Принятие законопроектов об ОЭЗ в РФ будет способствовать развитию высокотехнологичных отраслей экономики, считает вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин

ИКТ отрасль  | 9 июня 2005

Госдума 9 июня рассмотрит в первом чтении законопроект о создании в России особых экономических зон. Какие цели и задачи ставят авторы идеи? Как это повлияет на инвестиционную привлекательность России? Об этом в интервью парламентскому корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Оксане Алтыновой рассказал заместитель председателя Госдумы Владимир Пехтин.


- Владимир Алексеевич, расскажите, что депутаты вкладывают в понятие особые экономические зоны и каким образом их функционирование отразится на российской экономике?


- На выборах в Госдуму в 2003 году "Единая Россия" назвала приоритетной задачей работы в парламенте повышение качества жизни населения. Сегодня в стране проводятся различные реформы экономического и социального характера, которые, в первую очередь, и направлены на решение этой стратегической задачи.

Создание особых экономических зон - одна из многих составляющих реализации наших планов в укреплении благосостояния россиян и обеспечения экономического процветания страны. И, кстати, в стране уже имеется опыт действия особых экономических зон в различных регионах. Однако, недобросовестные коммерсанты нередко использовали их не для развития экономики регионов, а как "офшоры" для уклонения от налогов. Сегодня депутаты и правительство понимают, что новые законопроекты призваны придать другое содержание и значение особым экономическим зонам.

Один вид экономических зон уже сейчас действует на территории таких российских регионов, как Калининградская и Магаданская области. Это связано с их территориальной отдаленностью и, соответственно, с некоторыми особенностями ведения там экономической деятельности. Правительство подготовило отдельный законопроект по Калининградскому региону. А в Магаданской области планируется продлить срок действия экономической зоны с учетом идеологии базового закона "Об особых экономических зонах".

Другой вид зон - это технопарки или технограды. Они станут инкубатором передовых технологий, идей, наукоемких производств, для реализации которых будут созданы все благоприятные условия. Инфраструктура этих экономических зон будет размещаться в регионах на ограниченных участках принадлежащей государству земли или научно-производственных комплексов. Принятие законопроектов позволит создать новые производственные мощности, в которых заинтересованы как потенциальные инвесторы, так и само государство.

Планируется создание технико-внедренческих зон, предназначенных для разработки, внедрения продуктов научной деятельности, и зон с налаженным серийным производством передовых разработок. Производственные технограды будут создаваться с нуля, а в технико-внедренческих парках возможно использование уже имеющейся базы научно-производственных учреждений страны.


- Как будет решаться вопрос участия бизнеса в проекте, не станут ли технопарки очередным бюрократическим барьером на пути желающих там работать предпринимателей?


- У России богатая история, и если мы научимся пользоваться накопленным опытом, это поможет избежать многих ошибок в продолжающемся обновлении России. Эффективное решение вашего вопроса было найдено еще в ХVII веке, а наши современники при создании технозон этим только воспользуются.

Управлять зонами станет единый орган, члены которого будут уполномочены решать любые вопросы, связанные с функционированием технопарков. По сути, это принцип "одного окна", формула которого четыре столетия назад и пришлась по нраву московскому купечеству. Сама идея, согласно историческим архивам, принадлежит боярину Афанасию Ордин-Нащокину. В разработанном им "Новоторговом указе" объяснялось, что из-за "многих волокит" целесообразно создание "одного пристойного приказа", то есть ведомства, где ведали бы "купецкими людьми".

Решение о работе компании в технозоне будет приниматься в течение месяца с момента ее обращения. Обязательным требованием к каждой фирме будет вложение инвестиций в проект на весь срок его действия в сумме не менее 10 млн. евро.


- Получается, что работать в технограде смогут только предприятия с крупной капитализацией, большими финансовыми возможностями, а, скажем, среднему бизнесу туда путь закрыт?


- Безусловно, конкуренция - главный атрибут бизнеса. Но конкуренция должна быть здоровой и ориентированной на качество, а не использоваться, как способ задавить соседа. Наоборот, создание технопарков станет генератором развития не только для крупных предпринимателей. Согласно законопроекту, технозоны будут существовать не более 20 лет. В первый год работы в техноградах необходимо вложение инвестиций не менее 1 млн. евро. Здесь решение за бизнесом - можно объединять свои силы или брать займы.


- Когда собственный бизнес более-менее благополучно развивается, извлекать из оборота крупную сумму на что-то новое кажется неоправданным?


- Во-первых, вся инновационная, производственная и технико-внедренческая деятельность будет регулироваться федеральным законом. Все участники соглашений не смогут в будущем использовать так называемую "дедушкину оговорку", то есть менять условия договора в одностороннем порядке.

Во-вторых, этот же законопроект предусматривает для технопарков значительные налоговые и таможенные льготы. В частности, компании будут освобождаться от уплаты налогов и платежей при реализации разработанной в технограде передовой продукции на экспорт. Этим государство поддержит отечественный бизнес на зарубежных рынках.

И, в-третьих, технопарки будут абсолютно рыночными проектами, работа которых будет строиться на конкурентоспособности, эффективности и прибыльности производимой продукции, ориентированной на конкретного заказчика.


- Насколько подобные проекты оправдывают себя в других странах, приведите, пожалуйста, конкретные примеры?


- На сегодня в мире действуют более тысячи технопарков, их еще называют "силиконовыми долинами". Большое внимание их развитию, в частности, уделяется в Индии, Китае, Ирландии. И это не случайно. Например, сегодня объем мирового рынка информационных технологий - более $900 млрд., что превышает нефтяной сектор экономики. Ежегодный рост составляет 8%. Доля России на этом рынке - около 0,7% - примерно $7 млрд. Что мешает прорыву в информационной сфере стране, у которой есть и кадровый потенциал, и далеко не исчерпан интеллектуальный ресурс? Считаю, что видимых и непреодолимых преград нет. Грамотный, прагматичный подход в этом вопросе принесет ощутимые результаты уже в ближайшие 5-7 лет. По оценкам экспертов, к 2010 году доля только информационных технологий в российской экономике может возрасти до 5%. Запуск техноградов не только поможет приостановить "утечку умов", но предоставит возможность молодежи реализовать свой талант и добиваться успеха в собственной стране. Конечно, технопарки с их массовым производством потребуют большего числа высококвалифицированных кадров.


- "Утечка умов" из России наблюдается с начала 90-х годов. Как, по-вашему, будут обстоять дела с кадровым персоналом?


- Эта проблема уже решается. В питерском Петродворце планируется открыть технологический университет, который и будет готовить "узких" специалистов. Россия занимает ведущие позиции в мире по разработкам продукции оборонно-промышленного комплекса, в космонавтике, ядерных технологиях, энергетике. Ведь это все и есть новые технологии, инновации. Соответственно, для разработок, например, собственных IT-технологий следует переключиться и больше уделить внимания именно этой сфере. Для этого мы и создаем все условия.

Российский рынок IT-технологий в основном представляют зарубежные брэнды, а большинство отечественных компаний - дистрибьюторы заграничных марок. По мнению экспертов, Россия отстала от технологически развитых стран как минимум на 10 лет. Парки IT должны занять особое место в работе предприятий на льготных экономических условиях. Уверен, что у нас есть все возможности прорыва в этой сфере. В техноградах российские специалисты смогут выгодно кооперироваться для конкретной цели. Например, работать над такими признанными в мире перспективными IT-инновациями, как "домашние сети", беспроводной интернет, другими "ноу-хау" для решения административных задач, в сфере управления бизнесом, финансовыми ресурсами. Ведь не секрет, что многие российские компании и отдельные специалисты не выезжают за рубеж, а предпочитают работать дома, передавая свои разработки по электронной почте. Здесь также необходимо ужесточить механизмы защиты интеллектуальной собственности. Научные коллективы должны быть заинтересованы в передаче своего продукта в производство на прозрачных и взаимовыгодных условиях, а не на основе серых схем.


- Когда и где начнут работу первые технопарки?


- Если к концу этого года вся нормативная база по созданию особых экономических зон будет принята, то первые технограды появятся в стране уже в 2006 году. Вначале планируется создать до 10 технопарков, каждый из которых, по расчетам правительства, потребует вложений $100-150 млн.

Объем бюджетного финансирования этой программы до 2010 года предусмотрен в размере 18 млрд. рублей. В качестве пилотных зон предлагается выбрать Московскую область, Санкт-Петербург, Новосибирск и Нижний Новгород. Эти города уже имеют высокоразвитую научно-техническую базу и инфраструктуру. Например, под Новосибирском в Академгородке, который еще в 1957 году стал первым в мире комплексным научным центром, сегодня ведутся исследования по всем основным научным направлениям. Примерно через пять лет западные компании уже смогут размещать заказы в высокотехнологических центрах России, что позволит решить вопрос удвоения ВВП и снизить сырьевую зависимость отечественной экономики.


Источник: Интерфакс
9 июня 2005

© Фонд "Новая экономика"