Сегодня: 17 апреля 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Апрель - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  123456
78910111213
14151617 181920
21222324252627
282930       

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ в госсекторе


ПРЕМЬЕР ПОСОВЕТОВАЛ ШАРОНОВУ НЕ ВОДИТЬ РАКА ЗА КАМЕНЬ/ Объем госзакупок составляет до 30% всех бюджетных расходов

ИКТ в госсекторе  | 10 июня 2005

В этом году объем госзакупок на конкурсной основе составит около 1 трлн. руб. Об этом заявил замглавы МЭРТа Андрей Шаронов на заседании правительства, на котором рассматривались меры по повышению эффективности закупок товаров и услуг для государственных нужд. Андрей Шаронов привел убедительные, с его точки зрения, свидетельства деятельной работы родного министерства в этом направлении. По его словам, экономия средств федерального бюджета может составить около 10% (100 млрд. руб.). Для сравнения – в 2004 году экономия составила немногим более 5% при общем объеме закупок на конкурсной основе в 548 млрд. руб. И это далеко не предел. Проведение закупок на конкурсной основе позволяет сокращать бюджетные расходы и высвобождать денежные средства для других целей. Замминистра уверен, экономия может составить до 25% стартовой цены.

Однако идиллическая картина не впечатлила премьер-министра Михаила Фрадкова. Он констатировал, что намеченные ранее меры по осуществлению госзакупок и повышению их эффективности «не реализованы, координация со стороны МЭРТа недостаточна, а контроль практически отсутствует». При этом Михаил Фрадков упирал на то, что в настоящее время нельзя допустить неэффективного расходования бюджетных средств. Тем более, когда дело касается госзакупок. Их объем на федеральном и региональном уровнях составляет практически 30% всех бюджетных расходов. «Мы должны реально оценить расходование средств на эти цели», – обозначил свое понимание проблемы премьер. Правительство «изыскивает каждый рубль», дабы обеспечить сбалансированный бюджет, необходимые макроэкономические показатели, исполнять социальные обязательства перед населением, поддерживать обороноспособность страны, распалялся премьер. Сказано было сильно, правда, за кадром остались те 500 млрд. руб., которым не нашли применения в проекте бюджета на будущий год и решили отправить в Стабилизационный фонд.

Премьер отметил, что система госзакупок должна, во-первых, поддерживать средний и малый бизнес, и во-вторых, способствовать развитию конкурентоспособности в бизнес-среде. Пока получается скверно. «Мы не только не используем потенциал этого инструмента, но и усугубляем коррупционные проявления на всех уровнях власти», – резюмировал Михаил Фрадков. И тут выяснилось, что сегодня ни один орган госвласти не осуществляет полноценного контроля над госзакупками и проведением конкурсов. У МЭРТа нет полномочий отменять результаты конкурса, даже если нарушения очевидны, жаловался Андрей Шаронов. Да и сил тоже нет – этим вопросом занимаются всего 18 чиновников. На 112 тыс. конкурсов, проведенных в 2004 году, их явно недостаточно. Противоядие же коррупции замминистра видит в усилении административной ответственности должностных лиц, в частности в повышении штрафа до 200 МРОТ.

«Не надо водить рака за камень, – мгновенно среагировал Михаил Фрадков. – Ответственность тех, кто занимается госзакупками, должна быть максимально приближена к уголовной. Вы анализировали возможности Уголовного кодекса? Так вот и не ходите далеко».

Также в штыки премьер встретил идею создания нового органа, который бы специализировался исключительно на проведении крупных конкурсов на размещение госзакупок. Его поддержал главный спасатель России Сергей Шойгу. «Что это за орган такой вы предлагаете создать?» – допытывался он у Андрея Шаронова. Тот затруднился ответить с ходу, и в диалог министров вклинился Михаил Фрадков: «Да не знает он». «Какой-то гимназический подход», – недоумевал Шойгу. «Конструкторский», – саркастически уточнил премьер.

Наверное, в эти минуты Андрей Шаронов ощутил себя в шкуре несчастного студента, которого безжалостно валит на экзамене суровый профессор. Но внешне присутствия духа не терял, пытаясь донести, какие еще инициативы созрели в МЭРТе. Например, о создании единого реестра государственных закупок и контрактов, о разработке в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» макета интернет-портала госзакупок, который в этом году введут в опытную эксплуатацию. Позитивный опыт в этом вопросе накоплен РАО «ЕЭС». Созданная два года назад энергохолдингом крупнейшая система электронных торгов B2B-energo провела операции на 10 млрд. руб. На этой торговой площадке работают более 2,8 тыс. поставщиков из 22 стран мира, из которых 100 – российские АО-энерго. Благодаря внедренной системе энергетикам удалось снизить на 9% затраты на закупаемую продукцию и услуги.

Ну а в государственных масштабах выгоды электронной торговли еще предстоит оценить. И успешность эксперимента в немалой степени зависит от принятия закона о госзакупках. Второе чтение в Госдуме намечено на 15 июня 2005 года, напомнил Михаил Фрадков, а мы еще не определили свое отношение к законопроекту.

Председатель думского комитета по промышленной политике Мартин Шаккум обескуражил заявлением: закон примут через месяц, но он противоречит 18 действующим законам, и непонятно, когда подготовят поправки. Так, может, не спешить с его принятием? Ответа депутат не услышал. Впрочем, и так было ясно, что МЭРТу предстоит изрядно напрячься, чтобы в очередной раз не получить выволочку от премьера.


Автор: Игорь Наумов
Источник: Независимая газета
10 июня 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100