Сегодня: 20 апреля 2024г.




Всемирная Торговая Организация (ВТО)
World Trade Organization (WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена как замена действовавшему с 1948 г. Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). Её задача - стать универсальным механизмом контроля и развития международной торговли, опираясь на достигнутые в рамках ГАТТ договоренности.

Официально ВТО создана на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение. Соглашение о создании ВТО вступило в силу 1 января 1995 г., с января 1996 г. ВТО полностью заменила ГАТТ. Основой деятельности организации служат 28 соглашений, составляющих правовую основу международной торговли и торговой политики. Они содержатся в Заключительном акте Уругвайского раунда (1986-1993 г.) торговых переговоров. Основополагающие принципы этих документов: отсутствие дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования), более свободная торговля, поощрение честной, здоровой конкуренции, а также создание особых торговых условий для наименее развитых стран.

Соглашение об учреждении ВТО включает, помимо основного документа, приложения. Приложение 1В - Генеральное соглашение по торговле услугами определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере. К сфере услуг относится также услуги, предоставляемые телекоммуникационным сектором. В соглашении содержатся положения об использовании и доступе к телекоммуникационным сетям государств - членов ВТО, а также о предоставлении услуг в этой области. С целью организации глобальной совместимости и возможности взаимодействия телекоммуникационных сетей и предоставляемых услуг в секторе связи члены ВТО признают необходимость применения международных стандартов, разрабатываемых Международным Союзом Электросвязи и Международной Организацией Стандартизации, и всемерно способствуют применению этих стандартов.

По состоянию на 1 января 2002 г. членами ВТО являются 144 государства. На различных стадиях переговоров о присоединении находятся, помимо России, около 30 государств. Процесс присоединения к ВТО достаточно сложен. Процедура вступления предусматривает как подготовку необходимого внутреннего законодательства, так и проведение двусторонних переговоров о мерах по открытию рынка со всеми торговыми партнерами, целью которых является согласование внешнеторговых тарифов, условий субсидирования внутреннего производства и допуска на рынки, включая рынок банковских и страховых услуг.

ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств государств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний. Бюджет ВТО составляет 127 млн. швейцарских франков (примерно 80 млн. долларов США).

Цель ВТО
помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса.

Функции ВТО

·         контроль выполнения торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;
·         организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;
·         мониторинг торговой политики членов ВТО;
·         сотрудничество с другими международными организациями;
·         прием новых членов;
·         разрешение торговых споров между членами организации.

Структура ВТО

Высшим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается на сессии не менее 1 раза в 2 года и принимает решения по всем вопросам, касающимся многосторонних торговых соглашений. Штаб-квартира находится в Женеве.

Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается несколько раз в год в Женеве. Как правило, в Генеральный совет входят послы или главы представительств государств - членов ВТО. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет контролирует деятельность профильных советов.

Совет по торговле товарами осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле товарами. Совет руководит деятельностью ряда комитетов, среди которых находится Комитет по расширению торговли продукцией сектора информационных технологий (Committee of Participants on the Expansion of Trade in Information Technology Products).

Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за выполнением Генерального соглашения о торговле услугами. В его состав входят Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам;

Совет по интеллектуальной собственности осуществляет наблюдение за выполнением Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, а также занимается вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Помимо вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран - участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и приема новых членов.

Секретариат ВТО  базируется в Женеве, имеет более 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Конференции министров, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Деятельность ВТО

В декабре 1996 г. в Сингапуре на первой Конференции министров ВТО обсуждались такие вопросы, как ход реализации договоренностей в рамках ГАТТ и пути развития глобального торгового режима. Заключительная декларация конференции подтвердила курс на либерализацию торговли и осуществление контроля над торговой политикой, а также приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями. Были добавлены три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.

Следующая конференция состоялась в мае 1998 г. в Женеве и была посвящена 50-летию ГАТТ. Эта конференция рассматривалась экспертами как своего рода "переходная" между сингапурской встречей, установившей рабочие параметры для ВТО, и третьей конференцией, которая должна была сформировать платформу для очередного раунда многосторонних переговоров о либерализации торговли. На этой конференции члены ВТО приняли решение об изучении вопросов мировой электронной торговли.

3-я сессия Конференции министров (30 ноября - 4 декабря 1999 г.) состоялась в Сиэтле (США). Участники конференции не смогли урегулировать разногласия по многим вопросам, в частности, по проблеме субсидий и тарифов на с/х продукцию. Сессия закончилась безрезультатно. Согласно официальному заявлению, она была "приостановлена на неопределенный срок".

Очередная конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). На конференции в Дохе правительства стран-членов ВТО договорились о проведении одного из наиболее сложных и важных раундов многосторонних торговых переговоров. Цель предстоящего раунда - определить международные торговые отношения на начало нового века и обеспечить реальные и универсальные экономические выгоды всем странам, в частности, развивающимся и странам с переходной экономикой.

Деятельность ВТО в сфере ИКТ

Вопросами ИКТ в рамках ВТО занимается Комитет по расширению торговли продукцией сектора информационных технологий (Committee of Participants on the Expansion of Trade in Information Technology Products). В работе комитета принимают участие не все страны - члены ВТО. В настоящее время их число составляет 29 государств, в том числе 15 стран - членов ЕС. Основные принципы работы Комитета по расширению торговли продукцией сектора информационных технологий заложены в Декларации министров по вопросам торговли продукцией сектора информационных технологий (The Ministerial Declaration on Trade in Information Technology Products - ITA, http://www.wto.org/wto/english/tratop_e/inftec_e/itadec_e.htm), подписанной 29-ю странами или отдельными таможенными территориями на Сингапурской Конференции министров в декабре 1996 г. Декларация вступила в силу в июле 1997 г. Основными принципами торговли продукцией сектора ИТ является снижение и ликвидация тарифных барьеров, а также создание условий наибольшего благоприятствования продвижения на международные рынки наименований продукции, перечисленных в Декларации. В 1997 г. еще 16 стран выразили заинтересованность в участии в работе комитета.

ВТО и Россия

Российская Федерация в настоящее время имеет статус наблюдателя. Переговоры Российской Федерации о вступлении в ВТО ведутся с июня 1993 г., когда страна направила заявку на присоединение к ГАТТ. С образованием ВТО РФ в декабре 1994 г. обратилась с просьбой о вступлении в эту новую организацию. Россия представила Меморандум о внешнеторговом режиме, а также другие необходимые документы. С июля 1995 г. начала свою деятельность Рабочая группа по вопросу о вступлении России в ВТО. Так называемый "информационный этап" переговоров закончился в 1997 г. Страны-члены ВТО ознакомились с российской системой внешнеторгового регулирования, а также другими сторонами ее хозяйственной деятельности, имеющих значение для торговых партнеров РФ. В 1998 г. начался новый этап переговоров, в ходе которого согласовывались условия вхождения России в ВТО.

За период между 1998 и 2002 г.г. была проведена серия многосторонних консультаций и переговоров.

На заседании Рабочей группы 23-24 января 2002 г. были рассмотрены следующие вопросы: состояние двусторонних переговоров (тарифы и услуги),  работы по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, продолжение обсуждения российского торгово-политического режима, определение дальнейших шагов в переговорном процессе. В ходе сессии состоялись также многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства и телекоммуникационных услуг.

Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО.  Постатейное обсуждение Доклада РГ прошло на 15-ом заседании Рабочей группы 19-20 июня 2002 г. К этой сессии члены РГ и Россия подготовили свои предложения по редакции отдельных положений. Параллельно с заседанием РГ были проведены многосторонние консультации по вопросам фондового рынка, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер и сельского хозяйства. Также прошла серия двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, а также по системным вопросам.  По итогам 15-го заседания РГ принято решение о подготовке Секретариатом ВТО второй редакции проекта Доклада.

В настоящее время российской делегацией ведутся переговоры по четырем основным направлениям:

·         по доступу на рынок товаров, основным предметом которых является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, которые Россия получит право применять после присоединения к ВТО;

·         по сельскохозяйственной проблематике;

·         по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок;

·         по системным вопросам, цель которых - определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его применения для выполнения своих обязательств как участника ВТО

Последний раунд двусторонних переговоров, состоявшийся в ноябре 2002 г. продемонстрировал, что для продолжения конструктивного диалога с членами ВТО (США, ЕС, Япония, Канада, Норвегия, Швейцария, Австралия) необходимо модифицировать российские предложения по ключевым секторам (финансовые, телекоммуникационные и транспортные услуги).

Основные вопросы, по которым ведутся переговоры, относятся к согласованию мер, которые должны обеспечить соблюдение Россией стандартных условий вступления в ВТО. Переговоры ведутся по нескольким основным условиям.

1. Подписание соглашений, регламентирующих процедуры и административные барьеры (лицензирование импорта и оценку его стоимости стандартизацию, нетарифные барьеры, санитарный контроль и т. д.) и соглашения о защите авторских прав.

Россия высказала согласие удовлетворить эти требования. Частично уже происходит изменение законодательства в этих областях.

2. Информирование о мерах государственного вмешательства в экономику, предоставление национального режима странам-членам и следование определенным правилам в отношении субсидий.

В этой связи требование США и ЕС отменить двойное ценообразование на энергоносители, в особенности на природный газ, которое воспринимается, как субсидия российским компаниям является, причиной для существенных разногласий.

Либерализация условий доступа на рынок вступающей в организацию страны.

Для России это требование представляет серьезную проблему. Россия предлагала совсем не стандартный вариант: по большинству позиций предполагалось усиление ограничений на момент вступления с последующим их смягчением. Эта позиция вызывает серьезные возражения со стороны членов ВТО. Самую большую проблему представляет сфера услуг, в том числе телекоммуникаций. Россия настаивает на сохранении высокой степени защиты этих отраслей. Однако для выхода России на мировой рынок в технологической отрасли необходимо привлекать как можно больше инвестиций и инноваций телекоммуникационную сферу. Тем более что мобильная и спутниковая связь подорвали естественную монополию местной телефонной связи, и попытки ее искусственного сохранения вряд ли увенчаются успехом.

Следующее заседание Рабочей группы ВТО по рассмотрению второго варианта её итогового доклада должно состояться 16-17 декабря. В докладе будут учтены результаты прошедшего раунда переговоров. Предполагается, что к весне следующего года мы сможем прояснить, с какой скоростью будут развиваться события дальше.


http://www.wto.org/
http://www.wto.ru/

© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100