идентификационными данными.

При построении системы персонального учета для надежной идентификации личности, кроме идентификатора персональных данных, в государственный регистр населения предполагается включение первичных идентификационных данных: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол. Их подготовка и ввод в государственный регистр населения будут осуществляться из автоматизированных систем учета, содержащих первичные идентификационные данные.

Количество региональных компонентов системы персонального учета может быть меньше общего числа субъектов РФ в зависимости от наличия и уровня развития в конкретном регионе информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры.

На муниципальном уровне создаются интеграционные компоненты взаимодействия с системой персонального учета в муниципальных автоматизированных системах учета.

Взаимодействие автоматизированных систем учета осуществляется на основе единых форматов обмена данными с учетом требований по обеспечению информационной безопасности.

Для обеспечения доступа к системе персонального учета должна быть предусмотрена процедура авторизации пользователей в соответствии с требованиями обеспечения информационной безопасности.

На первом этапе создания системы персонального учета осуществляются:

- формирование организационной структуры управления реализацией проекта по созданию системы персонального учета;

- определение общих требований к системе персонального учета;

- проектирование системы персонального учета, разработка технического задания на создание системы персонального учета и реализацию отдельных ее компонентов в отдельных регионах с учетом мер по защите персональных данных;

- подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и последующего использования системы персонального учета.

На первом этапе в основном выполняются существующие административные регламенты по межведомственному информационному обмену персональными данными и оказанию услуг населению с использованием персональной информации, в том числе подготовка первичных идентификационных данных.

На втором этапе осуществляются:

- реализация на федеральном и региональном уровнях государственного регистра населения и других компонентов системы персонального учета;

- опытная эксплуатация компонентов системы персонального учета, включая госрегистр населения, в отдельных регионах;

- оснащение необходимым аппаратным и программным обеспечением органов, обеспечивающих сбор первичных идентификационных данных;

- обучение сотрудников органов государственной власти, обеспечивающих ввод и актуализацию первичных идентификационных данных;

- формирование базовой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы персонального учета;

- разработка необходимого нормативно-правового и методического обеспечения в соответствии с требованиями технических заданий;

- обучение персонала, занятого в процедурах создания и обслуживания системы персонального учета в отдельных регионах РФ;

- подготовка автоматизированных систем учета к включению в систему персонального учета.

На третьем этапе осуществляются:

- тиражирование и монтаж компонентов системы персонального учета в регионах, ввод их в эксплуатацию;

- формирование инфраструктуры поддержки системы персонального учета;

- обучение пользователей и обслуживающего персонала системы персонального учета;

- реализация регламентов информационного обмена автоматизированных систем учета между собой в рамках системы персонального учета, технической поддержки и обслуживания, а также предоставления информационных услуг.


Источник: Прайм-Тасс
14 июня 2005

© Фонд "Новая экономика"