Сегодня: 24 апреля 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Апрель - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
14151617181920
21222324 252627
282930       

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ законодательство


Людмила Нарусова: «Специального „закона об Интернете“ не существует»

ИКТ законодательство  | 9 августа 2004

Интервью по просьбе «Радио ООН» (Нью-Йорк) брал эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», координатор рабочей группы Проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский.


Людмила Борисовна, в некоторых российских СМИ упорно муссируется слух, будто в недрах Совета Федерации в обстановке секретности готовится некий «закон об Интернете». Вы как член Комиссии Совета Федерации по информационной политике и профильной рабочей группы можете этот слух подтвердить или опровергнуть?


Я с готовностью сниму «завесу тайны» с этого вопроса. В Совете Федерации сейчас действительно готовится новая редакция закона «О средствах массовой информации». Старая редакция закона была подготовлена более 10 лет назад и за это время морально устарела. Устарели, разумеется, не фундаментальные принципы свободы слова, заложенные в этом законе.


Просто в то время еще не были так распространены современные информационные технологии. Поэтому сегодня, например, интернет-издания далеко не всегда находятся в рамках правового поля. Это, кстати, создает неудобства для самих интернет-изданий, которые не могут воспользоваться льготами, положенными средствам массовой информации.


Поэтому в новой редакции закона «О СМИ» будет уделено отдельное внимание интернет-изданиям. При этом я всегда понимала, что регулировать «всемирную паутину» в отдельно взятой стране — бесполезно. Это все равно, что регулировать атмосферное давление или влажность воздуха одновременно по всей планете. Речь может идти только о регулировании особенностей правоотношений, возникающих вокруг интернет-изданий.


Истеричная реакция некоторых изданий в отношении такой законодательной инициативы напоминает мне о пословице «знает кошка чье мясо съела». «Традиционные» СМИ — газеты, радиостанции, телеканалы — совершенно спокойно реагируют на то, что их деятельность регулируется законом. Так происходит не только у нас, но и в странах, которые любят ставить в пример России как оплот демократии и свободы слова.


Что касается открытости работы над законопроектом, то моя позиция всегда заключалась в следующем. Если 400 депутатов придумывают закон, который лишь декларирует что-то, но обществу не нужен, то 150 миллионов наших граждан с присущей российскому человеку смекалкой всегда найдут, как его обойти.


Поэтому принцип работы нашей комиссии и рабочей группы — максимальная прозрачность и открытость. И в рабочую группу, и на заседания комиссии, посвященные этому законопроекту, мы приглашаем тех, для кого он пишется — журналистов, издателей, специалистов по информационным технологиям. Такой подход оказывается очень конструктивным — мы вовсе не стремимся к единомыслию, такой «одобрям-с» мы уже проходили, и ничего хорошего из этого не вышло.


Мы хотим конструктивной оппозиции — давайте вместе решать те проблемы, которые беспокоят и вас и нас. Но я не признаю оппозиции ради оппозиции, когда становятся в позу и говорят: я не приемлю власть, любая власть — это насилие над моей свободной личностью. Это самая простая позиция, гораздо сложнее начать работать, начать работать вместе. Уж коли мы все живем в одной стране, — и власть, и граждане, и «четвертая власть» — то мы должны сделать так, чтобы власть была «удобоваримой» для большинства населения, чтобы ее инициативы не становились «замками на песке».


Существуют ли какие-то разногласия по поводу новой редакции закона «О СМИ» между членами рабочей группы?


Меня несколько настораживает «технократичность» в том проекте закона, который подготовил Индустриальный комитет (Константин Эрнст). Средства массовой информации рассматриваются там исключительно как бизнес, такой же, как добыча нефти или торговля колготками. Я выступаю за нравственность средств массовой информации. Мы все разводим руками, ахаем, мол, общество деградирует, молодежь нынче ничем не интересуется.


Однако мы сами в этом виноваты — в «дебилизацию» нашего общества большой вклад вносят СМИ. И если мы рассматриваем СМИ исключительно как бизнес, оставляя за скобками вопросы морали и этики, то удивляться деградации общества не стоит. Бизнес в первую очередь нацелен на получение максимальной прибыли. Однако СМИ — это не просто бизнес, это могущественное средство воздействия на общественное сознание. И если мы хотим построить гражданское общество, а не общество «зомби», то «четвертая власть» должна не только обладать правами, но и обязанностями. В частности, обязанностью нести ответственность за то, как «слово наше отзовется».


13 июля на заседании рабочей группы Заместитель Председателя Совета Федерации Дмитрий Мезенцев сказал, что не видит препятствий для публичного обсуждения новой редакции закона «О СМИ». Когда именно будет обнародован текст законопроекта, можно ли назвать конкретные сроки?


Я думаю, это произойдет до конца года. В октябре, когда начнется осенняя сессия Федерального Собрания, рабочая группа возобновит свою работу над законопроектом. Как и раньше, заседания рабочей группы будут открыты для заинтересованных лиц. Так что, милости просим!


Спасибо за приглашение! Если я правильно Вас понял, то новая редакция закона «О СМИ» в части, касающейся интернет-изданий, — это единственный существующий сейчас законопроект, который имеет отношение к регулированию Интернета?


— Именно так, никакого другого законопроекта, специального «закона об Интернете», который якобы готовится Советом Федерации в глубокой тайне, просто не существует.


Автор: Евгений Альтовский
Источник: Webplanet.ru
9 августа 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100