Ц.Церенов: институты государства еще не могут юридически поддерживать электронную торговлю


В понедельник, 6 июня, в Госдуме РФ состоялось заседание круглого слова по теме «Электронная коммерция в России: стратегия и практика». Его организаторами выступили Российско-европейский центр экономической политики и фонд «Новая экономика» Минэкономразвития РФ при поддержке МЭРТ и Комитета по информационной политике Госдумы РФ.

Открывая заседание, заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Церен Церенов рассказал о позиции министерства по отношению к электронным формам закупок. По его словам, основная причина, по которой электронная торговля имеет трудности в своем развитии, связана не только с тем, что в России до сих пор нет законодательства об электронно-цифровой подписи, сколько с тем, что «государство еще не готово перейти от бумажного взаимодействия к электронному». Причем эта проблема остается не только в сфере госзакупок, но она связана в целом с контролем над электронными закупками, пояснил он. Институты государства еще не могут юридически поддерживать электронную торговлю. Других сдерживающих факторов нет, уверен Ц.Церенов. Он считает, что необходимо добиться того, чтобы для различных государственных институтов электронные документы стали юридически значимым.

По словам Ц.Церенова, электронные государственные закупки должны в своем развитии пройти три этапа. Первый этап связан с достижением информационной открытости при проведении таких закупок. Основная задача этого этапа – консолидировать всю информацию о конкурсах в едином информационном пространстве. Сейчас сложилась ситуация, при которой предприниматели одного региона не знают о конкурсах, которые объявляет администрация другого региона России. Таким образом, пояснил Ц.Церенов, существует локальная система государственных закупок, в каждом регионе есть свой узкий круг поставщиков. В результате в стране не существует единого информационного пространства сферы госзакупок, нет единого реестра всех объявленных конкурсов. МЭРТ сейчас разрабатывает портал госзакупок, который пока функционирует в опытном режиме, однако Ц.Церенов выразил надежду, что после выхода соответствующего закона портал будет включать в себя информацию обо всех федеральных, региональных и даже муниципальных конкурсах. Причем задача этого портала не заменить собой все существующие ресурсы по госзакупкам, а обеспечить взаимодействие и сбор информации обо всех конкурсах в одном месте.

Второй этап развития системы электронных госзакупок, по словам Ц.Церенова, должен быть связан с аналитикой конкурсов и мониторингом цен. На этом этапе будет решаться задача, связанная с контролем проводимых конкурсов по госзакупкам, а также будет создаваться единый реестр всех заключаемых контрактов и итогов конкурсов. Третий этап – собственно электронные торги, когда станет возможным заключение контрактов в электронной форме.

Выступивший в ходе заседания консультант Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Юрий Травкин сообщил, что в российской действительности сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, бизнес не ждет для себя каких-либо разрешительных кодифицирующих правовых норм, с другой – достигнув определенного уровня, экономические отношения начинают зависеть от тех или иных норм. В данный момент, подчеркнул Ю.Травкин, российский бизнес, государство и общество начинают испытывать трудности в сфере электронной коммерции. Кроме того, перед Россией стоит задача интернационализации правовых стандартов, гармонизации правовых норм сферы электронной торговли со странами Европы. Как полагает Ю.Травкин, сейчас у РФ есть возможность в ускоренном порядке, опираясь на мировой опыт, совершить быструю правовую реформу сферы электронной коммерции, восполнить пустоты законодательства в этой сфере современными и проверенными нормами. Эта реформа должна затронуть все сферы отношений: бизнеса и граждан, бизнеса и государства, внутри самого бизнес-сообщества, уверен он. В первую очередь, должен быть восполнен пробел реализации гражданского права в электронной среде, создано то, что можно назвать «гражданским кодексом в интернете». Кроме того, необходима разработка норм, определяющих обязанности всех субъектов экономических отношений в области электронной торговли. Это не только формальное выравнивание с позиции юридической значимости бумажных и электронных документов, но и создание правовых механизмов, позволяющих решать споры сторон. Также нужны нормы, регулирующие сбор, хранение и распространение персональных данных в интернете, гарантирующих конфиденциальность обмена электронными сообщениями, ограничивающих распространение спама. Остро стоит проблема защиты авторских прав в интернете. По словам Ю.Травкина, на настоящий момент в России сейчас следует создать современное законодательство сферы электронной торговли и правовые основы для экономического сотрудничества с другими странами в данной сфере.

Как сообщила руководитель дирекции электронной коммерции Московского комитета по науке и технологиям Светлана Миронова, комитет выступил инициатором развития электронной торговли в Москве еще в 2001 году. В настоящее время опыт комитета используется при реализации городской целевой программы «Электронная Москва». По словам С.Мироновой, основное требование, благодаря которому возможно интенсивное развитие средств электронной коммерции, - совмещение интересов государства, которое занимается управлением, и бизнеса, занятого производством. Для успешного развития электронной коммерции необходимо наличие мощного центрального игрока. Им могут быть какие-либо властные структуры, которые уже на начальном этапе обеспечат использование системы электронной коммерции со значительным оборотом и позволят привлечь в электронный бизнес значительное число участников.

Советник Комитета по информационной политике Госдумы РФ Борис Кристальный рассказал о законах, которые необходимо принять для нормального регулирования сферы электронной торговли. Это законы о госзакупках, об электронной торговле, о доступе к официальной информации, о персональных данных. Кроме того, необходимо совершенствовать законодательство, связанное с электронной подписью. Также большое влияние на развитие электронной коммерции имеет законодательство по техническому регулированию, отметил он.


Источник: Альянс-Медиа
7 июня 2005

© Фонд "Новая экономика"