В Москве строят «сотовый» Интернет

ИКТ в обществе  | 21 октября 2004

Крупнейший московский оператор "Комстар Объединенные Телесистемы" (входит в АФК "Система") совместно с Fujitsu Siemens Computers, Intel и РБК объявил о запуске крупного проекта по созданию точек беспроводного доступа в Интернет ("хот-спотов"). Партнеры рассчитывают в течение двух лет покрыть столицу сетью из 200 точек доступа, затратив на это $3, 3 млн. и заняв как минимум половину данного рынка. Инициатива, получившая название "Wi-Fi Комстар", далеко не первая в своем роде, и если рынок хот-спотов продолжит развиваться теми же темпами, то через некоторое время воспользоваться быстрым беспроводным Интернетом можно будет едва ли не в любом закоулке Москвы.

Беспроводной Интернет (он же - "беспроводная свобода", Wireless Fidelity, или, короче, Wi-Fi) довольно просто использовать даже дома. Для этого достаточно иметь компьютер или ноутбук с платой Wi-Fi (стоимость - около $30) и небольшую коробочку с антеннками, называемую "точкой доступа" (еще $50-70), подключенную, например, к домашней локальной сети. Wi-Fi стремительно набирает популярность во всем мире. Согласно исследованию Synergy Research, в 2003 году объем продаж оборудования Wi-Fi во всем мире составил $3 млрд. Согласно подсчетам аналитической компании Gartner Dataquest, в начале 2004 года Wi-Fi пользовалось 10 млн. обитателей Земли. По тому же прогнозу Gartner, к началу 2005 года 80% всех продаваемых ноутбуков будут оснащены модулями для подключения к "горячим" точкам доступа Wi-Fi - хот-спотам. По прогнозу Insight Research, к 2008 году совокупные доходы производителей оборудования Wi-Fi и телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги беспроводного доступа в Интернет, во всем мире достигнут астрономической суммы $163 млрд. Причем по тому же прогнозу уже в 2003 году объем рынка оборудования Wi-Fi достигнет $7 млрд, а за каждый последующий год доходы рынка будут расти на 44% и в 2008-м превысят $43, 3 млрд.

По словам гендиректора "Комстар Объединенные Телесистемы" Семена Рабовского, цель проекта - создать критическую массу хот-спотов, достаточную для охвата большинства общественных и деловых центров Москвы и массового распространения технологии Wi-Fi. Стратегия развития проекта предполагает работу по нескольким направлениям: организация точек беспроводного доступа в публичных местах и использование беспроводной технологии в качестве альтернативы кабельным локальным сетям. В планах "Комстара" на 2005-2006 годы - инвестировать $3, 3 млн. в открытие более 200 хот-спотов.

Fujitsu Siemens, Intel и РБК будут заниматься маркетинговым сопровождением проекта. "Как производитель мобильной техники, мы отмечаем рост спроса на портативные устройства с поддержкой Wi-Fi, - говорит Виталий Фридлянд, глава представительства Fujitsu Siemens Computers в России и странах СНГ. - Уже сейчас выпуск подобной техники составляет более 80% в общем объеме портативных устройств".

Инициатива "Комстар Объединенные Телесистемы" - далеко не первое объявление о намерении разворачивать хот-споты, однако она интересна тем, что компания собирается подмять под себя как минимум половину этого рынка (в данных 2004 года). Первой еще в конце 2003 года две публичные точки открыла компания "Вымпелком" (владелец бренда "Би Лайн GSM"). Беспроводным Интернетом от "Би Лайна" можно воспользоваться на аэровокзале "Шереметьево -2" и в гостинице "Ирис конгресс-отель". Прошлым летом хот-споты появились в московских гостиницах Marriott. На сегодня собственную статистику числа и расположения хот-спотов ведут сразу два крупнейших российских Интернет-портала - Yandex и Mail.ru. Согласно недавно обнародованному исследованию компании J'son & Partners, в третьем квартале 2004 года рост рынка Wi-Fi составил 80%, а в заключительной четверти года темпы роста еще ускорятся. Ожидается, что в декабре 2004 года пользователями общественных хот-спотов станут более 3 тыс. человек, количество точек доступа в России в целом превысит цифру 200, а услуги общественного беспроводного доступа в Интернет будут предоставлять 19 компаний. К 2008 году в России по прогнозу J'son&Partners будет насчитываться 1250 общественных коммерческих хот-спотов и 25-30 тыс. пользователей. Однако около 55-60% от заявленных 1250 хот-спотов будет располагаться в столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге.


Источник: Известия
21 октября 2004

© Фонд "Новая экономика"