→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Организация объединенных наций - ООН
Сегодня: 23 апреля 2024г.




Организация Объединенных Наций (The United Nations) - ООН

ООН была создана в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско представителями 50 стран-основателей. В настоящее время членами ООН является 191 государство.

Структура ООН

Уставом ООН учреждены шесть главных органов Организации: Генеральная Ассамблея /ГА/, Совет Безопасности /СБ/, Экономический и социальный совет ООН /ЭКОСОС/, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат. Кроме главных органов в системе ООН существует ряд специализированных учреждений, членами которых являются большинство стран ООН.

Генеральная Ассамблея ООН собирается на ежегодные сессии. Деятельность Организации Объединенных Наций в течение года осуществляется главным образом на основе резолюций Генеральной Ассамблеи. Эта работа осуществляется в рамках:

·         комитетов и других органов, учрежденных Ассамблеей для изучения конкретных вопросов и подготовки соответствующих докладов;
·         международных конференций, созываемых Ассамблеей;
·         Секретариата Организации Объединенных Наций - Генерального секретаря и его штата международных гражданских служащих.

В связи с тем, что на рассмотрение Ассамблеи выносится большое число вопросов (например, в повестку дня Ассамблеи на 51-й сессии (1996/1997 год) было включено 166 отдельных пунктов), большинство их передается на рассмотрение шести главных комитетов: (В скобках указываются условные обозначения соответствующих серий документов)

Первого комитета - Комитета по разоружению и международной безопасности (A/C.1/sess./-)
Второго комитета - Комитета по экономическим и финансовым вопросам (A/C.2/sess../-)
Третьего комитета - Комитета по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (A/C.3/sess./-)
Четвертого комитета - Комитета по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (A/C.4/sess./-)
Пятого комитета - Комитета по административным и бюджетным вопросам (A/C.5/sess./-)
Шестого комитета - Комитета по правовым вопросам (A/C.6/sess./-)

Кроме того, есть Генеральный комитет, в состав которого входят Председатель и 21 заместитель Председателя Ассамблеи, председатели шести главных комитетов и Комитета по проверке полномочий.

Экономический и Социальный Совет был учрежден в соответствии с Уставом в качестве главного органа, который, действуя под руководством Генеральной Ассамблеи, призван способствовать:

·         повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

·         разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; и

·         всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Функции и полномочия ЭКОСОС

Экономический и Социальный Совет обладает следующими функциями и полномочиями:

·         служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и для системы Организации Объединенных Наций;

·         проводить и организовывать исследования, составлять доклады и делать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и относящимся к ним вопросам;

·         поощрять уважение и соблюдение прав человека и основных свобод;

·         созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

·         вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с Организацией Объединенных Наций;

·         согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и вынесения рекомендаций таким учреждениям, а также посредством вынесения рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам Организации Объединенных Наций;

·         оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам Организации Объединенных Наций, а также специализированным учреждениям по просьбе последних;

·         консультироваться с соответствующими неправительственными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Члены ЭКОСОС

Экономический и Социальный Совет состоит из 54 членов, которые избираются сроком на три года Генеральной Ассамблеей. Срок полномочий каждого члена истекает 31 декабря того года, который указан в скобках рядом с названием страны. В настоящее время (2002 год) в состав Совета входят следующие государства:

Австралия (2004), Австрия (2002), Ангола (2002), Андорра (2003), Аргентина (2003), Бахрейн (2002), Бенин (2002), Бразилия (2003), Буркина-Фасо (2002), Бурунди (2004), Бутан (2004), Венгрия (2004), Гана (2004), Гватемала (2004), Германия (2002), Грузия (2003), Египет (2003), Зимбабве (2004), Индия (2004), Иран (Исламская Республика) (2003), Испания (2002), Италия (2003), Камерун (2002), Катар (2004), Китай (2004), Коста-Рика (2002), Куба (2002), Ливийская Арабская Джамахирия (2004), Мальта (2002), Мексика (2002), Непал (2003), Нидерланды (2003), Нигерия (2003), Республика Корея (2003), Пакистан (2003), Перу (2003), Российская Федерация (2004), Румыния (2003), Сальвадор (2004), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (2004), Соединенные Штаты Америки (2003), Судан (2002), Суринам (2002), Украина (2004), Уганда (2003), Фиджи (2002), Финляндия (2004), Франция (2002), Хорватия (2002), Чили (2004), Швеция (2004), Эфиопия (2003), Южная Африка (2003) и Япония (2002).

Решения в Совете принимаются простым большинством голосов; каждый член Совета имеет один голос.

Сессии ЭКОСОС

Экономический и Социальный Совет обычно проводит ежегодно одну основную сессию продолжительностью пять-шесть недель попеременно в Нью-Йорке и Женеве и одну организационную сессию в Нью-Йорке. В рамках основной сессии проводится специальное заседание высокого уровня с участием министров и других высокопоставленных деятелей, на котором обсуждаются важнейшие экономические и социальные вопросы. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных органах - комиссиях и комитетах, - которые регулярно собираются и представляют доклады Совету.

Отношения с неправительственными организациями

Согласно Уставу, Экономический и Социальный Совет может запрашивать мнение неправительственных организаций (НПО), которые занимаются вопросами, входящими в компетенцию Совета. Совет признает, что эти организации должны иметь возможность высказывать свою точку зрения и что они обладают особым опытом или техническими знаниями, которые могут принести пользу работе Совета.

Свыше 1500 неправительственных организаций имеют консультативный статус при Совете. Они подразделяются на три категории:

·         к категории I относятся организации, в компетенцию которых входит большинство видов деятельности, осуществляемой Советом;

·         организации категории II обладают специальной компетенцией в отдельных областях;

·         организациями, включенными в реестр, являются организации, которые в ряде случаев могут содействовать работе Совета, его вспомогательных органов или других органов Организации Объединенных Наций.

НПО, имеющие консультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседания Совета и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они могут также консультироваться с Секретариатом Организации Объединенных Наций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Секретариат ООН - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы Организации Объединенных Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Секретариатом выполняет работы по обеспечению деятельности других органов ООН и реализации решений ООН во всех областях, в том числе обеспечивает составление обзоров экономических и социальных тенденций и проблем и подготовку исследований по устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединенных Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединенных Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Деятельность ООН в сфере ИКТ

Осенью 2001 года была сформирована и официально создана экспертная группа по ИКТ ООН (UN ICT Task Force), которая стала центром международного взаимодействия в области ИКТ и информационного общества. UN ICT Task Force является правопреемницей рабочей группы по ИКТ (Global Digital Divide Initiative Task Force - DOT Force), созданной странами Большой восьмерки в 2000 году в Давосе и завершившей свою работу в 2002 году в Кананаскисе.

Экспертная группа по ИКТ ООН была создана как консультационный орган при Генеральном секретаре ООН при участии Совета по экономическому и социальному взаимодействию и ряда других подразделений ООН.

Задачи экспертной группы по ИКТ ООН делятся на краткосрочные и среднесрочные. Среди краткосрочных задач - создание портала UN ICT TF, информирование лидеров стран - членов ООН, развитие сетей сотрудничества и создание глобальных, региональных и субрегиональных партнерских сетей, мобилизация ресурсов и выработка и проведение стратегии работы со СМИ.

Среднесрочные задачи включают:

·         помощь странам в выработке национальных стратегий ИКТ;
·         поддержку всеобщего участия в выработке международной политики в области ИКТ;
·         улучшение связности сетей, развитие доступности и снижение цены доступа;
·         обеспечение усилий на национальном и международном уровне для создания локальных информационных ресурсов и приложений;
·         поддержка использования ИКТ для борьбы со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями;
·         стимулирование предпринимательства для обеспечения экономического развития;
·         развитие кадрового потенциала, объем и доступности знаний;
·         выполнение консультационных функций для Генерального секретаря ООН.

При этом деятельность экспертной группы по ИКТ ООН проводится в контексте Декларации тысячелетия (Millennium Declaration) Организации Объединенных Наций, т.е. направлена на борьбу с бедностью в целом (снижение в два раза к 2015 году числа жителей Земли, живущих менее чем на один доллар в день). Среднесрочные задачи экспертной группы по ИКТ ООН практически полностью совпадают с пунктами "Генуэзского плана действий". При этом в составе экспертной группы ООН существенно преобладают государственные представители развивающихся стран, хотя (впервые в практике Организации Объединенных Наций) среди членов экспертной группы есть и представители частного сектора и организаций гражданского общества.

Развитием деятельности G8 DOT Force и UN ICT Task Force являются партнерские сети - как глобальные, так и региональные. В частности, для реализации "Генуэзского плана действий" была создана глобальная сеть DOT Force Implementation Network, в которую входят как представители частного сектора, так и неправительственные организации из стран G8 и некоторых развивающихся стран. Под эгидой UN ICT Task Force сформированы несколько региональных сетей, в частности, UN ICT Task Force Regional Node for Europe and Central Asia с центрами в Женеве и в Москве. Региональные сети UN ICT Task Force активно участвуют в решении ряда задач преодоления информационного неравенства и развития информационного общества, в частности, занимаются совместно с ITU (Международный союз электросвязи, International Telecommunication Union) подготовкой Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on Information Society), который состоится в 2003 году в Женеве и в 2005 году в Тунисе.

7-9 ноября 2002 года в Бухаресте состоялась Общеевропейская конференция по подготовке Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, которая определила, что принцип электронной вовлеченности (e-inclusion) должен лежать в основе концепции информационного общества как общества общей пользы. Приоритетами развития ИКТ были объявлены

·         электронное правительство (e-government): больше эффективности и прозрачности,
·         электронный бизнес (e-business): эффективная конкуренция и улучшение условий труда,
·         электронное общество (e-society): расширение локального контента и приложений,
·         электронное обучение и электронное образование (e-learning and e-education): расширение возможностей.

Участие России в деятельности UN ICT Task Force

Россия участвует в работе экспертной группы по ИКТ ООН с момента ее создания. На Пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи 17-20 апреля 2000 экспертная группа по информационным и телекоммуникационным технологиям представила свой первый отчет, в рамках которого было представлено четырнадцать национальных и региональных презентаций, в том числе презентация Российской Федерации.

В апреле 2002 года была открыта Европейская и Центрально-Азиатская региональная сеть экспертной группы ООН по ИКТ (United Nations ICT Task Force Regional Network & World Summit of the Information Society). На официальном открытии в Женеве первый заместитель Министра РФ по связи и информатизации А. Коротков выступил на заседании второй секции встречи, посвященной разработке Европейского узла региональной сети экспертной группы ООН. Он отметил важность решения о создании региональных сетей экспертной Группы ООН по информационным и коммуникационным технологиям. Поскольку такие виртуальные сети уже созданы в Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне, Африке и Арабских странах, создание Европейской и Центрально-Азиатской региональной сети призвано замкнуть всемирное кольцо знаний и телекоммуникаций и обеспечить проведение в жизнь единой технологической политики; решение проблемы создания новых рабочих мест. Совершенствование системы образования и медицины, международную интеграцию и кооперацию.

Россия будет представлена на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, организуемой Рабочей группой по ИКТ ООН в Женеве в 2003 году и в Тунисе в 2005 году.

В Москве 23-24 октября 2002 г был проведен второй этап Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу стран СНГ по подготовке к Всемирной Встрече на высшем уровне по информационному обществу.

В резолюции, принятой на Конференции было заявлено, что важную роль в межгосударственной интеграции информационной инфраструктуры в регионе призваны сыграть Региональное содружество в области связи (РСС) и Координационный совет государств-участников СНГ по информатизации при РСС. Региональное содружество в области связи открыто для международного сотрудничества с другими государствами, деловыми кругами и структурами гражданского общества.

Конференция приветствовало заключение РСС соглашений с АСЭ (Африка), СИТЕЛ (ОАГ) и СЕПТ как важных шагов в развитии межрегионального сотрудничества в области ИКТ, что, в свою очередь, является одним из этапов построения Глобального информационного общества.

Конференция обратилась к международным организациям и инвесторам с предложением о сотрудничестве в развитии ИКТ в регионе, прежде всего в следующих приоритетных областях:

·         разработка и реализация специальной программы помощи менее развитым странам региона, принимая во внимание Стамбульскую декларацию и План действий по сокращению разрыва в цифровых технологиях с учетом местных особенностей развития;
·         развитие сферы социально-значимых информационных услуг, прежде всего телемедицины и дистанционного обучения;
·         создание широкой сети пунктов коллективного доступа на местном уровне в регионах ("киберпочта"), что обеспечивает равные права и возможности для населения удаленных, малонаселенных и труднодоступных районов. Интеграция электросвязи и традиционной почты создаст основу для реализации универсальных услуг, которые могут стать важным фактором развития регионов путем полномасштабного подключения к международному разделению труда;
·         скорейшее построение высокоскоростных каналов связи с максимальным использованием существующих сетей для создания национальных научно-образовательных сетей.

Россия также продвигает инициативу разработки международной конвенции по безопасности в среде информационных и коммуникационных сетей и систем, а также создание международных организаций по оперативному реагированию нарушений безопасности,  выдвинутую в Декларации Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу 24 октября 2002 года. С этой инициативой российские представители выступили на Общеевропейской конференции по подготовке Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Бухаресте 7-9 ноября 2002 года.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100