Сегодня: 30 июля 2021г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Июль - 2021 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
        123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 31

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
Электронная торговля


Контроль за электронной торговлей

Электронная торговля  | 30 августа 2004

Ежегодный рост электронной торговли за последние годы в России составляет десятки процентов. Перспективы развития этого сектора "новой экономики" огромны. При этом существуют значительные сложности в администрировании этого вида деятельности.

Электронный бизнес предоставляет предпринимателям целый ряд преимуществ. В частности, деятельность может осуществляться вне контроля со стороны отдельных проверяющих органов, например органов сертификации.

Однако глобальный характер электронной коммерции так или иначе приводит к постепенному формированию соответствующей правовой инфраструктуры. В 1997 году ООН приняла типовой закон об электронной торговле, в котором были даны определения основным понятиям, таким как "электронный документ", "электронная подпись", "информационная система" и т. д. В ЕС существует директива "Об электронной торговле", действующая при продаже услуг из третьих стран физическим лицам в странах ЕС.

Законодательство РФ о продаже товаров и услуг в электронной форме представлено блоком законов, регулирующих вопросы создания, хранения, передачи, использования информации ("О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О связи", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об электронной цифровой подписи" и другими). Кроме того, экономическая деятельность в сфере электронной коммерции осуществляется на основе гражданского законодательства. Специальных норм, учитывающих специфику налогообложения электронной коммерции, Налоговый кодекс не содержит. Наиболее сложной с точки зрения государственного контроля является проблема квалификации места осуществления электронной деятельности в целях исчисления и уплаты НДС.

Объект налогообложения НДС - это реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (статья 146 Кодекса)1. Согласно статье 148 Кодекса, местом реализации признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность (фактически присутствует) на территории Российской Федерации. Это правило касается следующих сделок:

передачи в собственность или переуступки патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Все названные услуги считаются реализованными на территории России и облагаются НДС, а нулевая ставка налога на такие услуги не распространяется. Об этом следует помнить руководителям Интернет-компаний, чья деятельность подпадает под эти определения.
Доход, полученный от деятельности в сети Интернет, подлежит налогообложению.

Напомним: объектом налогообложения для физических лиц является доход, полученный в результате осуществления деятельности от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами РФ (статьи 208, 209 Кодекса). При этом если доход получен от источников, находящихся за пределами РФ (или если при выплате дохода налог не был удержан налоговыми агентами), то физические лица исчисляют и уплачивают налог самостоятельно. Для этого необходимо не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган налоговую декларацию (статьи 228, 229 Кодекса).

Для организаций, осуществляющих деятельность в Интернете, возникает обязанность по уплате налога на прибыль. Такая обязанность возникает в том числе и у иностранных организаций2.

Но система налогового администрирования сделок в Интернете до сих пор не создана. К тому же значительная часть компаний, действующих в сфере электронной коммерции, располагает свои сайты на серверах, физически находящихся за пределами РФ. Для реализации в сети предпринимательской деятельности нет необходимости регистрироваться или создавать постоянные представительства на территории Российской Федерации, а для оплаты услуг в сфере электронной торговли и зачисления дохода (от выигрышей в электронном казино, сетевых играх) используются банковские карты или денежные инструменты электронной коммерции3, то есть выявить получателей дохода фактически невозможно.

Все существующие ныне формы и методы контроля не рассчитаны на налогообложение результатов подобных сделок (затруднена идентификация сторон сделки, определение места реализации услуг, место получения дохода). Тем не менее, на основе информации из комбинированных источников налоговыми органами уже проводится работа по привлечению к налогообложению физических лиц, получающих доходы от сдачи имущества в аренду, продажи товаров и услуг. Впрочем, учитывая низкую эффективность контроля за доходами, получаемыми физическими лицами, гораздо больший интерес представляют компании, специализирующиеся на электронной торговле.

Налоговыми органами все активнее используются поисковые системы и иные ресурсы, позволяющие выявлять информацию о сайтах и их владельцах или отслеживать путь до конечного компьютера. На базе исследования ссылок обнаруживаются "связанные" сайты, выявляются аффилированные ресурсы и условия оплаты услуг. В итоге при обнаружении фактов получения доходов от электронной торговли налоговые органы могут истребовать от банка подтверждение получения конкретным лицом доходов (например, от предоставления трафика).

В то же время поиск владельцев сайта оказывается успешным лишь в том случае, если заинтересованное лицо не предприняло специальных действий по защите своей информации, то есть не использовало вымышленные данные, адреса электронной почты на публичных ресурсах и т.п.

Решение всех этих вопросов требует времени и появления системы международных соглашений. Это не значит, что сегодня в России электронная коммерция существует вне правового поля. Но и предпринимаемые меры контроля в отношении данной коммерции, разумеется, должны быть направлены не только на администрирование, но и на развитие этого рынка, включая предоставление льгот и налоговых преференций добросовестным налогоплательщикам.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Информация, полученная в электронном виде по сети Интернет, в соответствии с положениями ТК РФ, не рассматривается в качестве товаров и, следовательно, не подлежит таможенному оформлению, в том числе декларированию.

2 Электронная торговля не подпадает под действие системы ЕНВД.

3 Осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт через Интернет влечет необходимость применения контрольно-кассовой техники.


Источник: Инфобизнес
30 августа 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100