Бедные электроны «Электронной России»


Минэкономразвития отчиталось о программе «Электронная Россия». Теперь на эту программу будет тратиться впятеро больше бюджетных денег, чем в 2002 году, – 2,2 млрд руб. А пойдут они на доработку старых проектов. Средства явно расходуются неэффективно, так что построения информационного общества в ближайшем будущем не предвидится.
Хотя федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия» существует уже больше трех лет, чиновники только сейчас задумались о реформировании законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

«Задача Минэкономразвития в 2005–2006 годах – подготовить методическую, технологическую и законодательную базу необходимых изменений, реформ, что значительно повысит эффективность применения ИКТ», – заявил Андрей Шаронов, замминистра экономического развития и торговли, на отчетной пресс-конференции о реализации проектов ФЦП в 2002–2004 годах.

Господин Шаронов похвастался, что с 2002 года финансирование «Электронной России» увеличилось в пять раз и в этом году должно составить 2,2 млрд рублей, но тут же оговорился:
«В то же время это не единственная и не самая дорогая действующая программа информатизации страны».
По оценкам Минэкономразвития, на информатизацию разными ведомствами выделяется более 50 млрд рублей ежегодно.

«Электронная Россия» не подменяет процессов информатизации, идущих в федеральных ведомствах, регионах, муниципалитетах, это, скорее, штаб информатизации, проектный институт, – отметил замминистра. – Методические разработки, осуществляемые в рамках программы, должны давать те архитектурные решения, ориентиры, на которые смогли бы опереться разработчики проектов информатизации, которые ведутся в других ведомствах, за счет других бюджетов».

Целью таких разработок Минэкономразвития называет прозрачность и подконтрольность обществу деятельности власти.
Так, в министерстве выступают за то, чтобы все ведомства предоставляли гражданам доступ к юридически значимой информации «без непосредственного участия чиновника».
Сейчас юридически значимая информация в электронной форме существует только в очень узком секторе – на рынке ценных бумаг (список реестродержателей и депозитариев).



ФЦП «Электронная Россия», рассчитанная на 8 лет (с 2002 по 2010 годы), была разработана Минэкономразвития и Мининформсвязи совместно с другими ведомствами в соответствии с распоряжением правительства РФ от 12 февраля 2001 года. Основными целями программы декларируются создание «электронного правительства» и «информационного общества», а также разработка методологической и нормативной базы для полномасштабного применения информационно-коммуникационных технологий как в обществе, так и в бизнесе, и государственных органах.



«Невозможно сделать страну электронной, если не поменять законодательство в этой сфере, – уверен Андрей Шаронов. – Подавляющая часть информации де-юре не секретна в органах государственной власти, но фактически не доступна для граждан. Рынок информационных услуг серый, так как неясно, какую информацию можно предоставлять на легальной основе, а какую – нет».

Он привел пример базы данных реестра государственных предприятий, которую официально нельзя получить, но при этом «на рынке торгуется любая информация».

«Электронная Россия» как раз призвана защищать информационные права и свободы граждан. «Закон об информации, инфоматизации и защите информации явно устарел и нуждается в переработке, – подчеркнул Церен Церенов, замруководителя департамента корпоративного управления Минэкономразвития. – Мы надеемся в 2005 году подготовить законопроект о системе регулирования информационных отношений».

Господин Церенов говорит, что в планах министерства на 2005–2006 годы «в условиях такого ограниченного финансирования» (жалкие 2,2 млрд рублей) не увеличение количества проектов, а доведение их до промышленной эксплуатации. Сейчас проекты в рамках ФЦП запущены в 36 регионах, но реально работают единицы.

Аналитики и участники российского рынка IT считают, что недофинансирование «Электронной России» стало одной из причин сворачивания многих проектов: «Электронная Россия – программа, первоначально предусматривавшая реализацию вполне конкретных проектов информатизации государства и общественных институтов».
«Возможно, сырая, возможно, где-то идеологически не до конца обоснованная, но это была конкретная программа, которая фактически сорвалась из-за недофинансирования»,
– отмечает Олег Шенкер, аналитик ИК «Финам».

Господин Шенкер сомневается, что методология, которую предложит государство, окажется эффективной. Так, закон «Об особых экономических зонах» (создание особых зон с льготным режимом для IT-компаний), продвигаемый тем же Минэкономразвития, негативно воспринят рынком. Причины сужения реализации ФЦП очевидны: «Информатизация ведет к прозрачности. Не думаю, что многим чиновникам будет по душе, если кто-то получит доступ к их делам просто посредством стандартного интерфейса».

«Государство будет навязывать бизнесу стандарты, за соблюдение которых придется платить, – говорит представитель крупной иностранной компании. – Вообще, на «Электронную Россию» тратятся огромные деньги – и не особо эффективно. К тому же электронный бизнес никто не может проверить. Но в России по-другому нельзя».


Автор: Тимофей Дзядко
Источник: Газета.ру
4 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"