МЭРТ ПРИТОРМОЗИЛ СОЗДАНИЕ РОССИЙСКИХ ТЕХНОПАРКОВ

ИКТ отрасль  | 3 марта 2005

Внесение в Государственную Думу законопроекта "Об особых экономических зонах" (ОЭЗ) перенесено на вторую неделю марта. Кроме того, этот документ, который Минэкономразвития разрабатывало более трех лет, не оправдал надежд ИТ-сообщества и не отвечает задачам и возможностям быстрорастущей отрасли. Поэтому в Мининформсвязи было принято решение начать подготовку нового законопроекта.
После визита президента России в Индию накануне 2005 г. на совещании в Новосибирске в середине января Владимир Путин потребовал, чтобы законопроект об ОЭЗ был внесен в Государственную Думу РФ до 1 марта 2005 года. Его текст должен был предусматривать приведение суммарной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда компаний, работающих в технико-внедренческих зонах, к конкурентоспособным величинам, установленным в других странах, например, в Швейцарии и США. По словам президента, создание технопарков в сфере информационных технологий - это национальная задача России. Но текст законопроекта об ОЭЗ, подготовленный Минэкономразвития и обсуждавшийся на днях на заседании правительства РФ, показывает, что в министерстве весьма своеобразно понимают, что такое ИТ-технопарк и как он может эффективно работать в интересах общества и государства. И похоже, что основные участники рынка экспортной разработки ПО не разделяют эту позицию.
Так, Игорь Тихий, директор по маркетингу и развитию бизнеса Artezio, заявил, что внесенный Минэкономразвития закон является слишком общим и имеет лишь косвенное отношение к стимулированию развития ИТ-парков и экспорта ПО. Возможны два пути развития законодательных инициатив - либо доработка, либо параллельная подготовка еще одного законопроекта. "К сожалению, в настоящее время трудно понять, по какому пути развивается ситуация. Однако у меня возникает сомнение, что закон будет принят быстро и в том виде, который был бы полезен рынку. При этом участники рынка, что бывает крайне редко, весьма единодушны к тому, что должен содержать закон: возврат НДС на продукты и услуги в сфере ИТ, льготы по ЕСН, снижение совокупной налоговой нагрузки, отраслевой, а не территориальный режим поддержки и т.д.", - заявил CNews г-н Тихий.
"Но противоречия в позициях ключевых министерств по основным вопросам могут привести к тому, что этот закон либо не будет принят, либо может быть бесполезен или даже опасен для индустрии, - продолжает Игорь Тихий. - В общем, будем ждать развития событий, и далее делать вывод. Как говорится, надежда есть. Кроме того, в новейшей российской истории не припоминается случай, когда бы бизнес и государство быстро и разумно кооперировали усилия в развитии какого-либо рынка (в отличие от Китая, Индии и других), а это настраивает на пессимистический лад".
Сомнение в правильной трактовке пожеланий игроков рынка экспортной разработки программного обеспечения выразил и Алексей Сухарев, президент компании Auriga: "Российской индустрии экспорта программных разработок очень важно внимание и озвученная поддержка государства к отрасли. Недавние заявления президента РФ о необходимости создания ИТ-парков, заседания Государственной Думы и озвученное намерение о внесении новых законодательных актов внушают оптимизм, что Россия достигнет успеха на мировом рынке аутсорсинга. Однако, хочу выразить общее опасение индустрии, что новые законы не будут нести механизмы, действительно необходимые компаниям, работающим на рынке экспорта. Например, пока нет определенности по способам снижения налогового бремени, очень непросто будет создать реально работающий механизм".
"Масштаб создаваемых и планируемых к созданию технопарков очень мал для того, чтобы оказать заметное влияние на развитие ИТ-отрасли в нашей стране, - считает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ. - Даже в "продвинутом" законопроекте от "Мининформсвязи" на период до 2010 года запланировано создание только четырех небольших технопарков, величина которых примерно в сто раз меньше требуемой. Для правильного понимания масштаба затрат укажем, что уже реализованный образцовый проект технопарка в Черноголовке обошелся нашим инвесторам в $3 млн., масштаб же современного технопарка "КиберПорт", строящегося сейчас в Гонконге, составляет $2 млрд., и это при том условии, что Гонконг в десятки раз меньше, чем Россия".
Проблема ИТ-компаний - высокие затраты на оплату труда, которые составляют около 70%, тогда как в нефтедобыче - это 3-5%. В то же время на Кипре, в США или Швейцарии, ИТ-компаниям необходимо перечислять лишь стандартный корпоративный налог в размере от 2-5%, в зависимости от того, где зарегистрировано предприятие. Таким образом, снижение единого социального налога (ЕСН) с 26% до 14%, поддержанное Минфином и предусмотренное законопроектом об ОЭЗ, - проблем ИТ-отрасли не решает и фактически никак не повлияет на изменение ситуации.
Кроме того, участники рынка считают, что, помимо строительства ИТ-парков "с нуля", необходимо предусмотреть и активно использовать имеющиеся площади НИИ. "Строительство ИТ-парков требует значительных средств и затрат, в то время как многие актуальные задачи надо решать уже сейчас. Например, компания Auriga при росте в 50% в год для себя выбрала путь развития, используя возможности существующего в Москве технопарка. Два производственных центра компании, работающие на ведущие мировые ИТ-компании, расположены на территории Научно-исследовательского центра электроники и вычислительной техники, известного своей школой разработки системного и прикладного программного обеспечения. Мощности технопарка НИЦЕВТ позволяют масштабировать бизнес компании с необходимой скоростью, отвечающей задачам развития", - резюмировал Алексей Сухарев.
Достаточно часто компании спрашивают сами себя: "А готовы ли мы переехать в технопарк? И если да, то на каких условиях?" На этот вопрос CNews ответил Александр Егоров, генеральный директор компании "Рексофт": "Теоретически "Рексофт" - за размещение своего офиса в технопарке, однако для нас решения подобного плана всегда будут носить экономический характер. Необходимо помнить, что в понятие "технопарк" входят, прежде всего, три фактора, которые влияют на решение компании о том, открывать ли в нем офис. Это месторасположение технопарка, его инфраструктура и экономические условия работы в нем. Что касается экономических условий, то для нашей компании концепция, озвученная президентом РФ на встрече в Новосибирске в январе, является очень привлекательной, и снижение налоговых выплат стало бы одним из положительных факторов при решении о создании офиса в технопарке".
"Однако для ИТ-компании нашего размера существенными факторами являются и месторасположение центра в городе, и инфраструктура, присутствующая в нем, - отмечает Александр Егоров. - На петербургском рынке труда существует тенденция, при которой при поиске работы для соискателя важно расположение его будущего офиса. Поэтому перенос офиса за черту города (где, к примеру, будет располагаться новый технопарк) может нивелировать все выгоды от благоприятных экономических условий, которые предоставляет технопарк".
Таким образом, участники рынка сходятся во мнении, что законопроект не обеспечит для ИТ-компаний - резидентов РФ - конкурентоспособных условий, в том числе в сферах налогообложения и таможенного регулирования. Именно поэтому на недавнем совещании в Мининформсвязи было принято решение параллельно начать подготовку другого законопроекта, который призван решить проблемы ИТ-отрасли и создать конкурентоспособные условия для развития национальных ИТ-компаний, соответствующие практике развитых стран.


Источник: CNews
3 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"