→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Группа Всемирного банка
Сегодня: 17 апреля 2024г.




Всемирный Банк
World Bank

Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму 19,5 млрд. долл. США, в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь, направленную на повышение уровня жизни и ликвидацию крайних форм бедности. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправительственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способствуют более глубокому пониманию проблем развития.

Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. По традиции Президентом Всемирного Банка является гражданин крупнейшего акционера - Соединенных Штатов Америки. Президент, избираемый на пятилетний срок с возможностью переизбрания, председательствует на совещаниях Совета исполнительных директоров и отвечает за общее руководство Всемирным Банком.

Всемирный Банк осуществляет мобилизацию средств для финансирования своих программ развития путем продажи ценных бумаг на рынках капитала, а в случае МАР - за счет взносов правительств более богатых стран-членов.

Страны-клиенты являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение. Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран на их пути к достижению стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости. Основное внимание уделяется оказанию помощи беднейшим слоям населения и беднейшим странам, при этом, для всех своих клиентов Банк подчеркивает необходимость осуществления следующих мер:

·         осуществление инвестиций в развитие людских ресурсов, в частности путем совершенствования систем здравоохранения и образования;
·         концентрация усилий на социальном развитии, привлечении широких слоев населения к решению проблем развития, совершенствовании методов управления и наращивании институционального потенциала как основных факторах снижения уровня бедности;
·         укрепление способности правительств предоставлять качественные услуги, обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности;
·         защита окружающей среды;
·         поддержка и стимулирование развития частного предпринимательства;
·         поддержка реформ, направленных на создание устойчивой макроэкономической среды, обеспечивающей условия для инвестиций и долгосрочного планирования.

Банк также оказывает помощь странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения и удержания частных инвестиций. Опираясь на содействие Банка в виде кредитования и консультаций, правительства проводят всестороннее реформирование экономики своих стран и укрепляют банковскую систему. Они осуществляют инвестиции в развитие людских ресурсов, в инфраструктуру и охрану окружающей среды, что усиливает привлекательность страны для частных инвесторов и повышает эффективность капиталовложений.

В 2001 финансовом году оказание помощи Банком развивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям:

·         ускоренное сокращение долговых обязательств;
·         помощь в борьбе со СПИДом;
·         многосторонняя поддержка программ сокращения масштабов бедности;
·         помощь в области образования направляется в первую очередь на обеспечение доступности, высокого качества и равных возможностей в его получении;
·         сохранение чистой и здоровой окружающей среды, проведение по всему миру обширных консультаций для сбора информации, необходимой для разработки экологической стратегии;
·         оказание помощи странам в области совершенствования законодательства и судебной системы, реформирование конкретных аспектов законодательства,  правовое образование населения, реализация программ борьбы с коррупцией в судебных органах, создание механизмов разрешения споров с использованием местных традиций и правовая помощь малоимущим женщинам;
·         повышение эффективности деятельности в области развития.

Группа организаций Всемирного Банка

Группа организаций Всемирного Банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений.

Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР).

Международная ассоциация развития (МАР).

Международная финансовая корпорация (МФК).

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦУИС).

Международный Банк Реконструкции и Развития - МБРР

International Bank for Reconstrustion and Development - IBRD

Год создания: 1945.

Количество членов: 184.

Совокупный объем кредитования: 371 млрд. долл. США.

Объем кредитования в 2002 финансовом году: 11,5 млрд. долл. США по 96 новым операциям в 40 странах.

МБРР - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.

Взносы стран, вступающих в члены Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономического развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначительную часть их стоимости. Неоплаченная часть - это "деньги до востребования" на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что окажется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие административных расходов или предоставление займов.

Членами МБРР могут быть только члены Международного валютного фонда.

Задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и поддерживается финансовая стабильность, что позволяет привлекать дешевые средства на рынках капитала и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях.

Цели МБРР:

·         содействие развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
·         поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов на производственные цели;
·         содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов Банка.

Основные направления деятельности МБРР:

·         предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики;
·         предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров;
·         предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным;
·         оказание технической помощи развивающимся странам;
·         подготовка и реализация финансируемых проектов;
·         проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики,  политики инвестирования и оказания технической помощи;
·         оказание содействия политическому диалогу между Банком и странами-членами.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: совместный аудиторский комитет; комитет по вопросам кадровой политики; комитет по выработке регламента; комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; комитет по административным вопросам.

Координация деятельности МБРР и МВФ осуществляется в рамках комитета по развитию, представляющему собой совместный министерский комитет Советов управляющих. Комитет рассматривает такие вопросы, как взаимодействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны; сокращение задолженности развивающихся стран; развитие частного сектора; борьба с нищетой, а также дает консультации и готовит доклады для советов управляющих МБРР и МВФ.

Международная ассоциация развития - МАР
International Development Association - IDA
Год создания: 1960.
Количество членов: 164.
Совокупный объем кредитования: 135 млрд. долларов США.
Объем кредитования в 2002 финансовом году: 8,1 млрд. долларов США.

Взносы в бюджет МАР позволяют Всемирному банку выделять 6-7 млрд. долл. США в год на предоставление беспроцентных кредитов 80 беднейшим странам мира, общее население которых составляет 2,5 миллиарда человек. Такая помощь имеет большое значение, поскольку эти страны практически лишены возможности заимствовать средства на рыночных условиях. В большинстве этих стран средний доход на душу населения составляет менее 875 долл. США в год, при этом многие граждане существуют на куда более скудные средства. МАР помогает обеспечить доступ к более качественным базовым услугам (таким как образование, здравоохранение, водоснабжение и канализация) и способствует проведению реформ и привлечению инвестиций, направленных на повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, защиту окружающей среды, улучшение условий для частного бизнеса, развитие инфраструктур, либерализацию экономики.

МАР формально считается независимой от МБРР, так как имеет самостоятельный Устав и финансовую базу, однако фактически она является филиалом МБРР и представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР. Президент МБРР одновременно выполняет функции президента МАР.

Отличие МБРР от МАР состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МАР предоставляет беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров. Почти 40 стран делают взносы в бюджет МАР, который пополняется один раз в три года. Странами-донорами являются не только промышленно развитые страны-члены, такие как Великобритания, Германия, США, Франция и Япония, но также и развивающиеся страны, например, Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Венгрия, Корея, Российская Федерация и Турция. Некоторые из этих стран в прошлом сами были заемщиками МАР.

Цели МАР:

·         предоставление долгосрочных (50 лет) кредитов наиболее бедным развивающимся странам;
·         содействие экономическому развитию путем предоставления необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целесообразность которых подтверждается экспертами МБРР.

Международная финансовая корпорация - МФК
International Financial Corporation - IFC
Год создания: 1956.
Количество членов: 175.

Задача МФК состоит в том, чтобы, расширяя деятельность частного сектора, способствовать экономическому развитию страны. Работая совместно с деловыми партнерами, она осуществляет капиталовложения в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, консультационные услуги, а также услуги по управлению рисками. МФК вкладывает капитал в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы без участия МФК не склонны вкладывать средства, считая их слишком рискованными. МФК содействует привлечению инвестиций как иностранных, так и местных, в частный сектор. МФК является инвестором и посредником, добивающимся баланса интересов каждой из сторон сделки, а также гарантом надежности для иностранных инвесторов, местных партнеров, других кредиторов и органов государственной власти. МФК предоставляет консультации предпринимателям, выходящим на новые рынки, и правительствам, пытающимся обеспечить более благоприятную среду для предпринимательства, создать эффективные и стабильные финансовые рынки или приватизировать неэффективные государственные предприятия.

Высшим органом МФК является Совет управляющих. Должности в Совете управляющих, президента и исполнительных директоров МФК совмещаются с соответствующими должностями МБРР. Политика и направления деятельности МФК вырабатываются на регулярных встречах управленческого состава МФК с представителями Банковского консультативного совета (Banking Advisory Council). Деловой консультативный совет (Business Advisory Council), включающий известных промышленников, банкиров и государственных деятелей стран-членов, оказывает содействие и консультационную помощь в вопросах бизнеса и финансов. Консультативная служба по иностранным инвестициям (Foreign Advisory Service) оказывает правительствам консультационную помощь по вопросам повышения экономической эффективности иностранных инвестиций, выработки стратегий, разработки правил и процедур в отношении инвестирования, по вопросам законодательства с целью создания благоприятного климата для иностранных инвестиций.

Инвестиционные операции МФК осуществляются через региональные и отраслевые департаменты. Отраслевые департаменты руководят тематическими проектами в мировом масштабе, независимо от того в каком регионе выполняется проект. Региональные отделения управляют отраслевыми проектами (на которые не распространяет свою деятельность отраслевой департамент) в соответствующих географических районах. Проекты региональных департаментов выполняются в сферах основного производства и финансов, а также в торговле.

Региональные департаменты подразделяются на: азиатский и тихоокеанский; европейский; латиноамериканский и Карибского бассейна; ближневосточный и североафриканский; департамент Африки южнее Сахары.

Отраслевые - включают департаменты: агробизнеса; финансовых рынков; здравоохранения и образования; информационно-коммуникационных технологий; инфраструктур; горнодобывающей промышленности; нефти, газа и химических удобрений; энергетики; частных капиталов и инвестиционных фондов; малых и средних предприятий.

Первого января  2000 г., в целях усовершенствования процесса разработки проектов, выполняемых за счет инвестиций частного сектора, МФК и ВБ приняли решение об объединении управления несколькими отраслевыми группами на основе организации тесной связи между проводимой политикой  и частными инвестиционными операциями. В состав объединения вошли департаменты: нефти, газа и химических удобрений; малых и средних предприятий; горнодобывающей промышленности; консультационные службы частного сектора и управление информационно-коммуникационными технологиями в глобальном масштабе.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций - МАГИ
Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA
Год создания: 1988.
Количество членов: 159.
Совокупный объем выданных гарантий: 9,1 млрд. долл. США.
Гарантии, выданные в 2001 финансовом году: 2 млрд. долл. США.

Агентство содействует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с такими некоммерческими рисками, как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, МАГИ оказывает странам техническое содействие в распространении информации об инвестиционных возможностях. Агентство также предлагает посреднические услуги в урегулировании споров, связанных с инвестициями. Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком.

Задачи МАГИ заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МАГИ проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

В рамках МАГИ созданы службы по гарантированию инвестиций (Investment Guarantee Services); инвестиционного маркетинга (Investment Marketing Services); законодательства и исков.

 Служба инвестиционного маркетинга оказывает странам-членам помощь в маркетинговой деятельности, обеспечивая инвесторов необходимыми услугами, устанавливая и укрепляя связь между инвесторами и правительствами. Служба ведет информационную поддержку МАГИ, направленную на распространение информации о новых проектах и инвестиционных возможностях в развивающихся странах. Глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций МАГИ в Интернете является система IPANET (The Investment Promotion Network, http://www.ipanet.net). Разработана специльная сеть "PrivatizationLink Russia" (http://russia.privatizationlink.com/english/index.cfm), которая содержит информацию об инвестиционных возможностях приватизации в России, а также о правовой основе и рыночной среде инвестирования. Спонсорами инициативы являются МАГИ и Канадское агентство международного развития. Инициатива пользуется поддержкой Всемирного банка и осуществляется в тесном сотрудничестве с Министерством имущественных отношений Российской Федерации.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС
International Centre for Settlement of Investment Disputes - ICSID
Год создания: 1966.
Количество членов: 136.
Общее число зарегистрированных арбитражных разбирательств на конец 2001 г.: 87.
Число разбирательств, зарегистрированных в 2001 финансовом году: 12.

МЦУИС стимулирует иностранные инвестиции, обеспечивая международные механизмы урегулирования и арбитражного рассмотрения инвестиционных споров. Тем самым МЦУИС способствует созданию атмосферы взаимного доверия между государствами и иностранными инвесторами. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и изданием публикаций в области арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

МЦУИС является механизмом урегулирования (с помощью процедуры примирения или арбитражного разбирательства) инвестиционных разногласий между иностранными инвесторами и принимающими их странами.

Управление информационно-коммуникационными технологиями в глобальном масштабе
Global Information & Communication Technologies Department - GICT

Управление ИКТ - профильное подразделение Всемирного Банка по инвестициям в информационно-коммуникационные технологии.  Созданное в 2000 г. управление объединяет практику частных инвестиций МФК с консультативным государственным сектором и финансовой мощью Всемирного Банка для обеспечения правительственных органов, частных компаний и общественных организаций капиталом и экспертной оценкой необходимой для развития и применения ИКТ в целях борьбы с бедностью и ускорения развития.

Управление ИКТ было создано как средство, направленное на удовлетворение потребностей в ИКТ Группы ВБ и способствующее достижению поставленных целей.

Задачи GICT

·         ускорить участие стран-клиентов в глобальной информационной экономике;
·         создать благоприятные условия для частного инвестирования в информационные инфраструктуры с целью распространения ИКТ в развивающихся странах, что приведет к уменьшению уровня бедности и повышению уровня жизни;
·         оказать поддержку инновационным проектам, способствующим внедрению ИКТ, ускоряющих социально-экономическое развитие в бедных и развивающихся странах.

GICT непосредственно отвечает за реализацию

·         расширения сектора и проведение организационных реформ, предоставляя техническую и консультационную помощь по вопросам:
·         политики и реформ в управлении;
·         политических условий и норм регулирования для организации работы Интернета и его приложений, служб почты и радиопередач, а также для взаимодействия между этими секторами;
·         разработки норм регулирования и создания условий для обеспечения устойчивости развития конкурентоспособных рынков;
·         мобилизации и создания условий для частных инвестиций и финансовой поддержки растущего доступа к ИКТ.

Группа Всемирного Банка вносит существенный вклад в развитие телекоммуникаций. На сегодняшний день ВБ финансирует пакет, включающий 60 проектов по ИКТ в государственном секторе на сумму 4,5 млрд. долларов США. На конец 2002 финансового года 106 ИКТ проектов в частном секторе были утверждены МФК на общую сумму более 4 млрд. долларов США, в том числе 2 млрд. долларов за счет собственных средств МФК. По итогам совместного аналитического обзора деятельности ВБ и МФК, ИКТ сектор признан лучшим исполнительным звеном ВБ.

Впечатляют масштабы деятельности ВБ по поддержке реформ телекоммуникационного сектора. Более 63 стран получили гранты или кредиты ВБ на проведение реформ.

Для выполнения своей миссии и намеченных целей GICT выработал четыре основных направления:

·         консультирование по вопросам организации ИКТ сектора, в том числе телекоммуникаций (либерализация, приватизация, распорядительные органы), Интерната (сетевое соединение, э-правительство и э-коммерция), служб почты и радиопередач;
·         инвестиционная поддержка государственных компаний для ускорения реализации реформ, в случае предоставления правительством твердых обязательств по проведению реформ и для государственных субсидий частных ИКТ инфраструктур в сельской местности и бедных городах, а также для организации общественных почтовых сетей;
·         инвестирование частных провайдеров ИК инфраструктур, служб и технологий;
·         предоставление грантов на первоначальное субсидирование и создание благоприятных условий для развития ИКТ проектов.

Подразделения GICT

Отдел инвестирования связи погашает первоначальный долговременный долг и обеспечивает финансирование за счет собственных средств  телекоммуникационных инфраструктур, соединений широкополосных сетей, средств радиопередачи и секторов спутниковой связи.

Отдел инвестирования информационных технологий обеспечивает финансирование за счет собственных или частично-собственных средств ИТ компаний, которые находятся на средней или завершающей стадии формирования.

Отдел кредитов и ценных бумаг управляет портфелем ценных бумаг ИКТ сектора МФК и осуществляет проверку кредитования.

Политический отдел проводит консультации по аспектам регулирования и политики, а также осведомления органов государственного управления по вопросам телекоммуникаций, служб почты и радиопередач, электронного управления.

Политический отдел включает несколько секторов, каждый из которых сфокусирован на решении определенного круга задач.

Сектор реформ политического отдела предоставляет консультационные услуги для правительств государств по широкому спектру вопросов, относящихся к организации рыночных отношений (структура рынка ИКТ, конкуренция, регулирование и приватизация). Особое значение придается переходу от государственно-монополистической торговли к динамичным, конкурентоспособным рыночным структурам, опирающимся на частный сектор. В этой сфере отдел консультирует по проблемам стратегии и планирования реформ, последовательности либерализации, законодательству и нормам регулирования, лицензированию, управлению радиодиапазоном, приватизации монополий, преодолению инвестиционных барьеров и по другим политическим вопросам.

Сектор Интернета, конвергенции и э-стратегий консультирует относительно политических аспектов применения Интернета и конвергенции телекоммуникаций, вычислительной техники и транслирования (стратегии национальных информационных инфраструктур - э-стратегии, э-коммерция, э-правительство и нормы регулирования, права интеллектуальной  собственности, информационная безопасность, в том числе шифрование, аутентификация, цифровая подпись).

Сектор политических, регулирующих и институциональных мероприятий оказывает помощь в разработке мер по обеспечению универсального доступа к базовой телефонии, а также к почтовым и другим ИКТ службам. Банковское финансирование может быть использовано для субсидирования частных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию и направляющих свою деятельность на расширение рынка  ИКТ услуг. Финансовая помощь предоставляется (совместно с отделом грантов - infoDev) также для улучшения доступа к информации и правительственным службам в сельских и удаленных местностях за счет использования общественных телецентров, общедоступных информационных  центров, учреждений почты и учебных заведений.

Сектор  ИКТ приложений обеспечивает, на стадиях планирования, реализации и поставки, проекты по организации общедоступных информационных  центров, поставке электронных приложений для э-правительства, подключению учебных заведений к Интернету, созданию систем для налоговых органов.

Отдел грантов, также известный как infoDev, осуществляет финансирование инноваций ИКТ в социальной сфере с помощью доноров.

Программа "Информация в поддержку развития" (Information for Development Program - infoDev) - это программа предоставления грантов за счет различных доноров. Учрежденная в 1995 г. программа поддерживает инновационные проекты, демонстрирующие эволюционную способность ИКТ приложений. Задача infoDev заключается в использовании ИКТ для социально-экономического развития, причем особое значение придается беднейшим развивающимся странам.

InfoDev работает как "венчурный фонд" ("venture fund") в поддержку идей. Он также предлагает механизм для быстрого развертывания целевой технической помощи в непредвиденных ситуациях. Программа создает условия для выгодного партнерства, мобилизуя интеллектуальные и финансовые средства для социально-экономического развития в век глобальной информатизации.

С 1998 г. в рамках infoDev было профинансировано более 250 проектов в среднем на сумму 17.7 млн. долларов США в год. Проекты infoDev включают политические исследования, применение инновационной продукции, обмен информацией и знаниями, и соответствующие приложения в образовании, здравоохранении, охране окружающей среды, государственном управлении и э-коммерции.

Россия и Всемирный банк

Связи Всемирного Банка с Россией начались еще в период создания Банка и МВФ в г. Бреттон-Вудс в июле 1944 года. Однако Советское правительство не подписало соглашение и не стало членом этих международных финансовых институтов. И лишь после проведения коренных изменений в политическом курсе в конце 80-х годов, Советское руководство стало проявлять интерес к установлению связей с Банком и МВФ.

Результатом встречи "Большой Семерки" в Лондоне в 1991 году стало вступление СССР в международные организации в качестве ассоциированного члена. В июле 1991 года Советский Союз подал заявку на вступление в члены МВФ и четырех организаций Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной Финансовой Корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ).

27 августа 1991 года Исполнительные директора Всемирного банка одобрили создание специального трастового фонда технического сотрудничества в размере 50 млн. долл. США для оказания технического содействия экономическим реформам в СССР.

В ноябре 1991 года Президент Всемирного банка Льюис Т. Престон нанес официальный визит в СССР. В результате этого визита было подписано соглашение о техническом сотрудничестве между Банком и Советским правительством. Россия оказалась одной из четырех стран бывшего CCCР, согласившихся участвовать в работе Банка.

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл свое временное представительство в Москве.

7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года.

Первоначально в рамках помощи Всемирного банка особое внимание уделялось, прежде всего, жизненно важной роли вновь создающегося частного сектора, а также вопросу поддержания финансовой стабильности в течение переходного периода. В первые годы деятельности Банка в России программа кредитования была направлена, главным образом, на реализацию проектов восстановления объектов промышленности, особенно энергетики, инфраструктуры и окружающей среды, а также на институциональное развитие. Кроме того, для оказания поддержки в институциональном развитии были предприняты значительные усилия в рамках сотрудничества с другими донорами по оказанию технического содействия и подготовке кадров.

В начале 1993 года Банк открывает постоянное представительство в Москве.

В июне 1993 года Банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи.

В ноябре 1994 года Президент Всемирного банка Льюис Т. Престон нанес трехдневный визит в Российскую Федерацию. Во время визита особое внимание было сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на возможных путях оказания Банком содействия в переходе страны к рыночной экономике.

Вследствие нестабильности экономической, политической и административной системы в начале и середине 1990-х годов реформа экономической политики в основном осуществлялось путем проведения аналитической работы и диалога: за исключением Первого и Второго реабилитационных займов, операции, которые бы предусматривали быстрое выделение заемных средств, в программе деятельности Банка отсутствовали вплоть до 1996 года.

После состоявшихся в июле 1996 года выборов и последовавших за ними на протяжении следующего года политических и экономических событий Всемирный банк пришел к выводу, что условия для согласованного осуществления реформ хотя и не гарантированы, но вполне благоприятны. Особенно решительная поддержка реформам, как представлялось, оказывалась на политическом уровне. В стратегии сотрудничества Всемирного банка с Российской Федерацией на 1998-99 гг. (финансовый год начинается 1 июля и заканчивается 30 июня) было учтено это кажущееся "окно возможностей" для поддержки комплексной программы ускоренных структурных преобразований. Стратегия предусматривала выделение значительных объемов кредитования на нужды структурной перестройки для поддержки комплексной программы структурных преобразований, и эти задачи были выполнены.

Разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис негативно сказался на эффективности реализации портфеля проектов Группы Всемирного банка. В июле 1999 г. после проведения тщательного анализа портфеля проектов, как удовлетворительное было оценено положение дел с 33 % проектов МБРР. На российский портфель проектов приходится треть рисковых обязательств Банка. В ходе проведения Обзора российского портфеля проектов (ОРПП) в июле 1999 г были согласованы показатели, которые должны быть достигнуты в ходе реализации проектов в целом, а также по конкретным направлениям деятельности по каждому проекту.

Результаты проведенного в феврале 2001 г. ОРПП показали, что темпы реализации портфеля проектов в основном восстановлены. По состоянию на февраль, как удовлетворительное было оценено положение дел с 80 % проектов по сравнению с 76 % согласно ОРПП, проведенному в июле 2000 г. Рейтинг реализации портфеля проектов в настоящее время превысил пиковые показатели, зафиксированные до августовского кризиса 1998 г. Эти положительные результаты были достигнуты в результате проведения в период с июля 1999 г. следующих мероприятий: (i) реструктуризация и аннулирование компонентов инвестиционных проектов на сумму около 1 млрд. долл.; (ii) энергичные усилия Правительства по выполнению условий, необходимых для внесения изменений в 12 проектов; и (iii) закрытие четырех проектов, которые были признаны неудовлетворительными. Банк предложил Правительству провести в ходе Весенней встречи коллективное обсуждение при участии российской делегации и сотрудников региональных и отраслевых отделов Банка вопросов повестки дня и механизмов проведения следующего Обзора российского портфеля проектов. Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил Отчет о ходе выполнения Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Российской Федерацией (Пересмотренная КАС). Последний вариант Совместной стратегии сотрудничества Всемирного банка и МФК с Российской Федерацией обсуждался на заседании Совета исполнительных директоров 23 декабря 1999 г. На этом заседании впервые в полном объеме была сформулирована стратегия Группы Всемирного банка в России после августовского кризиса 1998 г. Несмотря на то, что эта стратегия разрабатывалась в условиях стабилизации экономики, на принятие решения повлияла значительная экономическая и политическая неопределенность.

Тем не менее, позитивное развитие событий в России в течение последнего года, в частности, укрепление экономической и политической стабильности, реализация программы экономических реформ и улучшение результатов реализации финансируемых Банком проектов, послужило толчком для наиболее активного участия Группы Всемирного банка в сотрудничестве за весь период после августовского кризиса. Согласно пересмотренной стратегии КАС, в проведении программы сотрудничества с Россией Группы Всемирного банка будет по-прежнему уделять больше внимания реформе системных направлений экономической политики и институтов и принятию соответствующих шагов на региональном и местном уровнях в целях налаживания общего диалога по вопросам экономической политики и создания условий для ее последовательного проведения на всех уровнях государственного управления. В рамках этой деятельности планируется уделять больше внимания повышению эффективности работы государственных учреждений, ускорению процесса реструктуризации предприятий, создания более благоприятных условий для инвесторов и развитию системы социальной защиты населения.

В прошлом финансовом году (2001 финансовый год начался 1 июня 2000 г и закончился 30 июня 2001 г.) Россия получила от Всемирного банка около 600 млн. долл. США на реализацию 6 проектов, в их числе: (1) проект развития городского транспорта в Москве (60 млн. долл. США), (2) проект развития систем городского теплоснабжения в Российской Федерации (86 млн. долл. США), (3) 200 млн. долл. США на проект содействия угольному и лесному секторам промышленности, направленные на повышение эффективности этих отраслей на основе оценки экологического воздействия и обеспечения устойчивого развития, (4) 122,5 млн. долл. США на проект, предусматривающий предоставление крайне необходимых прямых инвестиций на развитие систем водоснабжения и канализации в 14 российских городах, (5) 80 млн. долл. США на проект содействия миграции из районов Крайнего Севера, направленный на оказание помощи россиянам в добровольном переселении из районов Крайнего Севера в другие районы, и (6) проект содействия реформе в области образования (50 млн. долл. США), предусматривающий апробирование на федеральном и региональном уровнях моделей и механизмов для создания организационных и экономических условий в целях повышения качества общего среднего и профессионально-технического образования.

После вступления Российской Федерации во Всемирный банк в 1992 г. Банком было предоставлено более 12.4 млрд. долл. США в виде займов на реализацию 51 проекта. На сегодняшний день 33 из этих проектов находятся в стадии осуществления, а общая сумма принятых Банком на себя обязательств, с учетом аннулирования некоторых сумм, составляет 11,33 млрд. долл. США. По состоянию на 1 августа 2001 г. совокупная сумма выделенных Российской Федерации средств составила 7,74 млрд. долл. США (включая 2,75 млрд. долл. США на инвестиционные займы и 4,95 млрд. долл. США на займы для структурной перестройки экономики).

В настоящее время важнейшим проектом Всемирного банка для России в сфере ИКТ является реформа федерального казначейства. Первый транш Всемирного банка был выделен в июле 2002 года в размере 150 млн. долл. На проведение этой реформы Россия рассчитывает получить от ВБ порядка 400 млн. долл. Проект реформирования федерального казначейства предполагает софинансирование из федерального бюджета. Основная задача проекта - техническая модернизация структурных подразделений казначейства. Рассматриваются также проекты информатизации Таможенной и Налоговой служб.

Российские организации также получали грантовую поддержку Всемирного банка по Программе infoDev. Так во втором квартале 2002 г. два крупных российских проекта получили финансовую поддержку (см. infoDev Quarterly Report April 1 to June 30, 2002).

"Siberian Development Net: Russian regional approach to stimulating economic growth". Участники проекта - региональные муниципальные некоммерческие фонды поддержки малого бизнеса. Общая стоимость проекта - 82,237 долларов США. Финансовый вклад infoDev - 67,640 долларов США;

"The US/Russia Child Health Care Telemedicine Network". Участники проекта - клиническая больница Санкт-Петербургской медицинской педиатрической академии; Государственный комитет здравоохранения при правительстве Санкт-Петербурга; Джорджтаунский детский медицинский центр (США). Общая стоимость проекта -3,750 тыс. долларов США. Финансовый вклад infoDev - 250 тыс. долларов США.


http://www.worldbank.org
http://www.worldbank.org.ru/rus/group/
http://info.worldbank.org/ict/gict.cfm
http://www.infodev.org

И.Н.Герчикова Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности, М.:Консалтбанкир, 2002.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100