→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ ЮНЕСКО
Сегодня: 28 марта 2024г.




Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

4 ноября 1946 г. вступил в силу Устав ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, крупнейшей межправительственной организации в системе ООН. Устав был утвержден 16 ноября 1945 г. в Лондоне на учредительной конференции представителей 44 стран.

Предшественница ЮНЕСКО - Международная организация интеллектуального сотрудничества - имевшая права технического органа при Лиге Наций, прекратила свое существование в начале Второй мировой войны. Созданный ею Институт интеллектуального сотрудничества в Париже передал все свои архивы ЮНЕСКО.

Сегодня ЮНЕСКО объединяет 188 государств мира. Штаб-квартира находится в Париже. ЮНЕСКО сотрудничает с более чем 600 неправительственными организациями и фондами, международными и региональными структурами.

Главная цель ЮНЕСКО:

- содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.

В области образования основной задачей организации является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни". Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования. В 137 странах около 4250 школ (в том числе 60 российских) участвуют в разработанном ЮНЕСКО проекте ассоциированных школ. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, строительству и оснащению школ.

Структура ЮНЕСКО

Политику и основную линию работы, и бюджет организации определяет Генеральная конференция, созываемая 1 раз в два года. Бюджет ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов, которые определяются в зависимости от размера национального дохода страны.

Исполнительный совет, избираемый конференцией, собирается два раза в год. Этот орган несет ответственность за выполнение программы, принятой на конференции.

Генеральный директор также избирается на конференции по рекомендациям Исполнительного совета на 6-летний срок. С 14 ноября 1999 г. этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония), который объявил о начале реформ в деятельности и структуре организации. Предусматривается концентрация работы ЮНЕСКО на приоритетных направлениях и обновление персонала секретариата этой организации.

Организации под эгидой ЮНЕСКО

Карибская сеть развития инноваций в области образования (Caribbean Network of Educational Innovation for Development - CARNEID);
Европейский центр высшего образования (European Centre for Higher Education - CEPES, Бухарест);
Международный центр технического и профессионального образования (International Centre for Technical and Vocational Education and Training, Бонн);
Международный институт образования Латинской Америки (Instituto Internacional de la UNESCO para la Educaciуn Superior en Amйrica Latina y el Caribe - IESALC);
Международное бюро образования (International Bureau of Education - IBE, Женева);
Международный институт планирования образования (International Institute for Educational Planning - IIEP, Париж);
институт образования ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Education - UIE, Гамбург);
международный институт ЮНЕСКО по повышению качества образования в Африке (UNESCO International Institute for Capacity Building in Africa - IICBA);
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (UNESCO Istitute for Information Technologies in Education - IITE, Москва).

Программы ЮНЕСКО

Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере являются такие, как "Человек и биосфера" (участвуют 94 страны, направлена на защиту окружающей среды), "Плавучий университет" (разработана на базе МГУ, участвуют около 20 стран, ежегодно выделяется 25 тыс. долларов, направлена на исследования в области морской геологии и археологии), "Наука на службе развития" (на программу выделено 85 млн. долларов), программа СИПАР (направлена на взаимодействие науки и промышленности).

В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена в рамках Международной программы развития коммуникаций (МПРК), утвержденной на 21-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 г. МПРК оказывает поддержку развивающимся странам в создании национальных структур массовой информации: радио, телевидения, печати, информационных агентств. В настоящее время по линии МПРК реализуется свыше 100 национальных и региональных проектов.

В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита культурного наследия. В 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране мирового культурного и природного наследия, участниками которой в настоящее время являются более 150 стран. Был создан специальный комитет, задачей которого стало составление списка объектов мирового культурного и природного наследия, подлежащих охране. Список включает художественные, исторические и природные памятники. Сейчас в Списке значатся более 690 объектов из 120 стран.

В 2000 г. ЮНЕСКО обратилась ко всем странам-членам с призывом создать Список невидимого культурного наследия, к которому относятся объекты нематериальной культуры - народные промыслы, редкие национальные языки, фольклор.

Деятельность ЮНЕСКО в сфере ИКТ

Два важнейших направления деятельности ЮНЕСКО в сфере ИКТ - образование; коммуникации и информация.

ЮНЕСКО проводит исследования по использованию информационных технологий в образовании и государственном управлении. Основной программой в этой области является Программа базового образования для всех, признанная в качестве главного приоритета на 2002-2003 гг. на Всемирном форуме по образованию (Дакар, Сенегал, апрель 2000 г.). Принимая во внимание процесс глобализации и усиление взаимодействия таких сфер деятельности человека, как социология, экономика, культура, наука и технологии знания приобретают быстро возрастающее значение. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования играет важную роль с точки зрения ориентации программы на междисциплинарную деятельность.  Одним из главных направлений деятельности программы является - "Содействие использованию информационных и коммуникационных технологий в целях образования". По мере того как Интернет начал обеспечивать доступ к компьютерным программам и образовательным курсам назрела необходимость в новом подходе к обеспечению качества информационного обслуживания образования. В целях гарантирования качества ЮНЕСКО обеспечивает предоставление консультационных услуг по вопросам политики, проведение обследований, осуществление обзоров новаторских мероприятий, а также организацию совместной деятельности различных учреждений. Ожидаемые результаты программы на конец двухлетнего периода:

·         создание в Интернете портала ЮНЕСКО в области образования в рамках общего портала Организации;
·         электронная публикация обследования, посвященного существующим центрам обмена
·         информацией, порталам и механизмам для оценки учебного программного обеспечения и учебных курсов в электронной форме;
·         совместная деятельность и партнерство с другими частными и государственными центрами информации, знаний и разработок;
·         содействие осуществлению многострановых проектов в области ИКТ и образования;
·         функционирование электронного центра обмена информацией и документирование данных, касающихся обмена материалами;
·         создание и функционирование консорциума;
·         анализ, производство и распространение информации о новаторском и стратегическом использовании ИКТ в целях образования.

Важнейшей программой в сфере развития ИКТ является Крупная программа V "Коммуникация и информация" на 2002-2003 гг., составной частью которой является Программа "Информация для всех". Работы над этой программой начались на рубеже 2000г. В ее основу положены Межправительственная программа по информатике и Общая программа по информации, создавшие технологическую основу развития международных коммуникаций. Программа состоит из пяти разделов:

·         Развитие информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях.
·         Развитие человеческих ресурсов, навыков и умения в век информации.
·         Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации.
·         Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента.
·         Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

Положения программы "Информация для всех" пересекаются с идеями, сформулированными в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества, одобренной главами "большой восьмерки" во время саммита, состоявшегося в июле 2000 года в Японии. Поэтому программу  "Информация для всех" можно рассматривать как вклад ЮНЕСКО в реализацию идей Хартии. Временный международный комитет программы провел два заседания 14 - 15 мая 2001 г. и 2-3 сентября 2002 г. в Париже. Важнейшая задача этой программы - разработка и принятие "Хартии ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия".

Вторым направлением Крупной программы V является содействие расширению доступа к общественному достоянию в рамках Программы "Память мира". Основная задача - содействовать сохранению документального наследия человечества, его широкой популяризации и доступности. В этой области ЮНЕСКО содействует развитию глобальных и региональных информационных сетей. В рамках этой программы происходит развитие всемирного веб-портала ЮНЕСКО как интерактивного тематического портала, предоставляющего широкий спектр услуг членам профессиональных сообществ, государственному и частному сектору, а также широкой общественности. Всемирный веб-портал должен стать он-лайновым справочником для получения информации "Кто, чем занимается и в какой области" и платформой для налаживания взаимосвязей между профессиональными организациями всего мира.

ЮНЕСКО и Россия

Становление ЮНЕСКО проходило при активном участии СССР, хотя его формальное вступление в организацию состоялось лишь в 1954 г. 25 июня 1993 г. в Москве был подписан Меморандум о взаимодействии РФ с ЮНЕСКО, а годом позже в Москве открылось представительство ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО оказывает содействие российской стороне в реформе образования, законодательной деятельности, в области охраны культурного и природного наследия, в адаптации науки, образования и культуры к условиям рыночной экономики. В России осуществляются 13 культурных проектов ЮНЕСКО. Надо сказать, что сотрудничество с ЮНЕСКО является крайне выгодным для России. Российские взносы составляют примерно 4,5 млн. в год долларов, а финансирование за счёт проектов ЮНЕСКО больше в десять-двадцать раз.

В настоящее время проекты ЮНЕСКО в Российской Федерации осуществляются в соответствии со следующими программами:

·         образование для всех на протяжении всей жизни;
·         наука на службе развития;
·         культурное развитие: наследие и творчество;
·         на пути к коммуникационному и информационному обществу для всех.

Наиболее важные проекты в сфере " Естественные и социальные науки":

·         демократизация, управление и участие граждан в жизни общества на пороге нового тысячелетия (совместно с ПРООН);
·         муниципальные центры социальной реабилитации пострадавших от Чернобыльской катастрофы;
·         вопросы миграции населения Восточной и Центральной Европы;
·         программа "Человек и биосфера";
·         реформирование науки;
·         создание международных кафедр ЮНЕСКО (например, Кафедра "Новые информационные технологии в образование и науку", Кафедра "Авторские права и интеллектуальная собственность" и др., всего 35 кафедр). Кафедра ЮНЕСКО "Информатика" создана в 1996 г. на базе Московского государственного педагогического университета, а в 1997 г. в Московском институте электронной техники - Кафедра "Информационные технологии в образовании и науке".

Одним из национальных проектов России является проект "Повышение квалификации работников системы образования в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании". Цель проекта - развитие единой информационной среды в системе образования Российской Федерации. Основные задачи проекта:

·         определить пути включения информатизации образовательного процесса в общий контекст модернизации образования;
·         организовать подготовку руководителей и ведущих специалистов системы образования в области использования ИКТ в школе;

·         дать базовые основы проектирования и анализа региональных стратегий и инфраструктур информатизации образования.

В 1998 году на основании резолюции 6, принятой на 29-й сессии Генеральной конференции, и Соглашения между ЮНЕСКО и Правительством Российской Федерации открыт Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ИИТО (http://www.iite.ru/iite/index). На своем первом заседании (Москва, июль 1999 г.) назначенный Генеральным директором Совет управляющих утвердил первую программу работы Института и принял несколько решений по кадровым вопросам и деятельности Института.

В сотрудничестве с национальными комиссиями и подразделениями ЮНЕСКО на местах ИИТО создает международную сеть национальных центров в целях систематического сбора и анализа соответствующих основополагающих документов, планов действий и основных направлений политики в этой области. Особое внимание уделяется подготовке преподавателей, а также разработке учебных программ и других учебных материалов по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Основные приоритеты деятельности ИИТО:

·         выполнение функций международного центра обмена информацией по применению ИКТ в образовании путем создания сети национальных координационных центров для обмена информацией и опытом;
·         содействие разработке национальной политики и руководящих принципов, касающихся применения ИКТ в образовании;
·         организация субрегиональных учебно-практических семинаров и других мероприятий по подготовке кадров, включая разработку и проверку учебных модулей.

Участвует Россия и в Крупной программе V. В конце 2000 года в соответствии с поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Для работы в Комитете были приглашены ведомства и организации, ответственные за формирование государственной политики в сфере информатизации России. О первых результатах деятельности Российского комитета Программы были проинформированы участники совещания временного международного комитета программы "Информация для всех", состоявшегося в Париже, 14 - 15 мая 2001 г. В рамках реализации Программы в 2001 г. в структуре Кемеровской государственной академии культуры и искусств (КемГАКИ) в рамках реализации программы ЮНЕСКО "Информация для всех" при содействии Отдела библиотек Минкультуры России создан научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Россия рассчитывает на избрание российского представителя в международный комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех".


http://www.unesco.ru/
http://www.unesco.org/

© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100