50 МИНУТ И - ЗА ГРАНИЦЕЙ

ИКТ в госсекторе  | 18 декабря 2004

ПОХОЖЕ, следующий туристический сезон по-радует россиян, пересекающих таможенные границы на собственных авто. До конца января 2005 года ми-нэкономразвития внесет в правительство пакет зако-нов, радикально меняющих порядок работы автомо-бильных таможенных пунктов пропуска. Об этом со-общил вчера, выступая на коллегии Федеральной та-моженной службы, министр экономического развития и торговли Герман Греф.
По его словам, на таможенных границах предпо-лагается ввести новые стандарты государственного "обслуживания" пассажиров и грузов. Это, сказал Греф, делается в продолжение административной ре-формы, которая начата в 2004 году. В ее рамках пра-вительство наметило выделить 50 стандартов для наиболее массовых видов услуг населению. Один из элементов этих стандартов - сокращение очередей и повышение качества обслуживания. Как сказал Гер-ман Греф, таможня одна из первых возьмет на себя добровольные обязательства по сокращению очере-дей, повышению качества услуг и даже оформит эти обязательства в специальную Хартию.
Отныне на автомобильных пунктах пропуска вме-сто семи контролирующих органов останется всего два - Пограничная служба и Федеральная таможенная служба, которым будут делегированы основные пол-номочия по проверке граждан и грузов на "законо-послушность". Ветеринарные, фитосанитарные и про-чие службы, которые сегодня также последовательно осуществляют контроль, выведут за пределы пропу-скных пунктов, а участвовать в таможенных процеду-рах эти службы будут только в случае необходимости. Все это, по словам Грефа, сократит томительные часы ожидания на границе с 3 часов до 50 минут.
"10 минут - для пограничников и 40 минут - для таможенников", - жестко резюмировал Греф, добавив, что "пока на таможне много что делается для безнака-занного получения неформальных доходов, но мало - для быстрого пропуска товаров".
"Если новый порядок будет одобрен правительст-вом, это будет первый стандарт, который примет на себя Федеральная таможенная служба", - заключил министр и предложил таможенникам вдобавок при-нять внутриведомственную антикоррупционную про-грамму, в которой максимально детализировать пря-мые процедуры общения с гражданами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Жесткие заявления министра, прозвучавшие на коллегии, также связаны с тем, что в следующем году перед таможенными органами поставлена задача уве-личить поступления в бюджет по сравнению с 2004 годом на 10 миллиардов долларов. Кстати, сегодня, по его данным, при плановом показателе 852 миллиарда рублей таможенники уже направили в казну свыше 1 триллиона рублей, а до конца года она получит по-рядка 1,2 триллиона рублей.
В связи с этим, отметил Герман Греф, в 2005 году в России будет подготовлена Стратегическая концеп-ция нового этапа развития таможенных органов, на-правленная на предоставление более качественных услуг и обслуживание грузопотока, следующего через границы.
Сегодня, по его словам, ключевая проблема та-можни - борьба с "серыми" схемами. С 2005 года ми-нэкономразвития установил оригинальное задание для таможенников - переводить ежегодно до 5-7 про-центов нелегального оборота в легальный сектор эко-номики и одновременно при этом сократить до 40 процентов таможенный досмотр. Резервы для этого, по словам Германа Грефа, есть.
Готовясь к коллегии, главный экономист страны лично проанализировал с десяток конкретных тамо-женных деклараций и сообщил, что все они фактиче-ски - материалы для уголовных дел".
По его словам, в нынешней системе оценки тамо-женной стоимости товаров, реальная таможенная стоимость товаров зачастую занижается от 400 до 1400 процентов.
- Может ли один женский пуховик американского производства стоить 1,45 доллара при рыночной стоимости одного такого пальто 148 долларов, а фир-менные горно-лыжные ботинки по 5 долларов за пару при минимальной рыночной цене 140 долларов? - обратился Греф с риторическим вопросом к таможен-никам и предупредил, что следующий такой анализ будет сделан уже с соответствующими выводами для тех руководителей, которые допускают такие без-образия.


Автор: Татьяна Зыкова
Источник: Российская газета
18 декабря 2004

© Фонд "Новая экономика"