Сегодня: 29 марта 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Март - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 30
31           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ФЦП "Электронная Россия"


"Электронная Россия" начинается в Петербурге


Одна из самых сложных государственных программ – "Электронная Россия". По сути, это пакет из сотни программ. О некоторых из них кое-что сообщалось – например, об электронной паспортизации, об универсальной расчетной карточке, на которой помимо банковского счета держателя будет информация о пенсионном и соцстраховском номерах, льготах, о специальном счете, на который будут поступать бюджетные дотации (к примеру, на коммунальные услуги). Другие программы публике практически неизвестны. Но они реализуются, постепенно приближая нас к загадочному постиндустриальному будущему.

Не нужно объяснять, почему первая крупная городская программа "электронизации" реализуется в сфере безопасности. Поскольку единой методики создания таких программ нет – ведь все это только рождается, пилотный петербургский проект рассматривали на федеральном уровне. Дело в том, что в рамках "Электронной России" есть особое направление – "Федеральная система оперативного контроля объектов и ресурсов Российской Федерации". Петербург, как водится, должен стать и разработчиком, и исполнителем, и испытателем нового проекта. Зимой 2003 года состоялось межведомственное совещание МВД и Министерства по связи и информатизации. В этом же году началась практическая работа.

Первым шагом стало создание Центра управления нарядами милиции общественной безопасности и внутренних войск ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сокращенно – ЦУН. Сегодня большинство милицейских машин Петербурга уже оснащены радиомаяками ARKAN (разумеется, это изделия отечественного производства), а РУВД – электронными пультами, на которые через сеть базовых станций (тоже отечественного производства и никак не связанных со станциями операторов сотовой связи) поступают сигналы этих маяков. Понятно, что это дает – дежурный имеет возможность направить к месту вызова ближайшую машину, да и вообще маневрировать патрулями с учетом оперативной обстановки.

Казалось бы, что такая сеть должна очень дорого стоить, но электроника – особая сфера. Чем современней изделия применяются – тем они дешевле. На ЦУН ГУВД выделило в прошлом году не столь уж значимую, по городским меркам, сумму – 40 миллионов рублей. Правда, помощь оказывают и многие районные администрации, ведь безопасность в районах – их прямой интерес. Главное было – построить сеть, охватывающую город и область. А маячками сейчас можно оснащать даже пешие патрули.

Но "Аркан" – это не просто радиомаяк. Он может передавать всю поступающую на него информацию, в том числе от охранных систем зданий и сооружений. Поэтому идет оснащение маяками городских объектов жизнеобеспечения (к примеру, шахт метро), социальных объектов – школ и т. д. Традиционные системы сигнализации передают сигналы через телефонную сеть. Вывод "охранки" на маяки на порядок повышает надежность и эффективность системы, к тому же, как сказано выше, имея перед собой экран-пульт, дежурные РУВД и ГУВД могут выслать к месту поступления тревожного сигнала ближайшие машины, перекрыть пути отхода злоумышленников.

Технически грамотный человек обязательно задастся вопросом: а насколько надежны маяки? Не будут ли их сигнал "забивать" радиопомехи, в том числе и создаваемые искусственно, грозы, можно ли маячок заэкранировать, загнав оборудованную им машину, к примеру, в металлический гараж? Ответ на все вопросы отрицательный. Ноу-хау системы обеспечивают и помехозащищенность, и практическую невозможность экранирования сигнала. Кстати, маячки ставят и на частные машины. Ни одного случая успешного угона таких машин не было – все до единой перехвачены милицией.

Повторим, что ЦУН – только первая ступень в создании "электронного Петербурга". Вторая – построение "Автоматизированной информационной системы обеспечения жизнедеятельности и безопасности города" (АИС ОЖБ). Это уже не только система безопасности (хотя пока эта функция остается главной), но и управления.

Уже сейчас людям не по силам получать и обрабатывать тот колоссальный объем информации, который необходим для эффективного управления мегаполисом – отсюда и масса управленческих ошибок, неверных или неэффективных решений. АИС ОЖБ должна собирать и обрабатывать информацию о состоянии и работе всех отраслей городского хозяйства (транспорта, инженерных сетей, промышленных предприятий, социальных учреждений и т. д.). Технически она будет состоять из сети так называемых ситуационных центров и диспетчерских пультов, над ними будут стоять центры второго, более высокого, уровня, выше – общегородской центр.

Все это, повторим, создается в Петербурге и в дальнейшем станет моделью для всей страны. Правда, Москва, не дожидаясь готовых результатов, уже зазвала к себе одного из главных "авторов" системы (предприятие "БалтАвтоПоиск"). В столице будут поставлены три станции радиоохраны, обеспечивающие прием информации с охраняемых стационарных объектов на всей территории города, пять пеленгаторов, обеспечивающих непрерывное наблюдение за подвижными объектами на территории Северо-Западного административного округа Москвы.

Даже по первым шагам в построении глобальных информационно-поисковых систем видно, что в ближайшие годы нас ожидают очень серьезные изменения в жизни общества и государства. В фантастических романах-"антиутопиях" такое будущее выглядит жутковато – неусыпный электронный глаз наблюдает за каждым вашим шагом. На самом деле никому нет никакого дела, куда идет и чем занимается каждый конкретный человек. Просто, как уже сказано, сейчас даже крупным городом, не говоря уж о стране, невозможно эффективно управлять, не имея полной и точной информации. То, что пропадают бюджетные деньги, "теряются" железнодорожные составы и морские корабли, рушатся здания и происходят аварии на шахтах – это проблема неполной и несвоевременной информации.

Об "Электронной России", несмотря на то, что немало ее разделов являются секретными, можно рассказывать долго. Но скажем главное: какой она будет в конечном виде – зависит от людей, от нас с вами.


Источник: Санкт-Петербургские ведомости
21 июля 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100