Газета.ру рассказывает, что российские таможенники затеяли эксперимент: экспортеры нефти, нефтепродуктов и газа будут подавать декларации не в письменном виде, а в электронном. Впрочем, как откровенно заявили "Газете.Ru" в отделе организации таможенного контроля ЦЭТ, "как это будет выглядеть на практике - трудно сказать".
Согласно новым правилам, временная грузовая таможенная декларация в электронной форме будет заверяться электронной подписью, с которой в России пока не все слава богу. Заверить документ должен либо декларант, либо таможенный брокер, которые пока что тоже находятся в некоторой растерянности насчет новых норм декларирования.
В той или иной степени Россия уже познала особенности электронной таможни. Похожий механизм используется в системе грузового транзита через Калининградскую область. Систему "Калининградский транзит" ругают все кому не лень.
Предприниматель, который в течение двенадцати лет работает с российской таможней, в разговоре с "Газетой.Ru" предположил, что главное, из-за чего может тормозиться реформа таможенного оформления, - финансовые вопросы. "Сейчас уже отлажено, кто, сколько и на этапе какой бумажки берет с растаможивающего денег, - считает он. - А электронная система выглядит слишком прозрачной. Пока страшновато".
Другие эксперты соглашаются с ним и говорят, что технических проблем разработка специального программного обеспечения с соответствующей степенью защиты не вызывет. Сомнения возникают относительно готовности таможенной системы к этим новшествам.
История уже знает примеры успешного внедрения электронного таможенного декларирования да и вообще перевода в интернет властных структур. Например, пекинская таможня стала первой организацией, вошедшей в проект "Электронная законодательная система".
В Корее к 2007 году предполагается сформировать национальную информационную сеть для наблюдения за потоками экспорта и импорта. А к началу 2005 года правительство хочет перевести в электронный вид весь государственный документооброт и документальные данные о своих гражданах.