МЭРТ БЬЕТ РЕКОРДЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ИКТ в госсекторе  | 30 марта 2005

Российское Министерство экономического разви-тия и торговли (МЭРТ) является на сегодняшний день одним из самых (если не самым) информатизирован-ным: весь документооборот осуществляется в элек-тронном виде, используется механизм цифровой под-писи. Только благодаря своевременному внедрению ИТ МЭРТ справляется с огромным наплывом проект-ной корреспонденции, отмечает его глава Герман Греф.
"Сейчас в министерстве, в отличие от 2003 г. не 58, а 17 департаментов. Организационное руково-дство обеспечивают вместе с министром не 18, как ранее, а лишь два заместителя, и анализ показывает, что мы еще не достигли оптимального баланса между нагрузкой и ресурсным обеспечением деятельности министерства, - отметил г-н Греф на заседании колле-гии, которое транслировалось сегодня на сайте РБК. - Нагрузка на замминистра возросла, как минимум, в пять раз". Как сообщил CNews источник в Минэко-номразвития, преобразования серьезно отразились на занятости госчиновников высшего звена. Так, Андрей Шаронов подчас "уходил вечером со стопкой бумаг, скопившихся за день, а утром - приносил их все под-писанными".
По словам главы МЭРТ, если в 2003 г. количество проектной корреспонденции составляло по нагрузке на министра и его заместителей порядка 4 тыс.единиц по входящей и 1,5 тыс. по исходящей корреспонден-ции, то теперь эта цифра достигла почти 21 тыс. по входящей и 7,5 тыс. по исходящей корреспонденции. "Нужно честно сказать, что нагрузка во многом за-предельная, и только вовремя подготовленная и вве-денная система электронного документооборота и цифровой подписи позволяет нам с ней справляться, - подчеркивает Герман Греф. - Мы практически ликви-дировали издержки, связанные с передислокацией из одного корпуса министерства в другой. Весь трафик документов происходит в электронном виде с момен-та поступления их в министерство, при входе доку-менты сканируются и сразу же в электронном виде передаются из здания в здание. Ведется постоянный мониторинг в режиме реального времени на каждый конкретный день, с терминала каждого руководителя министерства можно отследить движение документов по минутам до каждого исполнителя с соответствую-щими резолюциями".
МЭРТ предлагает распространить это начинание на остальные министерства и в 2005 г. создать такую систему совместно с аппаратом правительства, чтобы иметь возможность обмениваться документами в электронном виде.
Министр отметил также, что Федеральная тамо-женная служба России (в прошлом году Таможенная служба начала работать по новому Таможенному ко-дексу) провела работы по упрощению таможенных процедур, разработке и внедрению перспективных технологий , таких как "зеленый коридор", калинин-градский транзит, предварительное информирование и предварительное электронное декларирование, сис-тема управления рисками. Система электронного дек-ларирования была запущена в качестве пилотного проекта на Каширском таможенном посту (г. Москва). Здесь использовалось электронное декларирование и ЭЦП, была выпущена первая электронная таможенная декларация. Затем этот опыт был отработан в Цен-тральном таможенном управлении, после чего было принято решение о внедрении электронного деклари-рования по всей стране.
К настоящему моменту 15 таможенных постов уже перешли на оформление таможенных деклара-ций, поданных в электронном виде. Эти нововведения способствовали тому, что более 98% грузовых тамо-женных деклараций оформлялись в предусмотренные кодексом 3 дня и около 92% - за один день. В 2004 г. введены в эксплуатацию 24 объекта таможенной ин-фраструктуры, в том числе 6 автомобильных пунктов пропуска. Общая пропускная способность введенных пунктов составила почти 6,5 тыс. автомобилей в су-тки. Сегодня в ФТС России работает система опера-тивного мониторинга таможенного оформления, по-строенная на основе интернет-технологий, обеспечи-вается доступ сотрудников таможенной службы Рос-сии к ресурсам Международной организации по борь-бе с мошенничеством, реализовано информационное взаимодействие с таможенными службами Швеции и Финляндии в рамках проекта "Зеленый коридор".
Кроме того, в ФТС России успешно функциони-рует АС "Авто-Транспорт", которая обеспечивает сбор, проверку, хранение, передачу и контроль сведе-ний о таможенном оформлении и таможенном кон-троле автомототранспортных средств и других видов самоходной техники, подлежащих государственной регистрации на территории РФ. В том числе - опера-тивное информирование о проведении предваритель-ных операций, основного таможенного оформления и таможенного контроля указанной категории товаров, анализ данных и поддержку принятия соответствую-щих управленческих решений. Система работает в реальном времени с 39 таможнями и 694 таможенны-ми постами, разбросанными по всей территории Рос-сии. АС "Авто-Транспорт" позволяет в любой момент предоставить по запросу информацию о присутствии на таможенной территории РФ конкретного транс-портного средства и его статусе, зависящем от цели ввоза этого транспортного средства на таможенную территорию РФ. Система учитывает данные по вы-данным полисам обязательного автострахования и предоставляет информационные интерфейсы для: организации передачи и получения информации о транспортных средствах от ГИБДД; предоставления информации по запросам других государственных органов и государств - членов таможенного союза, что позволяет своевременно предотвращать много-численные нарушения таможенного законодательст-ва.
По сравнению с 2003 г. прирост таможенных пла-тежей в федеральный бюджет составил 462 млрд. руб., общие поступления превысили 1,2 трлн. руб., таможенные платежи обеспечили почти 42% доход-ной части бюджета в 2004 г. Как заявил глава МЭРТ, в данной области есть еще серьезные резервы. "Мы рассматриваем свои задачи в этой сфере как гранди-озные и только приступили к их реализации", - сказал он.


Источник: CNews
30 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"