→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества - АPEС
Сегодня: 08 мая 2024г.




Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
Asian-Pacific Economic Cooperation (APEC)

АТЭС - межправительственный форум азиатско-тихоокеанского региона (АТР), имеющий формально консультативный статус. В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, экономического и технического сотрудничества, в том числе в области услуг, капитала и технологий; укрепления открытой многосторонней торговой системы; увеличения степени либерализации торговли и инвестиций в АТР, усиления и стимулирования частного сектора; использования принципов свободного рынка для увеличения преимуществ регионального сотрудничества. На форуме проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Форум создан в ноябре 1989 г. на 1-ой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Канберре (Австралия).

Членами АТЭС в настоящее время является 21 государство и территория: Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, КНР, Гонконг, Тайвань, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Россия, Вьетнам, Перу. В ноябре 1997 г. на саммите в Ванкувере (Канада) было принято решение заморозить расширение форума на 10 лет.

На страны АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема мировой внешней торговли и 40% населения Земли. Совокупный валовой внутренний продукт стран АТЭС превышает 18 трлн. долларов США.

В АТЭС действует институт страны-председателя, обязанности которого в 2002 году выполняет Мексика. В 2003 году страной-председателем будет Таиланд, в 2004 году -Чили.

Цель АТЭС

поддержание экономического роста и развития стран-участниц форума, усиление положительного воздействия растущей экономической взаимосвязи стран АТР.

Отличительной чертой АТЭС является его стремление к решению задач либерализации в области торговли и инвестиций в тесной взаимосвязи с задачами обеспечения экономического развития и ускорения социальных преобразований.

Направления деятельности АТЭС:

·         обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;

·         разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг и инвестиций;

·         сотрудничество в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране окружающей среды;

·         содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010-2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участники АТЭС достигли договоренности ввести режим свободной торговли и инвестиций в АТР к 2010 году для развитых стран и к 2020 году - для развивающихся стран на основе мер по односторонней либерализации.

В целом, все страны АТЭС поддерживают идею либерализации, но существуют различия в том, в какие сроки и на какую продукцию те или иные страны готовы сократить свои тарифы. На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей.

Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий (IAPs), направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В настоящий момент в АТЭС уделяется существенное внимание таким мировым процессам, как экономическая глобализация и создание информационного общества.

Организационная структура АТЭС

На встречах глав государств-членов АТЭС (Economic Leader's Meeting) принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС  состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел и экономики (Ministerial Meeting).

Совещания министров (Sectoral Ministerial Meetings) отраслей: образования, энергетики, труда, науки и технологий, связи, транспорта, финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. проводятся отдельно.

Перед очередной встречей министров регулярно проводятся встречи должностных лиц старшего состава (Senior Officials Meeting - SOM). Должностные лица старшего состава подготавливают рекомендации для решений, принимаемых на уровне министров. Они осуществляют мониторинг и координируют бюджет и рабочие программы для форума АТЭС.

Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структурами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС (APEC Business Advisory Council), который был создан в соответствии с решением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непосредственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секретариат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполняемых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполнительный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятельности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действующих от лица министров).

Ежегодно на встрече министров иностранных дел и экономики государств - членов АТЭС утверждаются рабочие программы для комитетов, подкомитета, одиннадцати рабочих групп и других форумов АТЭС.

Комитет по торговле и инвестициям - КТИ (Committee on Trade & Investment - CTI) включает подкомитеты:

·         по стандартам и подтверждению соответствия;

·         по таможенным процедурам;

и экспертные группы:

·         по доступу к рынку;

·         услугам в сфере:

- телекоммуникаций;

- туризма;

- транспортировок;

- энергетики;

·         по инвестициям;

·         по правам интеллектуальной собственности;

·         по государственным закупкам;

·         по мобильности бизнесменов;

·         по конкурентной политике / дерегулированию.

В задачи КТИ входит содействие повышению экономической активности, развитию сотрудничества в области либерализации и расширения торговли, устранению тарифных барьеров и препятствий для инвестиций.

Важной деятельностью в области ИКТ является работа Экспертной группы по инвестициям по вопросам развития и приложения капитала в "рисковых" сферах, в том числе связанных с внедрением информационных технологий.

Комитет по вопросам бюджета и управления (Budget & Management Committee - BMC) консультирует старших должностных лиц по административно-хозяйственным и бюджетным вопросам, проводит оценку и дает рекомендации по структуре бюджета, составляет ежегодный бюджет АТЭС.

Экономический комитет - ЭК (Economic Committee - EC) включает наблюдательную группу по экономическим вопросам (EC Outlook Taskforce). ЭК анализирует экономические тенденции и вопросы с целью расширения торговли, либерализации инвестиций и укрепления экономического и технического сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе. По итогам проведенных исследований ЭК публикует отчеты для совещания министров. Наблюдательная группа занимается изучением связи между финансовым развитием и экономическим ростом, с 2001 г. исследования посвящены политическим проблемам формирования новой экономики.

Подкомитет по экономическому и техническому сотрудничеству - ПЭТС (SOM Sub-committee on ECOTECH - ESC) помогает старшим должностным лицам в координировании и управлении программами экономического и технического сотрудничества, в определении инициатив, имеющих существенное значение для укрепления сотрудничества. В состав ПЭТС входит группа по экономической инфраструктуре (Group on Economic Infrastructure).

Группы по решению определенного круга задач SOM (SOM Special Task Groups) включают специальную консультативную группу по гендерной интеграции (SOM Ad Hoc Advisory Group on Gender Integration - AGGI) и группу по управлению электронной коммерцией (Steering Group on E-commerce).

В подчинении SOM и отраслевых министров находятся одиннадцать рабочих групп, в том числе группа по телекоммуникациям и информации (ТЕЛ).

Деятельность АТЭС в сфере ИКТ

Основная цель АТЭС в сфере ИКТ - переход к информационному обществу с высоким уровнем развития, возможностью обучения в течение всей жизни и повышением занятости, улучшением качества услуг и условий жизни, достоверной и надежной информацией и технологиями связи и  глобальным доступом к информационным средствам. В принятом в 2001 году "Шанхайском согласии" АТЭС провозгласила новую концепцию, в которой особое внимание должно уделяться "новым тенденциям в экономике". Особое внимание для достижения этой цели АТЭС уделяет использованию механизмов новой экономики и электронной стратегии АТЭС, а также выполнению плана работ цифрового подразделения ТЕЛ, на основе применения революционных достижений ИКТ и признания важной роли частного сектора, как основного партнера в ходе реализации проектов форума.

На Четырнадцатом совещании министров в Лос-Кабосе (Мексика) 23-24 октября 2002 г. рассматривались вопросы повышения эффективности экономического и технического сотрудничества в регионе, становления "новой экономики" с использованием новейших цифровых технологий, содействия малому и среднему предпринимательству. На Совещании была провозглашена инициатива в области "цифровой экономики" (Digital Economy Initiative). Было заявлено, что развитие ИКТ содействует устойчивому развитию, в частности в области сокращения торговых и инвестиционных издержек.  На Десятой встрече глав-государств в Лос-Кабосе 27 октября 2002 года были одобрены первопроходческие (pathfinder) инициативы и в этой сфере: Заявление по торговле и цифровой экономике, взаимное признание соответствия стандартов оценки электронного оборудования, введение электронных сертификатов происхождения товаров, введение систем сбора и передачи информации о пассажирах и др.  Было принято Заявление о реализации задач АПЕК в области торговли и электронной экономики в рамках стратегии "Электронного АТЭС" (e-APEC), содержащее рекомендации по принятию юридической и нормативной базы, способствующей инвестициям и развитию технологий для продвижения электронного предпринимательства и широкополосных сетей, а также разработке программ, стимулирующих доступ к сети Интернет и повышающих навыки работы во всемирной Сети среди жителей наших экономик. В Декларации было отмечено, что количество пользователей сети Интернет в странах-членах АТЭС возросло в два раза с того момента, когда в 2000 году в Брунее АТЭС поставила своей целью обеспечения к 2010 году всеобщего доступа к сети Интернет.

Необходимость либерализации торговли и создания эффективных условий для электронной экономики и реализации товаров и услуг через электронные сети требует отказа от тарифов и других барьеров. Страны поставили своей целью присоединиться к Соглашению по информационным технологиям (Information Technology Agreement) в рамках ВТО.

Страны - члены АТЭС объявили долгосрочный мораторий на таможенные пошлины на электронные сделки.

Для решения поставленных задач проводятся мероприятия по нескольким направлениям.

Информационно - коммуникационная инфраструктура региона (ИКИ).

ИКИ является физической основой для устойчивого развития информационного общества и ключевым фактором глобального доступа к цифровым сетям и расширения информационных возможностей. С целью развития инфраструктуры предпринимаются следующие действия.

·         Активизация развития передовой, защищенной и надежной информационной инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах; обеспечение доступа к информационным средствам по приемлемым для каждого отдельного региона ценам; мониторинг использования ИКТ различными социально-экономическими и пользовательскими группами, в том числе людьми с различным уровнем дохода, а также проведение анализа показателей по половому и возрастному признаку; рассмотрение альтернативных технологий и политических подходов для организации доступа к ИКТ в информационно-отсталых районах.

·         Содействие расширению доступа к широкополосным сетям, в том числе к Интернету через региональные центры сетевого доступа (Network Access Points - NAPs).

·         Исследование воздействия Интернета и широкополосных сетей на экономику, в частности на малые и средние предприятия.

·         Проведение научно-исследовательских работ, изучение финансовых, технических и политических аспектов применения информационных технологий в АТР, уделяя повышенное внимание использованию нового поколения технологий таких, как мобильный Интернет, спутниковые технологии и др.

·         Укрепление сотрудничества с частным сектором в развитии инфраструктур информационной связи, организации широкого доступа, повышении производительности сетей, возможности взаимодействия и защите сетей, и в разработке соответствующих стандартов.

·         Содействие укреплению сотрудничества между правительствами, бизнесменами, академическим сообществом и общественными организациями в решении проблем ИКТ сектора.

·         Выполнение совместных проектов по созданию следующего поколения сетей и технологий.

Политика в области телекоммуникаций и информации и регулирование торговых отношений.

Деятельность АТЭС направлена на достижение полной либерализации сектора телекоммуникаций в АТР. Работы производятся в следующих областях.

·         Разработка объективных соглашений по Интернет взаимодействию, взаимовлиянию, измерению и оптимизации потоков информации, ценообразованию.

·         Улучшение доступа к базовым телекоммуникационным услугам.

·         Продолжение диалога среди политических деятелей и законодателей, по вопросам прозрачности процесса принятия политических решений, структур регулирования, конвергенции, конкуренции, взаимосвязи телекоммуникационных сетей, а также новых технологий.

·         Разработка принципов применения стандартов и соглашений по регулированию;

·         Укрепление сотрудничества с другими заинтересованными форумами АТЭС и международными организациями по изучению политических аспектов электронной коммерции, например возникновения препятствий на пути применения е-коммерции малыми и средними предприятиями.  В 2003 году в Китае должна состояться Ярмарка электронной коммерции.

·         Укрепление сотрудничества, усовершенствованию электронных методов и стандартов использования технологий е-правительства, что приведет к повышению эффективности и прозрачности деятельности правительства, а также расширит доступ деловых людей и граждан к информации и услугам, предоставляемых правительством. В рамках этого направления 2-5 июля 2002 года в Корее состоялся Первый симпозиум по е-правительству, на котором была принята "Стратегия развития е-правительства". Второй симпозиум должен состояться в 2003 году.

Защита информации и сетей.

В этой области экспертные группы АТР заняты развитием таких методов обеспечения информационной безопасности, как электронная подпись и аутентификация.

Развитие интеллектуального потенциала населения.

По данному направлению деятельность сектора ведется по следующим направлениям.

·         Расширение доступа к Интернету и другим информационным услугам.

·         Развитие возможности обучения людей в течение всей жизни.

·         Мобилизация средств, направляемых на информационное обучение.

·         Укрепление сотрудничества между правительствами, деловыми кругами, образовательными и общественными организациями региона по обучению граждан.

·         Организация обмена опытом, стимулирование дистанционного обучения по программам электронной коммерции.

·         Развитие обучения с использованием информационных технологий в развивающихся странах.

В рамках АТЭС действует Образовательный Фонд, а также Консорциум по сотрудничеству в области электронного образования.

Важнейшую роль в разработки стратегии АТЭС в области ИКТ играет Рабочая группа по телекоммуникациям и информации (ТЕЛ), сформированная в 1990 г. для выполнения проектов АТЭС в сфере ИКТ. К основным направлениям деятельности ТЕЛ в этой области относятся: развитие трудовых ресурсов; трансфер технологий и укрепление регионального сотрудничества; политическое регулирование и стандартизация.

В 1995 г. состоялась первая встреча министров по телекоммуникациям и информации. Результатом встречи явилась Сеульская Декларация по информационной инфраструктуре АТР, содержащая десять основных принципов по усовершенствованию торговли и инвестирования в сфере ИТ, развитию телекоммуникаций и информационной инфраструктуры.

На встрече министров по телекоммуникациям и информации в Канкуне (Мексика) 24-26 мая 2000 г. была принята "Канкунская декларация", направленная на развитие информационной инфраструктуры Азиатско-тихоокеанского региона (APII) и Азиатско-тихоокеанского информационного сообщества (APIS). План действий АТЭС по поддержке электронной коммерции в рамках инициативы по оценке готовности к электронной коммерции (E-Commerce Readiness Initiative) предусматривал сотрудничество стран-членов АТЭС в развитии правовой и технологической базы для защиты потребителей, обмена электронными документами и действия электронной подписи в регионе. "Развитие возможностей в области цифровых технологий для обеспечения развития" стало темой встречи министров в Шанхае 29-30 мая 2002 г.

"Активизация использования информационных средств в целях ускорения регионального развития" - главная тема пятой встречи министров, проходившая в мае 2002 г. (Шанхай). В ходе встречи были рассмотрены такие вопросы, как информационная инфраструктура АТР; политика и рыночное регулирование в информационной области; защита информации и сетей; повышение интеллектуального потенциала населения.

На Четырнадцатом совещании министров в Лос-Кабосе (Мексика) 23-24 октября 2002 г. было принято решение о поддержке реализации Стратегии кибербезопасности, разработанной АТЭС ТЕЛ.

Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС играет важнейшую роль в разработки предложений по различным направлениям ИКТ. К числу наиболее важных инициатив ДКС в области ИКТ можно отнести планы по приведению  в соответствие международных стандартов, по принятию мер для улучшения качества электронного обучения, а также для развития малого предпринимательства, оценку готовности к электронной торговле, создание площадки для поиска партнеров и развития торговли в регионе (biz.APEC), сотрудничество в области создания совместимых систем электронного обмена данными (EDI) и ряд других.

Группа по технологиям ДКС работает над обеспечением готовности к электронной торговле и "электронному правительству", также занимается разработкой комплекса мероприятий по сокращению "цифрового разрыва" между экономиками АТЭС.

В феврале 2001 года на заседании Совета в Скотсдейле (США) принято решение о создании специальной группы ДКС по малому и среднему бизнесу. Направлениями её деятельности являются: расширение доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансовым ресурсам, информации и коммуникационным технологиям; укрепление взаимодействия МСП с министерскими встречами по малому и среднему бизнесу; стимулирование стратегических инициатив в сфере делового партнёрства; изучение передового опыта управления и устройства соответствующих правительственных структур.

АТЭС и Российская Федерация

Россия подала официальную заявку на вступление в АТЭС 17 марта 1995 г. В том же году на встрече в Осаке (Япония) глав государств-членов АТЭС было принято решение об участии России в рабочих группах. К маю 1996 г. Россия подала заявки на вступление в 7 рабочих групп АТЭС.

В августе 1996 г. в соответствии с постановлением правительства РФ была создана межведомственная комиссия по делам АТЭС для изучения разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиционных потоков, координации действий министерств и ведомств в решении вопросов сотрудничества со странами АТР (азиатско-тихоокеанский регион).

25 ноября 1997 г. на 5-ой встрече 18 лидеров государств и территорий стран, входящих в АТЭС, Россия единогласно принята в АТЭС. Полноправное вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и экономики накануне саммита 17-18 ноября.

Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Важность этих отношений для России отражена в "Концепции внешней политики Российской Федерации". Такое внимание обусловлено геостратегическим статусом России как крупнейшей евроазиатской державы, растущей ролью внешнеэкономических связей, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года № 954 "Об обеспечении участия Российской Федерации в форуме Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС" образована Комиссия правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме АТЭС.

Основными задачами Комиссии являются:

·         координация действий федеральных органов в целях обеспечения внешнеполитических и экономических интересов России в рамках АТЭС;

·         организация участия Российской Федерации в торгово-экономической, кредитно-финансовой, научно-технической и других областях деятельности АТЭС;

·         повышение эффективности сотрудничества с АТЭС.

Президент Российской Федерации В.В.Путин представлял нашу страну на трех саммитах Форума (Окленд, Бруней, Шанхай) и должен был присутствовать на Десятом саммите в Лос-Кабосе (26-27 октября 2002 г.). В связи с чрезвычайными обстоятельствами вместо Президента в Лос-Кабосе участвовал премьр-министр Михаил Касьянов. Премьер-министр РФ Михаил   Касьянов   на пресс-конференции в   Лос-Кабосе   (Мексика) после встречи с лидерами АТЭС заявил, что все лидеры стран АТЭС высказались в поддержку вступления России в ВТО. В итоговой декларации, принятой лидерами АТЭС, заявляется о необходимости продолжить переговоры, направленные на повышение открытости рынков и укрепление многосторонней торговой системы. По сложившейся традиции, помимо участия в закрытых заседаниях лидеров, российский глава государства выступает перед делегатами Делового саммита АТЭС (ежегодно собирает около 500 представителей предпринимательской элиты региона).

В ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ под эгидой Комиссии Правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС в России создан Деловой клуб АТЭС (ДКА), который объединяет представителей российских компаний и коммерческих структур, заинтересованных в бизнесе на Дальнем Востоке и в странах АТР. В Деловой клуб входят около 60 крупных компаний и банков. В состав клуба входят и российские представители в Деловом консультативном совете АТЭС, назначенные распоряжением Президента России от 8 августа 2000 года (представители руководства Межпромбанка, "Газпрома" и "Ростелекома"). Создан также Дальневосточный филиал Делового клуба, в состав которого входят 12 руководителей крупных коммерческих структур - Новосибирской ТПП, Хабаровского судоремонтного завода, ОАО "Амуркабель", ОАО "Дальлеспром", ОАО "Сибэлектротерм" и др., из приморских - ДВМП и ПМП. Перспективным направлением в работе ДКА является участие членов клуба в деятельности профильных рабочих и экспертных групп, подкомитетов и комитетов   АТЭС, налаживание прямых контактов с партнерами по АТЭС. На основе ДКА формируются делегации российских предпринимателей для участия в деловых саммитах, их рекомендации принимаются во внимание при подготовке официальных позиций по вопросам повестки дня встреч на высшем уровне и других заседаний в рамках форума.

16-19 мая 2001 г. Москва принимала участников Делового консультативного совета АТЭС (ДКС). На его заседание прибыли 120 представителей национального бизнеса из стран форума. В контексте заседания ДКС  АТЭС  состоялась презентация российских инвестиционных проектов АТЭС,

Рабочий визит в декабре 1999 года в Хабаровск, Иркутск, Новосибирск и Москву руководства Секретариата   АТЭС   во главе с исполнительным директором Сербини АЛИ показал рост интереса к деятельности   АТЭС   со стороны предпринимательских кругов из Сибирского и Дальневосточного регионов России.

20 июня 2000 г. в Москве состоялась конференция "Россия в АТЭС в условиях глобализации мировой экономики: проблемы и новые возможности".

В 2001 г. Россия активизировала участие в АТЭС. В августе на заседании старших должностных лиц в Даляне (Китай) был представлен индивидуальный план действий по либерализации торговли и инвестиций, который получил позитивную оценку партнеров по форуму. ИПД России был представлен в электронном формате в соответствии с инициативой "электронных Индивидуальных планов (e-IAP)", принятой на 12 встрече министров стран АТЭС в Дар-эс-Саламе 12-13 ноября 2000г.

На 2002 г. в России прошла серия мероприятий в рамках АТЭС, крупнейшим из которых, в качестве официального мероприятия Форума АТЭС был 7-й Инвестиционный симпозиум и 3-я Инвестиционная ярмарка во Владивостоке.

Проведение инвестиционных симпозиумов и семинаров, в которых принимают участие правительственные структуры, представители академических и деловых кругов стран АТЭС - одна из важных форм деятельности АТЭС. Таким мероприятиям, как правило, придается национальное звучание и масштаб. Они с успехом прошли в Республике Корея, КНР и других странах региона. В 2003 г. инвестиционный семинар и ярмарка планируются в Таиланде.  Ярмарка во Владивостоке - стала одним из крупнейших инвестиционных событий года в регионе. В рамках ярмарки прошли презентации национальных инвестиционных режимов. Была представлена широкая экспозиция российских инвестиционных проектов, как общенационального значения, так и региональных, с акцентом на Дальний Восток. Среди них были и проекты в областях телекоммуникаций. На инвестиционном симпозиуме АТЭС были рассмотрены вопросы устранения сохраняющихся преград на пути привлечения инвестиций в АТР.

Большую ценность для облегчения выхода отечественных товаров на рынки АТР имеет работа российских представителей в Подкомитете Форума по стандартам и подтверждению соответствия.

В период с 29 по 31 мая 2002 года в г. Шанхае (КНР) состоялась 5-я встреча министров по телекоммуникациям и информатизации стран, входящих в форум. В собрании приняла участие делегация администрации связи России во главе с первым заместителем Министра Российской Федерации по связи и информатизации А.Н.Киселевым.

В ходе встречи участники заслушали доклады о состоянии и перспективах развития связи в ряде стран АТР. Особое внимание при этом уделялось вопросам регулирования политики связи, включая создание рыночной сферы, способствующей эффективной и упорядоченной конкуренции, развитию электронной коммерции, а также информационной безопасности.

Киселев сделал доклад о развитии информационно-коммуникационных технологий в России и сотрудничестве со странами АТЭС. Кроме того, на одной из пленарных сессий было заслушано сообщение ректора Московского технического университета связи и информатики В.В.Шахгильдяна о развитии в России системы телеобучения. По итогам встречи подготовлены и одобрены Декларация - 2002 г. и Программа дальнейших действий в области телекоммуникаций и информатизации.

Практическим результатом этой встречи явился обмен информацией участвующих во встрече представителей российских фирм и компаний, таких как "Северо-западный GSM", "Витанет", "Арсеналъ", "Параграф" с зарубежными фирмами стран АТЭС. Во время визита в Китай российская делегация посетила штаб-квартиры телекоммуникационных компаний "Хуавэй" и "ZTE" где ознакомилась с их производственной деятельностью. Московские сетевые операторы развивают сотрудничество с этими фирмами, ТОО Техническая Компания Хуавей в 2002 г. была,  принята в состав российской Национальной Ассоциации операторов сетей связи 3-го поколения (Ассоциация 3G), компания "ZTE" является партнером МСС ("Московская сотовая связь").

В период с 19 по 23 августа 2002 года в г. Москве состоялось 26-е заседание Рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям и информатизации. В ее работе приняли участие около 300 представителей национальных Администраций связи, международных организаций и деловых кругов из 17 стран АТЭС, включая Австралию, Китай, Японию, Корею, Малайзию, Сингапур и др.

Россия в первый раз принимала у себя столь представительную делегацию профессионалов в области инфокоммуникаций, которые в течение недели работали в четырех подгруппах, рассматривающих вопросы либерализации телекоммуникационных рынков, развития сотрудничества, создания условий для предпринимательства и развития кадрового потенциала в области информационных и телекоммуникационных технологий.

На встрече обсуждались также вопросы реализации решений Пятой встречи министров стран АТЭС, в частности Шанхайской декларации и Плана действий по развитию инфокоммуникаций в этом потенциально перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Большое внимание участники Рабочей Группы проявили к состоянию дел в сфере российских инфокоммуникаций. С руководителями национальных делегаций встретился Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Рейман. Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации А.В. Коротков представил на обсуждение Рабочей группы доклад "Российский сектор информационных коммуникаций: состояние и перспективы развития". На заседании подготовительного комитета по развитию сотрудничества был представлены документы "Оптимизация сети как первый шаг к сетям нового поколения (NGN)" и "Положение вещей и тенденции в российской сети Интернат: краткий обзор и анализ". На заседании подготовительного комитета по усовершенствованию делового сотрудничества был рассмотрен доклад "Аппаратное и программное обеспечение для телемедицины".

В интересах России стремится к активизации своего участия в рабочих органах и программах Форума, особенно в рамках расширения инвестиционного, научного и технологического сотрудничества, в первую очередь с участием регионов Сибири и российского Дальнего Востока.


http://www.apecsec.org.sg/
http://www.atr.ru/2002/index.php
http://www.ruseconomy.ru/nomer3_200107/ec05.html
http://light.minsvyaz.ru
http://www.apec2002.org.mx
http://www.bizapec.com
http://www.apectelwg.org


© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100