Модель для развитых // Что мешает развитию аутсорсинга в России

ИКТ отрасль  | 10 марта 2005

На Западе, особенно в США, аутсорсинг стал привычным явлением. Эту модель используют все компании – от мала до велика. Российский аутсорсинг пока только набирает обороты – количество компаний-лидеров, получивших эффект от этой модели, пока не набрало "критической массы". Развитию аутсорсинга мешают в том числе и психологические причины – немногие готовы отдать часть своего бизнеса в чужие руки.

В США использование аутсорсинга стало привычным для компаний еще в 2002-2003 годах. Немало этому поспособствовало развитие IТ-аутсорсинга и популярность офшорного программирования. В конце 90-х годов прошлого столетия аутсорсинг был необычным способом вести дела – немногие инновационные компании отваживались на подобный риск. Но всего за несколько лет эта модель набрала "критическую массу" сторонников и доказала свою эффективность. Аутсорсинг стал настолько привычным для американских компаний, что те, кто его не использует, чувствуют себя белыми воронами. "Убирайся с рынка или используй аутсорсинг",– мрачно шутят американские бизнесмены. Другой альтернативы для компаний нет.

Накопленный за эти годы опыт показал: компания, использующая аутсорсинг, меняется сама, меняются работающие в ней люди. Для того чтобы эффективно сотрудничать со сторонними сервис-провайдерами, компания должна изменить свои бизнес-процессы. Для внутренней перестройки компании требуется примерно полтора года. В этот период времени использование аутсорсинга может быть даже невыгодным, но по прошествии этого срока модель становится эффективной.

Наиболее активно используют аутсорсинг крупные компании с численностью персонала более тысячи человек. Обычно это компании, работающие в инновационных секторах (IТ, телеком), или зрелые компании "традиционной экономики", работающие на конкурентных рынках – в финансовом секторе, в сфере обслуживания. Так, компания Nokia еще с 2001 года сотрудничает с Hewlett-Packard. HP осуществляет управление ИТ-инфраструктурой и корпоративной информационной системой Nokia. Размер годового контракта – около $100 млн.

Основной мотив для крупных компаний – концентрация на основном бизнесе. И аутсорсинг дает куда больший эффект, нежели чем постоянные реорганизации и сокращения появляющихся как грибы новых отделений и департаментов. Помимо этого использование аутсорсинга для крупных публичных компаний – вопрос прозрачности. Планировать и контролировать расход средств, которые тратятся на оплату услуг стороннего сервис-провайдера, значительно легче, чем оценивать затраты, размытые по нескольким собственным департаментам. При этом улучшаются и другие финансовые показатели, которые влияют на стоимость акций и оценку эффективности бизнеса, например отношение прибыли к численности персонала или стоимости активов.

Аутсорсинг для средних по размеру компаний (до тысячи человек) – это прежде всего снижение расходов и повышение эффективности за счет использования опыта профессионалов. Зачастую компании передают некоторые бизнес-процессы внешним исполнителям, поскольку просто не в состоянии быстро найти специалистов необходимой квалификации и эффективно осуществлять эти процессы самостоятельно.

Российские компании, перенимая западный опыт управления, не обошли вниманием и аутсорсинг. Интерес к этой модели возник несколько лет назад, но примеров ее использования в России пока слишком мало. Как и на Западе, локомотивом аутсорсинга выступает сфера информационных технологий. По данным исследовательской компании Market-Visio/EDC, около половины компаний так или иначе используют IТ-аутсорсинг. Однако критическая масса для развития аутсорсинга в России пока не набрана – у компаний перед глазами нет примера лидеров, успешно использующих эту схему. У крупных компаний (а это прежде всего нефтяная отрасль и металлургия) есть еще немало других способов для сокращения издержек, в ряду которых аутсорсинг не является наиболее эффективным. Средние компании останавливает цена – поскольку рынок услуг не развит, сервис-провайдеры не могут обеспечить низкую цену на услугу за счет оборота.

"В России не так много компаний, оказывающих специализированные услуги и имеющих необходимые ресурсы для оказания высококачественных услуг. Поэтому они могут требовать высокую плату за услуги. Кроме того, затраты на ведение бизнеса, связанного с оказанием специализированных услуг, непосредственно зависят от масштаба деятельности компании. В России же аутсорсинг еще не достиг такого уровня развития, при котором специализированные компании–поставщики услуг могли бы получать существенную экономию от масштабов деятельности и, следовательно, снижать стоимость своих услуг для клиентов. Стоимость услуг также зависит от уровня развития компании–поставщика услуг. Если компания недостаточно развита, то клиент несет трансакционные издержки и издержки, связанные с координацией работы, которых она бы избежала в случае выполнения бизнес-процессов собственными силами",– считает Мишель Мур, партнер отдела консультационных услуг по управлению эффективностью бизнеса компании PricewaterhouseCoopers.

И наконец, развитию аутсорсинга мешают причины психологического характера – отдать бизнес-процесс на аутсорсинг для многих руководителей означает открыть свои уязвимые места или, того хуже, признаться в непонимании вопроса.


Автор: Константин Прокшин
Источник: Коммерсант
10 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"