Программа живет не всегда по заранее объявленным планам.
За три года существования Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия» сыграла роль катализатора процессов развития государственного и муниципального управления. Следующий этап выполнения программы может привести к реальному повышению эффективности управления, но для этого нужно идти на пересмотр принципов работы органов власти в сторону информатизации процесса. Передовые регионы и муниципалитеты уже переводят эти задачи в практическую плоскость, определяя тем самым направление развития ФЦП.
Три года реализации ФЦП «Электронная Россия» – достаточный период для того, чтобы оценить результаты работы программы и заново взглянуть на заложенную в ней систему целей. За это время ожидаемые выгоды создания электронного государства – повышение прозрачности и эффективности государственного управления средствами информационных технологий – не просто стали широко известны, но успели превратиться в общее место официальных выступлений чиновников практически всех уровней и направлений. Между тем в реальной жизни все это время регионы и муниципалитеты тратили значительные средства на внедрение систем управления.
Нам это надо
Первые полтора-два года инициатива в реализации программы полностью принадлежала федеральному центру. Несмотря на публичное обсуждение ФЦП, чиновники, за редким исключением, не воспринимали ее как относящуюся к ним лично. Однако были и чиновники-исключения, которые поверили в возможность серьезных перемен в управлении и сделали ставку на IТ, включив работу по реализации проектов ФЦП в перечень приоритетных задач.
Три прошедших года показали, что эти чиновники не ошиблись в своих ожиданиях. Они создали работающие системы, обрели в ФЦП дополнительный источник финансирования, повысили известность и служебный вес, причем не только как «информатизаторы», а как люди, способные помочь руководству своего территориального образования (региона, муниципалитета) решать его насущные задачи. Примеры прямого контроля и повышенного внимания губернатора или мэра за реализаций ИКТ-проектов уже широко известны. Например, мэр Москвы Юрий Лужков уверенно говорит о необходимости создания метасистемы в рамках «Электронной Москвы», свердловский губернатор Эдуард Россель повторяет об огромной роли информационно-компьютерных технологий в обеспечении социальной направленности работы ОГВ, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко считает это направление одним из приоритетных. В Республике Мордовия при активной поддержке главы республики Николая Меркушкина разработана и реализуется долгосрочная республиканская целевая программа по формированию информационного общества до 2010 года. Цель программы состоит в создании единого информационного пространства региона, органически входящего в единое информационное пространство России. Главная часть – это целевые программы информатизации всех основных отраслей народного хозяйства республики – АПК, промышленность и транспорт, связи, ЖКХ, социальной сферы, образования и культуры. Также в программе четко определены необходимые технические средства и программное обеспечение и реализация соответствующих технических программ и проектов.
Программа предусматривает создание республиканской информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и ее интеграцию в национальную и мировую информационные инфраструктуры. В основе инфраструктуры лежит создание мультисервисной сети – скоростной информационной магистрали органов государственной власти и местного самоуправления РМ. Магистраль обеспечивает передачу информационных потоков между субъектами органов государственной власти и местного самоуправления, предоставляет доступ к республиканской информационной сети и защищенное подключение к сети Интернет. Сейчас информационная магистраль объединяет 13 объектов, среди которых здание правительства республики, Государственного собрания РМ, администрации Саранска и др. В дальнейшем к ней планируется подключить объекты образовательной и здравоохранительной отраслей, учреждения органов местного самоуправления.
Разумеется, такая выигрышная позиция передовых «информатизаторов» привлекла внимание большинства их коллег. И в последний год активность регионов и муниципалитетов по линии «Электронной России» стала быстро расти. Так, на творческий конкурс проектов систем управления регионами, проведенный МЭРТ осенью 2003 года, было подано 67 заявок. Значит, столько регионов и муниципалитетов проработали подходы к организации управления средствами ИКТ.
Итак, можно сказать, что в реализации ФЦП состоялся переход от инициаторов программы к ее будущим выгодоприобретателям на местный уровень. Программа начала жить.
Между тем в процессе реализации первых проектов продекларированные в ФЦП цели и задачи стали проверяться реальной жизнью. Разумеется, они часто требовали корректировок. И в большей степени корректировки касались переосмысления направленности самой программы.
Так, например, показательный результат дали попытки повсеместного внедрения интернет-порталов. Они привели к тройственному результату. Параллельно, в разных проектах, сформированы формальные требования по унификации порталов, реальные требования к их информационному наполнению и выработаны технологические решения, обеспечивающие соблюдение всех указанных требований.
Также глубоко проработана к настоящему времени задача создания единого цифрового пространства в масштабах целого региона. Без решения этой задачи невозможна совместная работа чиновников и интеграция различных распределенных систем. А значит, невозможна и работа электронного правительства. В отличие от портала, особенность работы электронного правительства заключается в том, что она мало заметна рядовому гражданину, хотя очень сложна и требует больших затрат. И государственному служащему, отвечающему за обеспечение финансирования и реализацию такого проекта, очень важно понимать принципы работы будущего электронного государства, чтобы обосновывать масштабные вложения в инфраструктуру на первом же этапе.
Но не со всеми типами систем ситуация бывает простой. Так, например, системы, обеспечивающие работу с населением, успешно реализованы в ряде регионов. Например, успешно функционирует Электронный социальный регистр населения в Петербурге. Но в рамках ФЦП этот опыт пока не упорядочен, и распространение результатов идет по горизонтали. То есть регионы самостоятельно обмениваются информацией и принимают решения по выбору того или иного пути решения своих задач. Так, по пути Петербурга уже пошли в Карелии. Там при создании Социального регистра населения используются те же технологические решения и методические наработки, что и в Петербурге. Планирует создать аналогичные системы ряд других регионов.
Мы будем это делать вместе
Третьим важным результатом и итогом первых лет реализации программы стала консолидация как исполнителей, так и заказчиков программы. Сформировались и работают органы совещательного уровня, объединяющие активных, заинтересованных участников. Такими стали в 2003 году рабочие группы Министерства экономического развития по типовому порталу ОГВ (органы государственной власти) и типовой системе госзакупок, Рабочая группа по вопросам повышения эффективности управления муниципальными образованиями средствами ИКТ, Институт архитектуры электронного государства. Эти органы позволяют выработать единые принципы решения задач «Электронной России» в разных условиях.
В середине октября в Петербурге состоится очередное заседание Рабочей группы по вопросам муниципальной информатизации параллельно с семинаром по обмену опытом создания Социальных регистров населения. На этом заседании будет рассматриваться концепция интегрированной информационной системы муниципального образования. Кроме того, будут обсуждаться подходы, используемые в пилотных проектах в Братске, Петрозаводске и Тольятти, опыт реализации подобных задач в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, итоги научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Министерства экономического развития и торговли «Принципы использования СМАРТ-технологий в региональных системах». Этот НИОКР выполняла компания «АНД Проджект», входящая в Национальную компьютерную корпорацию. Там же будут обсуждаться перспективы создания систем СПУН (системы персонифицированного учета населения) и ряд смежных вопросов. Таким образом, можно констатировать, что инициатива, активность в становлении «Электронной России» смещается к представителям регионов и муниципалитетов, которые активно сотрудничают между собой и с федеральными структурами, создают профессиональные объединения и, со своей стороны, работают над популяризацией и унификацией информационных решений. Эта самоорганизация, пожалуй, самый отрадный эффект первых лет реализации «Электронной России». Если следовать принятой на Западе классификации, то Россия находится между первым и вторым этапами реализации программы электронного правительства.
Однако для нас, может быть, более важны другие данные. Как и несколькими годами ранее на коммерческих предприятиях, применение ИТ в органах власти ведет к повышению роли людей, отвечающих за процессы управления, и к повышению эффективности управления в целом. Это очень медленный, вязкий и трудный процесс, и было трудно рассчитывать на его успех в момент запуска ФЦП «Электронная Россия».
Сейчас мы прошли этот этап, когда «Электронная Россия» могла умереть, еще не родившись. Программа живет; не всегда по заранее объявленным планам, но зато в соответствии с реальными потребностями передовых, активных людей, решающих конкретные задачи своих регионов и муниципальных образований.
Автор: Олег Лялюк, руководитель проекта, компания «Аквариус Консалтинг», Игорь Илюхин, менеджер по развитию, компания «АНД Проджект»