Сегодня: 17 августа 2022г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Август - 2022 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
14151617 181920
21222324252627
28293031     

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в обществе


Нас снова посчитали. Эксперты сошлись на том, что аудитория Рунета растет

ИКТ в обществе  | 13 июля 2004

В КОНЦЕ ИЮНЯ ПОЯВИЛОСЬ СРАЗУ ДВА ОТЧЕТА С оценками аудитории российского Интернета. Свои исследования выпустили российское отделение компании J'Son & Partners и Фонд "Общественное мнение". Цифры, приводимые в отчетах, сильно не совпадают, но в одном "счетчики" сходятся: рост Рунета продолжается. По мнению J'Son & Partners, к июню этого года Интернетом еженедельно пользовались 5,9 миллиона человек, то есть 5 процентов взрослого населения РФ, а ежемесячно - 11,7 миллиона человек, то есть 10 процентов. По версии Фонда "Общественное мнение", весной 2004 года в Сеть раз в неделю заходили 8,5 миллиона, а раз в месяц - 12 миллионов человек. Впрочем, расхождение это, пусть и заметное, не так уж важно: отрасль привыкла оперировать приблизительными величинами. Скажем так, цифра 10 процентов взрослого населения в месяц сейчас является общепризнанной. Потенциал же роста весьма значителен, лидеры рынка ориентируются на 50-60 процентов уже в 2008-2010 годах. Это уже показатель, сопоставимый с уровнем наиболее развитых стран. И еще немного о методологии. J'Son & Partners при обсчете аудитории учитывает показатели счетчиков посетителей на популярных сайтах и файлы cookie. Это весьма разумный подход, который, однако, не принимает во внимание того факта, что часто с одного и того же компьютера (на работе или дома) в Интернет заходят совершенно разные пользователи. У Фонда "Общественное мнение" другая проблема. В своих выкладках он не учитывает пользователей 16-17 лет, тогда как агентство Nielsen учитывает эту аудиторию при подсчетах в ряде зарубежных стран. Действительно, несовершеннолетняя аудитория весьма значительна, поскольку молодежь восприимчива к новинкам, хочет общаться, а школьные доклады, подготовленные по материалам интернет-сайтов, стали обычным явлением. По данным того же ФОМа, доля пользователей в возрасте 18-24 лет составляет 34 процента, и очевидно, что интерес к Сети возникает не одновременно с достижением совершеннолетия, а раньше. Из-за этого складывается впечатление, что Интернетом в России пользуются главным образом люди с высшим образованием или в крайнем случае со средним. Очевидно, что к 18 годам практически все опрашиваемые в ходе исследований заканчивают школу и один процент пользователей с образованием ниже среднего никак не отражает реальной картины.

Что касается числа новых подключений к Сети, то оно никак не может быть больше количества продаваемых компьютеров. По оценкам аналитиков и агентства J'Son & Partners, рост недельной аудитории Рунета в этом году составит порядка 1,4-1,7 миллиона человек. Это вполне реальные цифры, которые коррелируют с числом компьютеров (порядка четырех миллионов штук), которые, как ожидается, будут проданы в 2004 году. Одновременно, для того чтобы стимулировать спрос на Интернет, компания РОЛ собирается продвигать недорогой компьютер, предназначенный лишь для подключения к Всемирной паутине, планируя продавать порядка 100 тысяч штук в год. Конечно, относительная бедность населения остается серьезным препятствием для расширения аудитории Рунета. По оценкам Фонда "Общественное мнение", 12 процентов россиян, имеющих доступ в Интернет, получают доход менее 100 долларов в месяц на человека.

Пожалуй, самой значительной и обнадеживающей тенденцией Рунета является рост числа домашних подключений. Об этом свидетельствуют не только холодные цифры, но и вполне эмоциональная борьба за домашних абонентов между операторами и статистика интернет-магазинов. Если раньше после 18 часов заказов было совсем мало, то теперь вечер все чаще посвящается сетевому шопингу. Судя по последним данным, число подключений дома и на работе выравнивается, в то же время не изменяется количество пользователей по месту учебы, да и сектор интернет-кафе почти не растет. Модернизация телефонных станций, перевод их на цифровые технологии дают мощный толчок для предложения все большего числа услуг, связанных с передачей данных. Это в первую очередь АDSL-доступ (в Москве наиболее рекламируем "Стрим", хотя это довольно популярная услуга, предоставляемая многими альтернативными операторами связи), который позволяет одновременно пользоваться высокоскоростным Интернетом и телефоном. Кстати, этот вид подключения предполагает ежемесячную абонентскую плату в несколько десятков долларов, что способно потенциально увеличить доходы интернет-операторов, ведь обычный dial-up приносит им в среднем менее 10 долларов на абонента в месяц.

Так что, невзирая на методы оценки числа пользователей, нельзя не признать, что российский рынок доступа в Интернет по-прежнему находится на подъеме и до его насыщения еще далеко. Однако даже эти цифры позволяют примерно оценить его емкость в денежном выражении. Правда, и здесь из-за разницы в методологии учета различных услуг приходится прибегать к примерным оценкам. По мнению агентства J'Son & Partners, уже в прошлом году доходы компаний, предоставляющих услуги передачи данных и телематики (IР-телефонии), составили порядка 880 миллионов долларов. При этом официальные цифры, озвученные Минсвязи и Госкомстатом, несколько меньше -715 миллионов долларов США. Различия вызваны тем, что в J'Son & Partners учли деятельность провайдеров домашних сетей и других небольших компаний, которая часто находится в "сером" секторе рынка. Как считают аналитики, в 2004 году доходы отрасли превысят миллиард долларов, увеличившись на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом (попутно заметим, в прошлом году рост составил 38 процентов).

Впрочем, 25 процентов - это очень хороший показатель для российской телекоммуникационной отрасли. Высокие тарифы на доступ в Интернет позволяют компаниям окупать инвестиции в новые сети и развиваться исключительно за счет собственных средств (чем особенно гордится компания Golden Telecom). Кроме того, развитие Интернета, и в первую очередь высокоскоростного, позволяет предлагать потребителям новые услуги, поставлять мультимедийный контент (аудио-, видеофайлы, телевизионные программы). Что приведет к еще большему росту доходов в этом сегменте бизнеса и его дальнейшему устойчивому развитию.


Источник: Итоги
13 июля 2004

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100