Ксения Юдаева: «Электронная Россия» более универсальна


Ксения Валентиновна, перед Россией сейчас стоит задача сокращения бюджетных расходов, снижения коррупции, повышения прозрачности бюджетных процессов. В сфере госзакупок компания «Центр реинноваций энергетики» предложила решение этих проблем с помощью введения системы электронной биржевой торговли. Система была апробирована в РАО ЕЭС и показала высокую результативность. То есть, IT-технологии, работающие в схеме B2B, открывают широкие возможности для решения как государственных задач, так и для расширения и повышения эффективности российского бизнеса. Насколько, с вашей точки зрения, перспективно внедрение подобных схем, и возможно ли распространить эти схемы на всю экономику, а не только на отдельные компании?

Что касается сокращения бюджетных расходов, экономия на транзакционных издержках при внедрении IT-систем минимальна. По данному пункту я вообще не вижу, можно ли добиться большого прогресса. Наверное, если хорошо разработать процедуру, с точки зрения коррупции это принесет свои плоды, хотя вспоминается история о строительстве железных дорог в ХIХ в., когда Тюмень дала взятку главному инженеру, а Тобольск дал взятку великому князю, и в результате железная дорога прошла через Тюмень. Всегда найдется, кому дать взятку! Коррупция может быть снижена как раз за счет повышения прозрачности бюджетных расходов. Если схема будет более прозрачной, и доступ к получению нужной информации будет упрощен, то это поможет в борьбе с коррупцией.

А насчет экономии бюджетных средств я очень сильно сомневаюсь. На первых этапах изменятся только транзакционные издержки, причем они могут возрасти. С другой стороны, я думаю, что рост использования IT-технологий – это объективный процесс, который будет происходить, в том числе, и в сфере госзакупок. Со временем, использование IT- технологий позволит упростить процедуры, сделать их более прозрачными, что, в конечном счете, выльется в увеличение количества потенциальных контрактеров и конкуренции между ними.

В России есть еще проблема эффективности бюджетных расходов.

С точки зрения повышения эффективности, если увеличится распространение Интернета, то улучшится доступ к информации, что приведет к тому, что при госзакупках появится большее число потенциальных участников, что может повысить эффективность за счет роста конкуренции. При этом могут частично увеличиться операционные издержки, так как если увеличивается количество заявок, то нужно больше средств на их обработку. Тем не менее, в целом информационная составляющая может привести к тому, что это эффективность повысится.

Система электронной торговли была успешно внедрена в РАО ЕЭС. Но у нас есть еще один достаточно громкий проект – Электронная Россия. Уже несколько лет о нем говорят, но каких-то значимых результатов не видно. С чем это связано?

Я думаю, что эти проекты сложно сравнивать, так как Электронная Россия нацелена на гораздо более разнообразную группу участников, решающих гораздо более разнообразные задачи. Система электронной торговли направлена на решение одной конкретной задачи, а разнообразие задач, которые должна решать Электронная Россия, и разнообразие органов и получателей их услуг, которые охватывает этот проект, достаточно велико. Это - чисто объективная причина, почему этот проект развивается медленно и не приносит значимых результатов. Возможно, есть и субъективные причины, к примеру, у РАО ЕЭС могло быть больше стимулов и в среднем больше ресурсов (в том числе человеческих) на внедрение системы электронной торговли. Да и пользователи этой системы в среднем могли быть более IT- грамотными. Но и объективные причины я бы не стала сбрасывать со счетов. Думаю, что со временем Электронная Россия (или какой-то другой проект, который займет ее место) также даст интересные результаты.


Источник: Opec.ru
11 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"