Интернет, возникший на базе сети ARPAnet, разработанной военными инженерами
США, первоначально создавался не для коммерческих целей. Он проектировался
как среда взаимодействия научных и образовательных учреждений, как инструмент
эффективного обмена информацией между ними. Уже в процессе развития Глобальной
сети ее колос-сальные возможности обеспечили к ней интерес со стороны
самых различных организаций - общественных, политических, коммерческих,
государственно-властных структур. Появ-ление и дальнейшее развитие Интернета
в Югославии начинается с 1996 года.
Постепенно из модной игрушки Интернет превращается в один из инструментов
ведения бизнеса в СРЮ. Как предмет интересов бизнеса, Интернет представляет
собой но-вую уникальную среду, которую самая обычная фирма, предлагающая
самые обычные то-вары и услуги, может использовать в качестве канала распределения,
а также для получе-ния маркетинговой информации (проведения маркетинговых
исследований). Несмотря на то, что сам по себе Интернет не приносит никаких
доходов предпринимателю, тем не ме-нее фирма, использующая Сеть в коммерческих
целях, получает определенные преимущества и дополнительные возможности
по сравнению с фирмой, избегающей участия в интернет-коммерции. Такие
выгоды и преимущества, основным из которых является со-кращение издержек
фирмы, возможны благодаря специфике новой деловой среды - элек-тронной
коммерции.
В настоящее время Интернет используется югославскими бизнесменами потому,
что он предлагает: 1) недорогие коммуникации; 2) интересную информацию;
3) в некото-рых случаях снижение внутрифирменных технологических затрат;
4) доступные и удобные средства для разработки фирменных информационных
систем, с помощью которых в Ин-тернете возникает привлекательный образ
фирмы и ее потенциала.
Быстрый рост информационной системы Интернет в СРЮ объясняется также ее
де-централизованной природой. Ни одна из фирм не владеет Интерне-том и
не контролирует его. Такое децентрализованное построение и финансирование
телекоммуникационной ин-фраструктуры распределяет инвестиционный риск
и радикально отличается от традицион-ных централизованных систем телекоммуникационного
бизнеса, которые принадлежат обычно крупным телефонным компаниям.
Уже сейчас очевидно, что Интернет в Югославии, как и во всем развитом
мире, становится прототипом глобальной информационной инфраструктуры нового
типа. Такая инфраструктура оказывает весьма существенное влияние на локальную
бизнес-практику отдельных фирм. Постепенно информационно коммуникационные
технологии влияют на четыре главных для деятельности любой серьезной фирмы
процесса: инновации, произ-водство, обмен и сервис.
Интернет в СРЮ это всего лишь инструмент для взаимодействия с информационным
пространством, но именно он позволяет сегодня, с одной стороны, достичь
югославским компаниям максимальной аудитории потребителей, а с другой,
дать потреби-телям возможность донести до производителя сведения об их
индивидуальных предпочте-ниях.
Интернет в Югославии стал универсальной деловой средой, соединяющий компа-нии
друг с другом и со всей потребительской аудиторией. Доступ к методам электронного
бизнеса получили практически все компании, независимо от их размера и
возраста, появ-ляются все новые и новые, более совершенные бизнес-схемы.
Уровни использования Ин-тернет простираются от сайта-витрины (информация
о своей продукции, приглашение к сотрудничеству) до реализации схем электронной
коммерции: интернет-магазины, интра-нет (объединение сетью своих сотрудников)
и экстранет (подключение внешних партнеров). Среди функций электронной
коммерции в СРЮ можно выделить следующие:
> реклама (привлечение внимания пользователя к определенному сайту);
> представление товара (показ продукции средствами Интернет);
> проведение покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);
> послепродажное обслуживание (помощь во время покупки и после);
> налаживание долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений
и вкусов).
Эксперты сербского Агентства по развитию информатики и Интернета считают,
основываясь на опыте других, более продвинутых государств, что развитие
электронной коммерции в СРЮ станет экономически целесообразным, когда
будет преодолен 15-процентный барьер "вхождения" населения в
Сеть, т.е. когда к Интернет будет подключе-но более 15 процентов населения
(т.е. более 1 млн. человек). Пока же, максимальная ауди-тория Юнет составляет
около 300 тыс. человек. Именно после преодоления пятнадцати-процентного
барьера в США и ряде европейских государств начался взрывообразный рост
числа пользователей Сети, было положено начало активному использованию
Интернет для организации продаж рядовому потребителю. Сработал так называемый
эффект факса, ра-нее описанный в истории американской экономики.
Несмотря на еще достаточно низкий спрос на товары и услуги, предлагаемые
вир-туальными югославскими компаниями, эти самые компании продолжают активно
разви-вать свою деятельность в Интернет, захватывая и разделяя между собой
рынок. Помимо ставших уже обычными провайдерских услуг и перепродаж популярных
интернет-сайтов, следует назвать рекламный бизнес. Расценки на рекламу
в Интернет значительно ниже расценок на телевидении и в печатной прессе,
при этом владельцы сайтов охотно сдают места на своих веб-страницах в
аренду рекламодателям, и так называемые баннеры (рек-ламные знамена) находятся
практически на каждой домашней странице, в том числе и на официальных
сайтах, привлекая внимание неискушенного пользователя красками, юмором
и анимацией.
С точки зрения электронной коммерции в СРЮ довольно перспективны электрон-ные
платежи, торговля ценными бумагами, банковские услуги, страхование, создание
про-граммного обеспечения.
Еще один вид бизнеса в Интернет - это так называемая IP-телефония, в этом
быст-рорастущем секторе уже работают около 10 югославских провайдера.
Применение этой технологии существенно снижает стоимость международных
разговоров.
Электронная коммерция пользуется большой популярностью у розничных торгов-цев.
Основное преимущество торговли через Интернет - низкие издержи (не нужны
торго-вые площади и продавцы, не нужно платить комиссионным распространителям).
Другое преимущество - общение. Интернет позволяет персонализировать отношения
с клиентом, который может теперь быстро найти необходимые ему товар, узнать
его характеристики, заказать технику, изготовленную по определенной конфигурации
и отслеживать стадии выполнения заказа.
Как показывает практика, способы расчетов, применяемые для оплаты югославски-ми
юридическими лицами приобретенных в Интернет товаров, можно разделить
на сле-дующие группы: 1) расчеты вне электронной сети; 2) расчеты в рамках
электронной сети.
К первой категории относится, прежде всего, оплата на основании выставленного
счета (банковский перевод). Такого рода расчеты, как правило, производятся
следующим образом. Одновременно с размещением корпоративным покупателем
заказа в виртуальном магазине его просят указать свое полное название,
номер расчетного счета, адрес, контакт-ные телефоны. Затем покупателю
направляется счет, по которому он в обычном порядке производит оплату.
После поступления денег на счет продавца покупателю либо доставляется
товар (если им была заказана и оплачено его доставка), либо он самостоятельно
заби-рает товар со склада продавца. В ряде интернет-магазинов при совершении
покупки поку-пателю присваивается личный (идентификационный) код и при
совершении повторных покупок ему уже не нужно вновь предоставлять подробную
информацию о себе - доста-точно только указать свой код.
Расчеты вне любых электронных платежей систем вряд ли могут быть отнесены
к платежным системам Internet, но на сегодня они стали наиболее распространенной
схемой. Вторым способом оплаты вне электронной сети является оплата наличными
по факту дос-тавки (наложенный платеж). В случае с наложенным платежом
оплата покупки произво-дится при доставке курьером товара до места назначения.
Такой способ оплаты применя-ется только между югославскими участниками
электронной коммерции, причем на отече-ственном электронном рынке товаров
оплата наличными за поставляемые товары используется в основном при приобретении
небольших партий товаров.
Законодательные акты, регламентирующие процесс ведения электронной коммер-ции
в Сербии, в настоящее время отсутствуют (за исключением постановления
правитель-ства о правилах открытия сайтов, их регистрации и возможности
размещения на них рек-ламы). Позиции парламента и правительства Сербии
в отношении сектора высоких техно-логий нельзя не признать во многом правомерными:
законодатели ждут, когда рынок об-ретет более ясные очертания, выработает
собственные правила игры, которые затем найдут отражение в законах. Но
полное отсутствие правил сильно мешает формированию прозрачного и устойчивого
рынка. Ведь только твердая законодательная база способна стать основой
создания благоприятного инвестиционного климата для развития сектора высоких
технологий.
Таким образом, Интернет в Югославии, опосредуя информационный обмен между
экономическими субъектами, аккумулирует в себе различные виды предпринимательской
деятельности компаний и физических лиц, предоставляющих разнообразные
услуги ауди-тории. В недалеком будущем Югославию ожидает, по всей видимости,
период сосущест-вования и взаимопроникновения традиционного и электронного
бизнеса. И то, что будет происходить в этот период, вряд ли сведется к
простому вытеснению первого вторым. Следует предположить, что это будет
выглядеть своего рода "перекрестным опылением", когда технологии
и методы ведения электронного бизнеса будут проникать в среду бизне-са
традиционного, а электронная коммерция, в свою очередь, будет заимствовать
очень многое из "офлайнового" бизнеса.