→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Большая восьмерка - G 8
Сегодня: 14 июня 2024г.




Большая восьмерка (G8)

Совещания руководителей индустриально развитых стран мира ежегодно проводятся с 1975 г. Решение об их проведении было принято в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам. Изначально эти встречи были задуманы как консультации лидеров шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и Италии. Затем к ним присоединилась Канада, а с начала 1990-х годов во встречах принимает участие Россия.

Совещания руководителей ведущих стран мира не имеют статуса международной организации, не основаны на каком-либо договоре и, таким образом, не располагают ни постоянным секретариатом, ни другими над национальными органами. Скорее их можно назвать "привилегированным клубом", члены которого наделены практически неограниченными полномочиями и, конечно, несут огромную ответственность. По традиции все решения на совещаниях принимаются единогласно. Предварительная подготовка дискуссий осуществляется высокопоставленными представителями, так называемыми "шерпами" - советниками, затем проходят встречи министров финансов. Совещания министров иностранных дел считаются последним подготовительным этапом перед встречей лидеров мировых держав. Главным политическим документом совещаний обычно является Заявление, которое от имени участников делает лидер страны-устроительницы встречи, готовятся также совместные документы по отдельным проблемам и темам.

Деятельность G 8 в сфере ИКТ

Началом активного международного взаимодействия в области ИКТ и информационного общества можно считать подписание лидерами стран G8 в июле 2000 года Окинавской Хартии глобального информационного общества (Okinawa Charter on Global Information Society). Естественно, подписанию Хартии предшествовала определенная подготовительная работа. Начало процессу было положено в феврале 2000 года, когда в рамках Всемирного экономического форума (World Economic Forum) на ежегодном саммите в Давосе была создана рабочая группа по ИКТ (Global Digital Divide Initiative Task Force). Эта рабочая группа подготовила исходные документы, которые по согласованию с Организацией Объединенных Наций (United Nations) и Советом по экономическому и социальному взаимодействию (ECOSOC) были представлены на саммит лидеров стран G8 и послужили основой Окинавской Хартии. Одновременно была начата подготовка к созданию соответствующей экспертной группы в рамках ООН (UN ICT Task Force).

В Окинавской Хартии глобального информационного общества отмечалось, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИКТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы.

Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как, свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

Важнейшим тезисом Окинавской Хартии являлось признание жизненно важной роли, которую играет в разработке информационных и коммуникационных сетей в информационном обществе частный сектор. Одновременно отмечалось, что задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. Необходимо позаботиться о том, чтобы правила процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государственным и частным сектором, а также транспарентности и технологической нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению делового и потребительского доверия.

Одновременно в Окинавской Хартии отмечался факт возникновения информационного неравенства (digital divide) и необходимость согласованных совместных действий для преодоления его как внутри стран, так и между странами. Каждый человек должен иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям. Лидеры стран G8 подтвердили свою приверженность предпринимаемым усилиям по разработке и осуществлению последовательной стратегии, направленной на решение проблемы информационного неравенства. При этом подчеркивалась необходимость сотрудничества между государствами, частным сектором и гражданским обществом для решения этой проблемы.

В Окинавской Хартии глобального информационного общества объявлялось об учреждении Рабочей группы по возможностям информационной технологии (Digital Opportunities Task Force, сокращенно DOT Force) с целью объединения усилий в целях формирования широкого международного подхода. В соответствии с Окинавской Хартией и решением лидеров стран G8 в DOT Force вошли представители от государства, бизнеса и неправительственных организаций восьми стран G8, представители от государства восьми развивающихся стран (Боливия, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия Сенегал, Танзания, Южно-Африканская Республика) и представители ряда международных организаций (ECOSOC, ITU, OECD, UNDP, UNCTAD, UNESCO, World Bank). Частный сектор был представлен восемью представителям от стран G8 и тремя представителями международных организаций (GIIC, GBDE, WEF).

В создании необходимых условий для развития сектора ИКТ G8 опирается на сотрудничество с рядом международных финансовых организаций, включая банки развития, в частности Всемирный Банк, международных фондов и таких организаций, как Международный союз электросвязи, ЮНКТАД и ЮНДП и др. Сотрудничество с частным сектором - в лице таких организаций, как Глобальная инициатива по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Глобальный диалог бизнеса по вопросам электронной торговли (ГДБ), а также Глобальный форум.

В соответствии с мандатом DOT Force подготовила отчет лидерам стран G8, представленный на рассмотрение на Генуэзском саммите в июле 2001 года и утвержденный в финальном коммюнике Генуэзского саммита. Частью отчета являлся так называемый "Генуэзский план действий" (Genoa Plan of Action), который лег в основу дальнейших действий международных организаций по решению проблемы информационного неравенства.

Генуэзский план действий состоит из следующих девяти пунктов:

1.       Помогать в разработке и внедрении национальных стратегий ИКТ в развивающихся странах

2.       Улучшать связность сетей, развивать доступность и снижать цены доступа

3.       Развивать кадровый потенциал, объем и доступность знаний

4.       Стимулировать предпринимательство для обеспечения экономического развития

5.       Привлекать все страны и слои общества к выработке международной политики в области информационных и коммуникационных технологий

6.       Развивать и поддерживать целевые программы включения наименее развитых стран в глобальное информационное общество

7.       Поддерживать использование ИКТ для борьбы со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями

8.       Прикладывать усилия на национальном и международном уровне для создания локальных информационных ресурсов и приложений

9.       Установить ИКТ как приоритет для многосторонних инициатив в G8 и других международных организациях и программах

Для выполнения намеченных целей были созданы рабочие группы:

·         по вопросам национальных электронных стратегий (Team National E-Strategies);
·         по организации доступа и взаимосвязи (Team Access and Connectivity);
·         кадрового потенциала и знаний (Team Human Capacity and Knowledge);
·         промышленных предприятий и предпринимательства (Team Enterprise and Entrepreneurship);
·         по укреплению глобального политического сотрудничества (Team Global Policy Participation);
·         применения ИКТ в здравоохранении (Team ICT for Health);
·         по вопросам локального содержания и применения программ ИКТ (Team Local Content and Applications).

Развитием деятельности G8 DOT Force являются партнерские сети - как глобальные, так и региональные. Для реализации "Генуэзского плана действий" была создана глобальная сеть DOT Force Implementation Network, в которую входят как представители частного сектора, так и неправительственные организации из стран G8 и некоторых развивающихся стран.

Осенью 2001 года была сформирована и официально создана экспертная группа по ИКТ ООН (UN ICT Task Force) и с этого момента основной центр активности стал перемещаться в эту организацию, хотя DOT Force формально существовала до саммита G8 в Кананаскисе летом 2002 года. Экспертная группа по ИКТ ООН была создана как консультационный орган при Генеральном секретаре ООН при участии Совета по экономическому и социальному взаимодействию и ряда других подразделений ООН.

На последнем саммите G8 в Кананаскисе летом 2002 года DOT Force представил отчет рабочих групп. Часть проектов по основным направлениям была реализована за отчетный период, но некоторые проекты находятся на стадии разработки. Отчет послужил базой для формирования новой рабочей программы и привлечения дополнительных партнеров для выполнения намеченных планов.

DOT Force отметил, что политические дискуссии не были завершены и должны быть продолжены на высшем правительственном уровне государств с привлечением представителей частного сектора и общественных лидеров. В связи с этим DOT Force признал, что Международный экспертный совет по ИКТ ООН (UN ICT Task Force) является центральной организацией по созданию стратегических направлений, установлению политических связей, координации и распространению инициатив по осуществлению глобального плана развития ИКТ.

Россия и Большая восьмерка

Совещание семи крупнейших промышленно развитых стран в Хьюстоне в июле 1990 г. - первая встреча, которая, признав конец "холодной войны" с Советским Союзом, переросла в крупный геополитический форум. Ранее на подобных совещаниях в верхах политические вопросы обсуждались во время обедов или неофициальных бесед. В Хьюстоне политические проблемы были внесены на пленарные заседания.

Год спустя на завершающем этапе саммита в Лондоне к его участникам присоединился (по приглашению стран-участниц) президент СССР М. Горбачев.

В 1992 г. "семерка" пригласила к диалогу Россию, и президент РФ начал участвовать в совещаниях мировых лидеров, которые постепенно стали приобретать формат "политической восьмерки".

Начиная со встречи "семерки" в 1994 г. в Неаполе (Италия), Россия стала принимать участие в обсуждении политических вопросов, стоящих на повестке дня саммитов.

В 1995 г. в Галифаксе (Канада) президент России Б. Ельцин участвовал не только в политической части встречи, но и в обсуждении ряда экономических вопросов совещания.

Встреча в Денвере (США) 1997 г. впервые стала официально называться "саммитом восьмерки".

Саммит, состоявшийся в 1998 г. в Бирмингеме (Великобритания), знаменует дальнейшую интеграцию России в закрытый клуб индустриально развитых стран и фактическое завершение формирования полномасштабной мировой "восьмерки". На встрече был принят заключительный документ, в котором нашли отражение вопросы состояния и развития мировой энергетики, проблемы организованной преступности,  мировой торговли, в частности, предложение США и Японии отказаться от налогов на торговлю через Интернет.

В июне 2001 г. в Генуе (Италия) состоялось 27-е совещание глав государств "группы восьми", в котором Россия принимала  равноправное участие.

26-27 июня 2002 г. в Кананаскисе (Канада) состоялся последний саммит G 8, на котором обсуждались координационные политические и экономические вопросы глобализации, борьба с терроризмом и проблемы Африки. Было объявлено о проведении встречи Большой восьмерки 2006 г. в России.

Россия участвовала в деятельности DOT Force: в состав Совета были включены представители Администрации Президента РФ, компании "Майкрософт Россия" и Союза операторов Интернета. Деятельность России в рабочей группе в основном ограничивалось представительскими целями и обеспечением равноправного участия.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100