Международный совет по открытому и дистанционному обучению International Council for Open and Distance Education (ICDE)
Международный совет по открытому и дистанционному образованию
(МСОДО) - всемирная организация, объединяющая учебные институты, национальные
и региональные ассоциации, сообщества, агентства и структуры по вопросам
образования, работающие в области открытого обучения, дистанционного
образования, независимо от возрастной категории.
МСОДО была учреждена в 1938 г. и содействует укреплению
международного сотрудничества в данной области между странами всего
мира. Членами и партнерами МСОДО являются более 7000 организаций из
142 стран: образовательные институты, национальные и региональные ассоциации,
корпорации, агентства и частные лица, работающие в области открытого
и дистанционного образования.
Штаб-квартира расположена в Осло (Норвегия). Кроме того,
совет имеет ряд местных офисов в различных странах мира. Исполнительный
комитет включает: Президента, Генерального секретаря МСОДО, вице-президентов
по различным аспектам деятельности Совета.
МСОДО официально признана Организацией Объединенных Наций
в качестве всемирного неправительственного объединения в сфере открытого
и дистанционного обучения. К ООН Совет присоединяется через ЮНЕСКО,
кроме того, Совет является членом-филиалом Организации Министров образования
стран Юго-Восточной Азии (South East Asian Ministers of Education Organisation,
SEAMEO) и партнером Всемирного Банка.
Задачи и цели МСОДО
Благодаря растущему влиянию образовательных технологий,
системы образования и обучающие системы во всем мире внедряют в настоящее
время новые модели преподавания и обучения. Открытое и дистанционное
обучение теперь находится в самом центре образовательных систем.
Конституция МСОДО служит основой направлений деятельности
совета в 21 веке. Она предусматривает смену модели образования и ставит
целью обеспечить прочное, надежное положение МСОДО в качестве уполномоченной
всемирной организации, включающей большое многообразие культур, наций
и систем дистанционного образования и открытого обучения, действующих
в различных странах всего мира.
Задачи МСОДО:
· содействовать открытому и дистанционному образованию во всем
мире, вместе с тем, учитывая необходимость достижения таких сопутствующих
целей, как гибкая система обучения, продолженное образование, общее
образование и образование для совершеннолетних;
· оставаться эффективной структурой в развивающихся сетях и
системах, действующих в образовательных целях на национальном, региональном
и международном уровнях;
· содействовать возникновению новых образовательных моделей,
которые признают важность открытого и дистанционного образования;
· осуществлять вклад в развитие новых методологий и технологий,
применимых в сфере образования и обучения, в целях усовершенствования
процесса обучения в течение всей жизни человека;
· обеспечить гарантии МСОДО как базовой организации для разработки
международных стратегий и направлений политики, относящихся к открытому
и дистанционному образованию;
· расширять международное сотрудничество в сфере образования
и обучения через национальные структуры;
· создавать соответствующие условия для сотрудничества и планирования
новых образовательных инициатив совместно с организациями в области
культуры;
· проводить форум, открывающий возможности частным лицам, сообществам,
организациям, правительствам и ассоциациям, вовлеченным в процесс открытого
и дистанционного образования, для взаимодействия и повышения профессионального
уровня.
Членство в Совете открывает доступ к широкому спектру
сетей, поиску партнеров и налаживанию связей по всему миру: с университетами,
коллегами, школами, правительствами, межправительственными организациями,
сообществами, учеными, специалистами и академиками в данной сфере.
МСОДО - единственная в мире организация подключения к
открытому и дистанционному образованию по всему миру. Членам МСОДО предоставляются
консультационные услуги, а также, взимается комиссионный сбор за налаживание
партнерских связей и создание альянсов на международном уровне по заниженным
ценам. Совет предоставляет возможности профессионального развития различных
категорий специалистов, работающих в сфере открытого обучения и дистанционного
образования.
Исполнительные директора (chief executive officer) представляют интересы
своих членов-организаций МСОДО в Постоянной конференции президентов
(ICDE Standing Conference of Presidents, SCOP).
МСОДО публикует международный журнал по дистанционному
образованию "Открытые модели" дважды в год. Он свободно распространяется
среди членов-организаций МСОДО. В нем представлена информация со всего
мира о новых разработках в сфере открытого обучения и дистанционного
образования, на его страницах организован форум по взаимосвязи членов
Совета, помещают научные статьи.
Предусмотрены 5 категорий членства: образовательные организации;
структуры и агентства, ответственные за образование; сообщества; частные
лица.
Постояннаяконференцияпрезидентов (The Standing Conference of Presidents
of ICDE member institutions, SCOP)
ПКП была учреждена в 1993 г. в качестве единственного
форума руководителей и исполнительных директоров организаций-членов
МСОДО. Ежегодные заседания и рабочие программы ПКП открывают уникальные
возможности доступа к самым последним разработкам и тенденциям развития
дистанционного образования во всем мире в таких сферах, как политика,
стратегия, технологии, инновации, менеджмент, страхование и соответствие
рынку. ПКП - это закрытый форум ответственных лиц организаций-членов
МСОДО, принимающих решение на политическом уровне. На форуме происходит
обмен информацией, опытом, налаживание сотрудничества, учреждение направлений
деятельности по пропаганде.
ПКП - операционная структура по разработке инициатив
МСОДО, направлений деятельности организационного и стратегического характера.
Для осуществления текущей работы МСОДО назначает специальные группы
и рабочие группы, в состав которых включают признанных на международном
уровне экспертов из организаций-членов МСОДО.
Глобализация и новые технологические разработки, которые
сегодня в огромной степени влияют на системы образования и обучения
во всем мире, вызывают необходимость в систематичном сотрудничестве,
налаживании партнерства, обмене ресурсами и опытом в сфере дистанционного
образования.
Последнее по счету заседание ПКП состоялось 20-22 октября
2002 г. в Претории (ЮАР).
Направления деятельности МСОДО в рамках ЮНЕСКО
МСОДО является одной из 10-ти неправительственных организаций
имеюших официальные отношения с ЮНЕСКО и представленных в Комитете по
связям с ЮНЕСКО. Основные направления деятельности Комитета следующие:
· организация международных конференций неправительственных
организаций каждые 3 года;
· участие в работе совместных программных комитетов, основанных
ЮНЕСКО;
· участие в коллективных консультациях по основным проблемам,
предлагаемых ЮНЕСКО;
· создание комиссий и организация специальных встреч, семинаров
и т.д.
ЮНЕСКО давно заинтересована в открытом и дистанционном
образовании как в средстве решений ряда важных проблем в сфере образования,
например таких, как образование для всех людей без исключения. МСОДО
имеет представительство в ЮНЕСКО не только в Комитете по связям, но
и в других секторах - МСОДО является лидером рабочей группы 30-ти неправительственных
организаций. Направление деятельности группы: "Применение информационно-коммуникационных
технологий в сфере высшего образования в условиях глобализации".
Кроме того, МСОДО и ЮНЕСКО осуществляют совместную деятельность
в рамках
· рабочей группы по среднему образованию;
· совместной комиссии по образованию в поддержку устойчивого
развития;
· совместной комиссии по информационно-коммуникационным технологиям,
созданной Комитетом по связям по инициативе МСОДО;
· симпозиума по вопросам культуры мира.
Всемирные конференции по открытому и дистанционному образованию,
организуемые МСОДО, можно назвать главными международными форумами данной
сферы. Последняя по счету такая конференция состоялась 1-5 апреля 2001
г. в Дюссельдорфе, следующая пройдет в Гонконге 1-5 июня 2003 г.
Сотрудничество с Россией
Услуги МСОДО включают предоставление возможностей развития
рабочих отношений с ассоциациями-партнерами регионального и национального
уровня, доступа к сетям по открытому и дистанционному образованию. МСОДО
проводит региональные конференции в период между Всемирными конференциями.
Генеральный секретарь МСОДО является старшим советником
по вопросам развития открытого обучения в Российской Федерации. В соответствии
с договором от 1 июля 1998 г. Ассоциация международного образования
(Москва) является официальным представителем Секретариата МСОДО в России.
Вице-президентом по связям с Россией и СНГ на период 1999-2002 является
представитель Ассоциации международного образования.
Ассоциация международного образования - неправительственная
некоммерческая организация, создана в 1993 году. Основные цели Ассоциации
Международного образования:
· развитие международного сотрудничества в области образования,
· импорт и экспорт образовательных услуг,
· внедрение инновационных форм и методов образования, дистанционного
образования,
· интеграция отечественных и зарубежных перспективных информационных
технологий.
В июне 2002 г. под председательством министра образования
РФ Владимира Филиппова состоялась встреча Генерального секретаря МСОДО
г-на Ролла с руководителями российских университетов и организаций,
работающих в области открытого и дистанционного образования. Российские
регионы, университеты и государственные структуры были представлены
более 500 участниками.
Генеральный секретарь МСОДО сконцентрировал внимание
на необходимости введения качественных стандартов и повышении эффективности
в высшем образовании, а также подчеркнул тенденции развития международных
рынков в высшем образовании.
В октябре 2002 г. в Москве под эгидой МСОДО состоялась
Конференция "Образовательные технологии для новой экономики".
Цель конференции: обобщение международного опыта по разработке
и применению новых образовательных технологий как важнейшего фактора
ускорения процессов построения информационного общества и "новой"
экономики, основанной на знаниях.
Основное внимание на конференции было уделено обсуждению
следующих проблем:
· Особенности развития образования, подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для "новой" экономики;
· Управление качеством образования в информационных и телекоммуникационных
средах;
· Стандартизация образовательного процесса и технологий обучения
в соответствии с требованиями "новой" экономики;
· Проектирование, разработка, реализация и эксплуатация современных
высокотехнологичных средств учебно-методического обеспечения;
· Дидактика и педагогика новых моделей и систем передачи знаний.
Однако следует отметить, что на Конференции не присутствовали
ведущие российские университеты. В деятельности МСОДО в России в основном
принимают участие специализированные технологические вузы, хотя задачи
МСОДО гораздо шире. Требуется обеспечение широкого освещения в России
решений 21 Международной конференции МСОДО в 2003 г. в Гонконге, привлечение
к деятельности МСОДО более широкого числа российских вузов, а также
координация деятельности с Международной академией открытого образования
(МАОО).