→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Европейский союз - EC
Сегодня: 24 апреля 2024г.




European Union (EU)

Краткая историческая справка

Под нынешним названием Европейский Союз официально начал функционировать 1 января 1993 г.
Основой ЕС явились Европейское сообщество угля и стали, учрежденное в 1951 г. и объединившее 6 стран (Бельгию, Францию, Германию, Италию, Люксембург и Нидерланды), затем созданные на его базе в 1957 г. Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Маастрихтский договор 1992 г. утвердил создание Европейского Союза (или Европейского сообщества), включив дополнительно в его задачи расширение сотрудничества в сфере международной политики и безопасности, а также в области правосудия и внутренних дел. Задачей 21 века является расширение ЕС и включение новых стран-членов, особенно из Центральной и Восточной Европы. Устойчивый социальный и экономический прогресс достигается путем создания единых пространств без внутренних границ, в частности, экономического, валютного, таможенного, а в ближайшей перспективе - научного. Разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика, охрана окружающей среды, научные исследования.

Сегодня ЕС включает 15 полноправных стран-членов с общей численностью населения более 370 миллионов человек и несколько десятков ассоциированных стран, готовящихся к вступлению в союз.

ЕС - самый крупный в мире торговый блок, на его долю приходится почти четверть мировой торговли и основная часть помощи развивающимся странам. В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира, имеет статус наблюдателя в ООН, участвует в работе ОЭСР и ежегодных встречах Большой Восьмерки. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ, ныне ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Институты ЕС

Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Двадцать членов Комиссии (по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции) назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. С января 2000 г. Председателем Европейской Комиссии является Романо Проди. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат). На данный момент таких подразделений 26. Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их реализацию. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза, в частности программой Тасис. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия.

Европейский Парламент - собрание 626 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского Парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией. В настоящее время в Европарламенте создано 8 депутатских групп. Депутаты принимают совместные с Советом Министров решения по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Депутаты также самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России, в частности в таких сферах, как приграничное сотрудничество и инициативы по укреплению прав человека и демократии, взаимодействие в области высшего образования, а также в рамках проектов по охране окружающей среды и содействию свободе печати. Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии. Одобрение Парламента требуется и при принятии в ЕС новых членов, заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами. Парламент назначает Омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению жалобы, касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты Парламенту. Последние выборы в Европарламент проводились в 1999 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия).

Совет министров является основным органом, принимающим решения. Он собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов (Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д.). В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают решения путем прямого  голосования. Решения в Совете принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством, и они не могут быть отменены. В Совете министров действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев.

Европейский Совет - включает Глав государств или правительств 15 стран-членов ЕС, а также Председателя Европейской Комиссии. По регламенту Европейский Совет заседает дважды в год (обычно в июне и декабре). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы ЕС, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. Заседания проходят в том государстве, которое в данный момент председательствует в Совете.

Европейский суд проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции. Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим ЕС; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные постановления по делам, переданным ему национальными судами, впрочем, не имеющие юридической силы. Под его юрисдикцию не подпадают области, не охваченные договорами ЕС, например, уголовное право. В соответствии с Маастрихтским договором суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления. Суд состоит из 15 судей (по одному от каждого из государств-членов) и девяти юридических советников. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Счетная палата начала работу в 1977 году с целью проведения аудиторской проверки бюджета Европейского Союза и созданных им институтов. Она состоит из 15 членов, избираемых на шесть лет и полностью независимых в своей деятельности. Счетная палата расположена в Люксембурге.

Европейский Центробанк (ЕЦБ) был образован в 1998 году из банков 11 стран ЕС, входящих на тот момент в так называемую зону "евро" (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). ЕЦБ определяет валютную политику стран ЕС, устанавливает ключевые процентные ставки и управляет официальными резервами Европейской системы Центробанков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание стабильности цен. ЕЦБ также имеет право санкционировать эмиссию банкнот в пределах валютного союза. Правление ЕЦБ находится во Франкфурте, Германия.

Европейский Инвестиционный Банк создан в 1958 году в соответствии с Римским договором. Его задача - оказывать финансовое содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах Союза. Банк предоставляет займы и дает гарантии под проекты, которые представляют интерес для Союза в целом и для нескольких государств-членов и/или по своему масштабу не могут полностью финансироваться за счет собственных ресурсов стран-членов ЕС. Правление банка, состоящее из министров финансов или экономики 15 стран-членов, утверждает основные направления кредитной политики. Совет директоров (25 членов) несет ответственность за руководство банком, утверждает займы и кредиты. Банк расположен в Люксембурге.

Экономический и социальный Комитет является консультативным органом ЕС, а также наблюдает за функционированием единого внутреннего рынка. Комитет состоит из 222 членов, которые представляют различные сферы экономики и социальные группы и независимы в выполнении своих обязанностей. Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет собирается раз в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов - консультативный орган Совета Министров и Комиссии - начал свою работу в 1994 году. Комитет состоит из 222 членов - представителей региональный и местных органов, полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Комитет дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Деятельность ЕС в сфере ИКТ

В декабре 1993 года на сессии Совета Европы в Брюсселе был поддержан доклад Комиссии европейского сообщества "Рост, конкурентоспособность и занятость - вызов и пути в 21 столетие". В мае 1994 года были разработаны конкретные рекомендации по развитию информационных инфраструктур для государств-членов ЕЭС - "Рекомендации Совету Европы: Европа и глобальное информационное сообщество" (доклад М. Бангеманна), а также "План действий" для европейского пути к информационному обществу. В декабре 1994 года в рамках КЕС было создано Бюро по проектам информационного общества (ISPO - Information Society Project Office). Основные работы по формированию концепции общеевропейского информационного общества проводятся по направлению "Технологии информационного общества" в рамках Пятой Рамочной программы исследований и разработок ЕС (1998-2002гг.) и открывающейся Шестой Рамочной программы (2002-2006гг.). В 1999 году состоялась Конференция "Технологии информационного общества -99", на которой присутствовали представители правительств, бизнес сообщества и научных организаций, причем 30% участников представляли страны, не входящие в Европейский союз. На Конференции обсуждались необходимые меры по совместному движению к информационному обществу, включающие технологические, политические и организационные проблемы, а также проблемы международного сотрудничества. Именно на этой конференции КЕС выступила с инициативой "Электронная Европа" (eEurope). На встрече в верхах в Лиссабоне в марте 2000 года была поставлена цель: Европейский союз должен создать самое конкурентоспособное в мире общество, основанное на знаниях к 2010 году. Основные положения программы создания информационного общества в Европе изложены в документе "В сторону Европы, основанной на знаниях. Европейский союз и информационное общество", подготовленном КЕС в октябре 2002 года. В документе содержатся основные результаты реализации Плана действий 2002 принятого лидерами ЕС в Фейре в июне 2000 г. и Плана действий 2005, принятого лидерами ЕС в Севилье в июне 2002 г. В отличие от Плана 2002, предусматривающего широкую программу действий по всем направлениям развития ИКТ, План 2005 делает акцент на социально-экономических приложениях ИКТ, определяя в качестве приоритетных задач эффективный доступ, электронную вовлеченность (e-inclusion) и электронную доступность (e-accessibility).

ЕС И Россия

В 1989 году ЕС подписал первое Соглашение с СССР о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве. Серьезные политические и экономические перемены, начавшиеся в 1991 году, придали новый импульс отношениям. В том же году Европейский Союз начал реализацию программы Тасис, своей крупнейшей программы технического содействия странам бывшего Советского Союза в их переходе к рыночной экономике и демократии. В 1991 году Европейская Комиссия открыла в Москве свое представительство. Основой отношений между ЕС и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано Главами государств или правительств в то время двенадцати стран - членов ЕС, Председателем Европейской Комиссии и Президентом Российской Федерации Б.Ельциным в июне 1994 года на острове Корфу. Промежуточное соглашение о торговле и экономических отношениях вступило в силу 16 февраля 1996 года. СПС было ратифицировано и вступило в силу 1 декабря 1997 года (при вступлении в ЕС новые страны-члены - Австрия, Финляндия и Швеция - также подписали это Соглашение). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве содержит 112 статей, 10 приложений и 2 протокола, а также ряд совместных и односторонних деклараций. Положения СПС касаются развития политического диалога, торговли, бизнеса и инвестиций, платежей и капитала, вопросов конкуренции, защиты интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, развития сотрудничества в области законодательства, экономики (включая, в частности, сотрудничество в области науки и техники, образования и обучения, сельского хозяйства, энергетики, ядерной отрасли и космоса, охраны окружающей среды, транспорта и телекоммуникаций, туризма и т.д.), а также сотрудничества в борьбе с противоправной деятельностью, в сфере культуры и финансов. СПС основано на базовых принципах, разделяемых сторонами, от содействия миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и определяет повестку дня переговоров о возможности создания зоны свободной торговли. Соглашение содержит положения, в соответствии с которыми Россия и ЕС предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования и стремятся к ликвидации импортно-экспортных ограничений. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве значительно расширяет круг сложившихся отношений. Оно устанавливает институциональную основу для совершенно нового политического диалога между Россией и ЕС. В соответствии с Соглашением обе стороны обязуются проводить дважды в год встречи на высшем уровне: один раз в Москве, а один раз в столице страны - члена ЕС, занимающей в это время пост председателя ЕС. Кроме того, каждый год проходят другие встречи на высоком уровне, а именно между министрами (Совет сотрудничества), парламентариями (Комитет парламентского сотрудничества) и старшими должностными лицами (политические директора, Комитет сотрудничества с системой подкомитетов по техническим вопросам). Политический диалог содействует переходу России к рыночной экономике, укреплению демократических институтов и прав человека. В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял "Коллективную стратегию" в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России является политической основой для отношений между ЕС и Россией. Коллективная стратегия ЕС устанавливает две стратегические цели:

·          существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве закона и процветающей рыночной экономике, которая отвечает интересам народов России и ЕС;
·          интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности сообща решать проблемы нашего континента.

Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз будет работать с Россией, международными организациями и другими партнерами, разделяющими те же взгляды, для достижения следующих принципиальных целей:

·          укрепление демократии;
·          интеграция России в общее европейское экономическое и социальное пространство;
·          сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
·          решение задач, единых для Европейского континента (таких как энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками и людьми, отмывание денег).

Европейский Союз также осуществляет ряд инициатив для реализации принципиальных целей стратегии в следующих областях:

·          диалог по политическим вопросам и вопросам безопасности;
·          диалог по экономическим вопросам;
·          торговля и инвестиции;
·          диалог по энергетике;
·          борьба с организованной преступностью;
·          программы установления партнерских связей.

Каждая следующая страна - Председатель Европейского Союза представляет рабочий план для реализации этой Стратегии, анализируя и оценивая действия Союза, а также анализируя ситуацию в России.

Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999 года Россия утвердила свою Стратегию развития отношений с ЕС до 2010 года, которая определяет задачи развития двусторонних отношений и средства их решения. Она является продолжением общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента и взаимодополняемости их экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает "строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия". Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделила приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях:

·          стратегический характер партнерства между Россией и ЕС;
·          расширение формата и повышение эффективности политического диалога;
·          взаимное развитие торговли и инвестиций;
·          сотрудничество в финансовой области;
·         учет интересов России при расширении ЕС;
·          развитие инфраструктуры общеевропейского сотрудничества;
·          сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности;
·          развитие приграничного сотрудничества;
·          совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества. Сближение законодательства сторон в области экономики и технических стандартов;
·          сотрудничество в правоохранительной сфере;
·          повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества;
·          обеспечение реализации стратегии в России.

Представительство Европейской Комиссии в ранге дипломатической миссии работает в Москве с 1991 года. Всего в различных странах мира работают 123 представительства Европейской Комиссии. Представительство в России осуществляет следующие функции: работа на службе интересов Европейского Союза в целом, объяснение и осуществление политики ЕС; анализ политики Российской Федерации; проведение переговоров в соответствии с мандатом, полученным от штаб-квартиры; содействие реализации всех соглашений, заключенных между ЕС и Россией, в особенности Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), а также двусторонних программ сотрудничества, в частности Программы Тасис и Европейской Инициативы в Области Демократии и Прав Человека.

Общее европейское экономическое пространство

На саммите Россия - ЕС (17 мая 2001 года) было принято решение учредить совместную Группу высокого уровня (ГВУ) по разработке концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко и Комиссара ЕС К. Паттена. На саммите Россия - ЕС (Брюссель, 3 октября 2001 года) был определен мандат ГВУ на разработку концепции более тесных экономических связей между Россией и ЕС. Этот мандат и его выполнение должны быть рассмотрены на встрече Россия - ЕС на высшем уровне не позднее октября 2003 года.

Общая цель ОЕЭП заключается в установлении между ЕС и Россией привилегированных отношений, прежде всего в сфере сближения в области законодательства и регулирования, а также содействия торговле и инвестициям.

Первый доклад ГВУ был подготовлен к саммиту Россия - ЕС 29 мая 2002 года, второй доклад представлен в ноябре 2002 года. На майском саммите 2002 года были определены следующие приоритеты в рамках первого этапа рабочего плана: оценке экономических последствий от создания ОЕЭП, возможностях сближения в нормативной области и рассмотрении конечных целей ОЕЭП. Стороны поручили независимым исследовательским организациям провести ряд исследований по оценке последствий экономической интеграции. Российские эксперты проводят анализ последствий устранения барьеров в торговле и инвестициях для каждого из ключевых секторов в соответствии с рабочим планом.

Первая серия исследований была посвящена исследованиям в пилотных областях: аудит и бухучет; стандарты, техническое регулирование и оценка соответствия; алюминиевая промышленность. Вторая серии исследований, которая проводятся в настоящее время, посвящена таможенной сфере, конкуренции, транспорту, услугам по космическим запускам, черной и цветной металлургии и сельскому хозяйству. Заключительная стадия исследований - финансовые услуги, телекоммуникации и госзакупки - будет завершена в 2003 году.

Особое внимание в исследованиях уделяется возможностям по сближению в области регулирования и устранению нетарифных барьеров в сфере торговли и инвестиций в контексте выявления, с одной стороны, препятствий на пути интеграции и, с другой стороны, элементов, которые способны обеспечивать продолжительный и устойчивый экономический рост.

Концепция ОЕЭП в соответствии с мандатом ГУВ должна быть выработана к октябрю 2003 года.

Сотрудничество ЕС и России в сфере ИКТ

Научно-технологическое сотрудничество Европейского Союза и России, так же как и других стран СНГ, осуществляется по линии программ Евратома, рамочных программ ЕС, программ INTAS и Тасис, Международного научно-технического центра, EUREKA и COST.

Рамочные программы ЕС - это четырехлетние программы научно-технологического развития, рассчитанные на участие не только стран-членов ЕС, но и ассоциированных государств, а также готовящихся к вступлению в союз или имеющих с ЕС договор о сотрудничестве. Первая РП была инициирована в 1984 г. В ноябре 2002 г. состоится открытие Шестой РП. Составной частью этих программ является INCO-Copernicus, предназначенная для участия стран СНГ, включая Россию.

Информационная сеть по обмену опытом INCO-Copernicus была создана в июле 1998 г. и получила название IDEALIST-EAST (Распространение информации и европейской базы знаний по программе "Развитие информационных систем в интересах общества" (IST), в Центральной и Восточной Европе и СНГ). Специальными целями сети являются: расширение информированности относительно различных возможностей для стран, указанных регионов, включая СНГ, которые связаны с программами ЕС в области информационно-коммуникационных технологий; расширение информированности среди научно-технологического сообщества ИКТ западных стран относительно возможностей сотрудничества с организациями восточных стран; расширение сферы поиска партнеров в области ИКТ сотрудничества между Западом и Востоком. Сеть IDEALIST объединяет 20 стран-членов: 6 - полноправных и ассоциированных государств ЕС, 8 - Восточной и Центральной Европы и 4 - из СНГ (Россия, Белоруссия, Грузия. Украина).

Каждая последующая рамочная программа была эволюционна по отношению к предыдущей, так как менялись приоритеты развития научно-технологической сферы, соответственно изменялись цели научных исследований и условия участия стран, не входящих в состав ЕС. Так как новая, Шестая Рамочная программа является революционной по сути, ставя главной целью создание Единого Европейского Научного Пространства, то мобилизация научного потенциала для достижения этой цели и определила принципиально иные, в отличие от предыдущих рамочных программ, условия участия. Теперь страны СНГ, включая Россию, имеют право подавать заявки на участие в любых  направлениях деятельности в рамках программы и при этом получают возможность финансирования наравне с партнерами из полноправных или ассоциированных стран-членов ЕС.  Одной из тематических программ  6РП является "Развитие информационных систем в интересах общества" (IST)

INTAS (International Association for promotion of cooperation with scientists from the New Independent States of the former Soviet Union - Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из новых независимых государств, т.е. бывших республик СССР) - действует под эгидой ЕС, включает все страны-члены ЕС, финансируется из бюджета рамочных программ (95% бюджета INTAS обеспечивает ЕС) и на основе добровольных взносов стран ЕС. Бюджет INTAS до конца 2002 г. - 75 млн. евро, из которых 70 млн. евро поступают из бюджета Пятой Рамочной программы. INTAS финансирует научные исследования многих направлений в области физики, химии, биологии, математики и гуманитарных наук, куда, в частности включены телекоммуникации и информационные технологии.

В 1991 г. Европейским Союзом была разработана и ныне действует программа Тасис, созданная специально для бывших республик СССР (кроме Эстонии, Латвии и Литвы) с целью установления прочных экономических и политических связей между ЕС и СНГ. Позже в программу была включена Монголия. Тасис безвозмездно финансирует научно-исследовательские проекты  этих стран на основе тендеров, руководствуясь главным критерием - предлагаемые новые разработки должны находиться в соответствии с политикой перехода к рыночной экономике и демократическому обществу. Расходование выделяемых средств по утвержденным субсидируемым проектам производится по итогам совместных решений представителей Тасис и страны. Основными приоритетными областями финансирования являются: реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора; создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания; развитие инфраструктур энергетики, транспорта и связи; обеспечение ядерной безопасности и охрана окружающей среды; реформа системы государственного управления; социальные услуги и образование. Каждая страна выбирает приоритетные сектора, исходя из своих потребностей. Подпрограмма Тасис "Бистро", предназначенная для реализации краткосрочных проектов, направленных на решение региональных проблем для России, Украины, Грузии, Армении и Казахстана, включает, в частности финансирование проектов в сфере телекоммуникаций.

В 1991 г. Россия, США, ЕС и Япония основали в Москве Международный научно-технический центр (МНТЦ) для перепрофилирования высокопрофессиональных научных и инженерных кадров из стран СНГ, работавших прежде в оборонном секторе на работу в гражданских отраслях науки. На деятельность центра ежегодно выделяется 17 млн. евро, из которых Россия получает около 90%. Центр оказывает поддержку научно-исследовательским проектам в области: энергетики, ядерной безопасности, экологии, биотехнологий, космических технологий, информационно-коммуникационных технологий, фундаментальных исследований, материаловедения и т.д.

Кроме того, необходимо отметить, что в последние годы Россия и ЕС сотрудничали на многонациональном уровне в рамках программы EUREKA и нескольких направлений программы COST.

EUREKA - Европейское агентство по научному сотрудничеству, созданное в 1985 г. по инициативе Франции и Германии. В настоящее время программа включает 29 стран, в том числе, Россию и государства ЕС. Группа высокопоставленных представителей включает делегатов стран-членов EUREKA и определяет приоритетные направления научно-исследовательских промышленных разработок. Сейчас к таким направлениям отнесены: энергетика, экология, разработка новых материалов, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии. 

Программа COST, созданная в 1971 г., нацелена на европейское сотрудничество в области научных исследований и технологий во всех сферах. Планирование осуществляется совместно, финансирование - на национальной основе. Проекты COST не являются частью какой-либо общей программы. COST включает страны-члены ЕС, а также ряд государств Восточной Европы и Средиземноморья. 14 научно-исследовательских институтов России принимали участие в работе над научными проектами COST.


http://www.eur.ru/
http://europa.eu.int/
http://www.cordis/lu
http://www.cordis.lu/inco2/
http://www.intas.be
http://www.istc.ru
http://www.eureka.be
http://cost.cordis.lu

© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100