Сегодня: 16 июня 2024г.
События
 
Анонсы
 
Новости
 
Календарь
 <<< Июнь - 2024 >>> 
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2345678
9101112131415
16 171819202122
23242526272829
30           

Рекомендуем:


НОВОСТИ

Все новости
ИКТ отрасль


Александр Бойко: Система экономии бюджета.

ИКТ отрасль  | 21 февраля 2005

Использование систем электронной торговли для федеральных, региональных и муниципальных закупок является одним из средств повышения прозрачности госзакупок и снижения уровня коррупционности в данной сфере, а также предоставляет огромный потенциал для экономии бюджетных средств.

Специалисты инжиниринговой компании «Центр реновации энергетики» разработали и уже с высокими результатами апробировали торгово-операционную систему (ИАТОС), созданную специально для государственных закупок.

Система позволяет осуществлять полный комплекс торгово-закупочных мероприятий, получать информацию о различных предприятиях, новых нормативных актах, потребностях и предложениях на рынке, привлекать потенциальных клиентов, получать статистические данные по предприятиям и сделкам, которые проводятся на торговой площадке, обеспечивать прозрачность расчетных операций и т.д. Внедрение такой электронной системы минимизирует влияние человеческого фактора, повышает объективность, информативность, прозрачность рынка, позволяет проводить более качественный отбор поставщиков и подрядчиков.

Система, после всех необходимых согласований в соответствующих Министерствах и ведомствах Российской Федерации, была внедрена в качестве «пилотного проекта» в ОАО РАО «ЕЭС России» и функционирует в Интернете: www.b2b-energo.ru.

Предприятия-участники cистемы, начав работать на электронной торговой площадке, смогли значительно расширить свои коммерческие и деловые возможности.

Система была одобрена и рекомендована Министерством экономического развития и торговли, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством промышленности, науки и технологий, Министерством энергетики.

По итогам национального конкурса Электронная коммерция и торговля – 2004, проходившего в рамках IV выставки Информационные коммуникации России – XXI век (ИНФОКОМ-2004), инжиниринговая компания «Центр реновации энергетики» была признана победителем в номинациях Лучшая электронная торговая система (B2B, B2G), Лучшая отраслевая электронная торговая площадка, Лучшее комплексное решение для построения универсальной системы электронной коммерции и торговли, Лучшая компания - оператор электронной торговой площадки.

О перспективах внедрения системы электронных торгов в сфере государственных закупок редакции www.opec.ru рассказал Председатель Совета директоров Центра развития экономики А.А.Бойко.

- Александр Алексеевич, какие факторы и особенности российской экономики стали предпосылками для создания торговой площадки торговой площадки с использованием IT-технологий?

- Одна из самых острых проблем на сегодня – проблема контроля за расходованием бюджетных средств. Над ней уже многие годы работают многие научные институты страны. Тем не менее, ситуация не изменилась к лучшему. И до сих пор все участники торгово-экономического процесса не объединены в одном информационном пространстве. Особое внимание этому вопросу – развитию IT-технологий – уделено на самом высоком, правительственном уровне. Ведь без IT-технологий не возможно существование в цивилизованном мире, где им принадлежит и настоящее, и будущее. Без IT-технологий не возможно и решение такой общегосударственной задачи, как экономия бюджетных средств.

Работу над этой проблематикой мы начали с момента принятия резолюции ООН о типовом законе об электронных торгах в СНГ, принятой в 1997 году. За этот период нами был разработан программно-технический комплекс, позволяющий реализовать проведение торгов абсолютно всех видов сложности. На сегодняшний день проект полностью готов к применению в сфере госзакупок. Однако этому препятствует несовершенство российской законодательной базы, ее отставание от современных реалий. Хотя требования регламентов для проведения торгов на нашей электронной площадке разработаны таким образом, что даже без изменений существующего законодательства, включая требования, изложеные в ст.97 Федерального Закона «Об обеспечении государственного заказа», применимы как инструмент контроля над расходованием бюджетных средств, в частности, на региональном уровне.

- Что дает вам такую уверенность?

- То, что проект ИАТОС полностью доказал свою состоятельность. Уже два года в Интернете действует информационно-аналитическая и торговая система «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики». В ее основе лежат лучшие отечественные и зарубежные разработки в области проведения электронных торгов. В одном информационном и торговом пространстве Система объединила поставщиков и потребителей услуг, ресурсов и технологий поддержания, обновления и эксплуатации производственных фондов предприятий в сфере энергетики.

- Расскажите поподробнее.

- Главная задача такой площадки - минимизация человеческого фактора в процессе закупок продукции. Ведь беда нашей страны всегда была именно в сильном, причем, далеко не всегда позитивном, влиянии человеческого фактора. В торговле продукция дорожала в основном на нижнем уровне вертикали, что приводило к возрастанию себестоимости и повышению тарифов, если говорить об энергетике. И последствия злоупотреблений «внизу» отражались на всех потребителях. Чтобы этого не происходило, была создана Система, включающая в себя информацию о всех поставщиках и товарах, которые представлены на рынке.

На площадке происходят все виды торгов, существующих на сегодняшний день: закрытые и открытые конкурсы, аукционы и т.д. Торги любой сложности можно провести в режиме on-line с соблюдением всех нормативных требований и регламентов.

Любые торги, которые производились внутри площадки, сохраняются в электронном архиве. Благодаря этому можно проанализировать общую ситуацию на рынке. Например, определить, почему одно и тоже оборудование было куплено по разным ценам, и от чего это зависело. Возможность обмана практически исключена. Ведь если товар, заявленный на площадке, оказался лучшим по цене и качеству, участник обязан подписать договор, и в случае, если он этого не делает, вступает в силу административное взыскание. Возможно, участник будет исключен с площадки.

- Почему было принято решение внедрить систему именно в энергетике?

- Для этого были две серьезные причины. Во-первых, в РАО «ЕЭС России» действует система регламентированных закупок. (С 2005 года этим регламентам придан статус стандарта.) Детальное изучение регламентной среды, в которой проводились закупки в самой структуре холдинга, учитывая его корпоративные и территориальные особенности, показало, что это наиболее приемлемый полигон для апробации предложенного нами механизма контроля за расходованием средств. Нами это было проверено, когда Система была внедрена в РАО «ЕЭС России». И во-вторых, географический фактор. Более ста дочерних организаций РАО «ЕЭС России» расположены на всей территории России - от Калининграда до Камчатки, карта их размещения полностью повторяет конфигурации регионов страны.

- Это значит, что и целые административные округа могут объединяться на одной торговой площадке?

- Конечно. Например, давайте посмотрим, как территориально и структурно делится Центральный Федеральный Округ. Он объединяет 18 субъектов федерации. В каждом из них право проведения закупок делегировано местным чиновникам. При этом успешно хозяйствующие субъекты рынка, производители продукции, лишены возможности проводить торги с остальными 17-ю субъектами федерации. И даже если конкурсы проходят с высокими результатами, но разрозненно, то округ в целом этого высокого результата не получает. При внедрении Системы, контролирующие органы в лице менеджеров или старшего руководящего звена, имея ноут-бук, смогут проконтролировать любую процедуру в любом городе, находясь в любой точке света. Система - это мощный рычаг оптимизации региональных бюджетов, повышения их эффективности.

- Вернемся к РАО «ЕЭС России». Каковы результаты вашей работы в цифрах?

- Эффект превзошел самые смелые ожидания. За один только 2004 год, то есть, за период, когда система работала в промышленной эксплуатации, в системе было проведено более 600 конкурсов. Экономия только на снижении цен на начальном этапе составила около 17,5%, что соответственно позволило сэкономить более 1 млрд.рублей (разница между стартовой ценой и ценой покупки). Причем в Системе было проведено лишь 5% всех торгов от проведенных в РАО в 2004 году.

На проведение тендера в системе РАО «ЕЭС России» закладываются 3-7% от суммы закупки. Допустим, тендер стоит 10 млн. рублей. Соответственно 300 000-700 000 рублей уходит только на то, чтобы его провести: собрать людей, подготовить документацию, выплатить зарплату тем, кто готовит тендер. А при пользовании системой затраты составляют только 9 000 рублей в месяц – это плата за место. Если, скажем, вы хотите провести 10 таких тендеров, экономия на лицо.

Руководство холдинга отметило прямой экономический эффект и получило комплексную отчетность, которая находится в централизованном архиве электронной торговой системы. Главным достижением стало то, что впервые удалось исключить возможность ошибок и злоупотреблений чиновников на местах. Мы не констатировали, а предотвратили факты необоснованного расходования бюджетных средств. Сохранили 1 млрд. рублей, который остался в бюджете.

Решением Правления Совета директоров РАО «ЕС России» на 2005 год запланировано провести не менее 50% всех конкурсных процедур через систему электронных торгов – площадку “b2b-energo”. В денежном выражении это более 150 млрд. рублей. Легко подсчитать, каким будет общий экономический эффект.

В рамках проекта создания «электронного государства» мы готовы предоставить администрации Центрального Федерального Округа работающую Систему для организации госзакупок всех субъектов федерации, входящих в ЦФО.

- Каким образом финансируется разработка программы?

- Мы разрабатываем Систему за свой счет. Точно так, как это было в случае с РАО «ЕЭС России», ЦФО не придется вкладывать свои средства. А субъекты федерации смогут пользоваться программой, не внося абонентской платы.

- Кто не может быть участником вашей площадки?

- Рынок открыт для всех. Кроме тех, конечно, чья репутация сомнительна, и площадка это показала. Существует определенный пакет документов, которые должна подтвердить компания. Подтвердить, что это реально действующая компания, производящая тот или иной вид продукции или услуг. Она заключает договор с площадкой и получает право на ней работать. Если она может предложить лучшие условия, чем те, что предлагают другие, значит, она может работать на площадке.

- Какие товары не входят в сферу ваших интересов?

- На площадке могут быть представлены абсолютно любые товары. Классификатор товаров площадки весьма обширен, и включает в себя более 100 000 наименований товаров и услуг. Скажем, если есть спрос на валенки на резиновом ходу, то и они выставляются на продажу.

- Как участники находят друг друга?

- Они переводят свои товары или услуги в цифровую кодировку. И если кто-то поместит предложение, что он хочет «это» купить, то Система автоматически отправляет уведомление тому, кто «это» продает и говорит, что появился покупатель. Система информирует каждого, кто заявился по этому виду товара.

- Сложно научиться пользоваться вашей системой?

- Сначала кажется, что сложно. Особенно для тех, кто не дружит с Интернетом. Поэтому мы, ежемесячно проводим обучающие семинары на базе Всероссийского Института повышения квалификации, где госслужащий может научиться работать в системе.

- Подводя итог, можно сказать, что система рассчитана на то, чтобы обеспечить не дискриминированный доступ к торгам с возможностью фиксации в архиве всей информации по проведению процедуры самих торгов?

- Да, но не только. Благодаря внедрению расчетной системы, построенной с применением технологии электронно-цифровой криптозащиты (электронно-цифровой подписи), в системе проводятся не только торги, но и заключаются сделки и проводятся расчеты по ним с полной архивацией данных. И контролирующие органы всегда имеют возможность проследить не только правильность проведения процедуры, но и отследить исполнение по ее результатам: заключение контракта, совершение поставок против платежа (ППП), вплоть до окончательного завершения сделки. Все это в комплексе позволяет реализовать основные принципы, которые были заложены нами в систему электронных торгов. Это – эффективность, прозрачность, контроль.

Как известно, системы электронной коммерции, предназначенные для установления бизнес-отношений между поставщиками и потребителями оборудования и услуг, особенно эффективны при организации и проведении конкурсных торгов и аукционов, организуемых государственными органами при осуществлении госзакупок и коммерческими структурами при проведении закупок продукции, услуг и технологий.

Практика использования технологий электронной коммерции в странах Западной Европы и Америки показывает, что участники подобных торговых площадок получают значительные преимущества перед участниками обычных рынков. Пользуясь подобными технологиями, можно на 50% уменьшить расходы на закупки, значительно сократить сроки поиска поставщика, существенно снизить расходы на организацию сделок и т.п.

Так, например, компания Ford Motor Company, за счет проведения закупок через электронную систему снабжения, сэкономила за 10 месяцев 2001 года около 70 млн. долл., экономия при покупке товаров производственного назначения составила около 350 млн. долларов США. Расходы на обработку одного заказа сократились с 300 долларов США до 15-20 долларов США.

Еще совсем недавно мы вынуждены были ограничиться подобными примерами из практики Запада. Сегодня же с полным правом можем говорить об опыте России.

Руководитель дирекции по организации и методологии закупок РАО «ЕЭС России» Алексей Романов: «Переход на систему электронной торговли позволил энергохолдингу не только сократить время на заключение сделок, но и повысить их эффективность и прозрачность. Расходы на организацию и проведение закупок сократились в два раза, а цена снизилась по отдельным торгам до 30 процентов, что автоматически ведет к ощутимому снижению издержек. А это и есть составляющие тарифов, о необходимости снижения которых говорят в последнее время».


Источник: Opec.ru
21 февраля 2005

версия для печати



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (095) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100