→ ¦ Международный контекст ¦ → ¦ Югославия
Сегодня: 29 ноября 2022г.





Информация об электронной коммерции и развитии информационных технологий в cоюзной Республике Югославии

Интернет, возникший на базе сети ARPAnet, разработанной военными инженерами США, первоначально создавался не для коммерческих целей. Он проектировался как среда взаимодействия научных и образовательных учреждений, как инструмент эффективного обмена информацией между ними. Уже в процессе развития Глобальной сети ее колос-сальные возможности обеспечили к ней интерес со стороны самых различных организаций - общественных, политических, коммерческих, государственно-властных структур. Появ-ление и дальнейшее развитие Интернета в Югославии начинается с 1996 года.
Постепенно из модной игрушки Интернет превращается в один из инструментов ведения бизнеса в СРЮ. Как предмет интересов бизнеса, Интернет представляет собой но-вую уникальную среду, которую самая обычная фирма, предлагающая самые обычные то-вары и услуги, может использовать в качестве канала распределения, а также для получе-ния маркетинговой информации (проведения маркетинговых исследований). Несмотря на то, что сам по себе Интернет не приносит никаких доходов предпринимателю, тем не ме-нее фирма, использующая Сеть в коммерческих целях, получает определенные преимущества и дополнительные возможности по сравнению с фирмой, избегающей участия в интернет-коммерции. Такие выгоды и преимущества, основным из которых является со-кращение издержек фирмы, возможны благодаря специфике новой деловой среды - элек-тронной коммерции.
В настоящее время Интернет используется югославскими бизнесменами потому, что он предлагает: 1) недорогие коммуникации; 2) интересную информацию; 3) в некото-рых случаях снижение внутрифирменных технологических затрат; 4) доступные и удобные средства для разработки фирменных информационных систем, с помощью которых в Ин-тернете возникает привлекательный образ фирмы и ее потенциала.
Быстрый рост информационной системы Интернет в СРЮ объясняется также ее де-централизованной природой. Ни одна из фирм не владеет Интерне-том и не контролирует его. Такое децентрализованное построение и финансирование телекоммуникационной ин-фраструктуры распределяет инвестиционный риск и радикально отличается от традицион-ных централизованных систем телекоммуникационного бизнеса, которые принадлежат обычно крупным телефонным компаниям.
Уже сейчас очевидно, что Интернет в Югославии, как и во всем развитом мире, становится прототипом глобальной информационной инфраструктуры нового типа. Такая инфраструктура оказывает весьма существенное влияние на локальную бизнес-практику отдельных фирм. Постепенно информационно коммуникационные технологии влияют на четыре главных для деятельности любой серьезной фирмы процесса: инновации, произ-водство, обмен и сервис.
Интернет в СРЮ это всего лишь инструмент для взаимодействия с информационным пространством, но именно он позволяет сегодня, с одной стороны, достичь югославским компаниям максимальной аудитории потребителей, а с другой, дать потреби-телям возможность донести до производителя сведения об их индивидуальных предпочте-ниях.
Интернет в Югославии стал универсальной деловой средой, соединяющий компа-нии друг с другом и со всей потребительской аудиторией. Доступ к методам электронного бизнеса получили практически все компании, независимо от их размера и возраста, появ-ляются все новые и новые, более совершенные бизнес-схемы. Уровни использования Ин-тернет простираются от сайта-витрины (информация о своей продукции, приглашение к сотрудничеству) до реализации схем электронной коммерции: интернет-магазины, интра-нет (объединение сетью своих сотрудников) и экстранет (подключение внешних партнеров). Среди функций электронной коммерции в СРЮ можно выделить следующие:
> реклама (привлечение внимания пользователя к определенному сайту);
> представление товара (показ продукции средствами Интернет);
> проведение покупки (быстрые и безопасные расчеты, варианты доставки);
> послепродажное обслуживание (помощь во время покупки и после);
> налаживание долгосрочных отношений с клиентом (изучение предпочтений и вкусов).
Эксперты сербского Агентства по развитию информатики и Интернета считают, основываясь на опыте других, более продвинутых государств, что развитие электронной коммерции в СРЮ станет экономически целесообразным, когда будет преодолен 15-процентный барьер "вхождения" населения в Сеть, т.е. когда к Интернет будет подключе-но более 15 процентов населения (т.е. более 1 млн. человек). Пока же, максимальная ауди-тория Юнет составляет около 300 тыс. человек. Именно после преодоления пятнадцати-процентного барьера в США и ряде европейских государств начался взрывообразный рост числа пользователей Сети, было положено начало активному использованию Интернет для организации продаж рядовому потребителю. Сработал так называемый эффект факса, ра-нее описанный в истории американской экономики.
Несмотря на еще достаточно низкий спрос на товары и услуги, предлагаемые вир-туальными югославскими компаниями, эти самые компании продолжают активно разви-вать свою деятельность в Интернет, захватывая и разделяя между собой рынок. Помимо ставших уже обычными провайдерских услуг и перепродаж популярных интернет-сайтов, следует назвать рекламный бизнес. Расценки на рекламу в Интернет значительно ниже расценок на телевидении и в печатной прессе, при этом владельцы сайтов охотно сдают места на своих веб-страницах в аренду рекламодателям, и так называемые баннеры (рек-ламные знамена) находятся практически на каждой домашней странице, в том числе и на официальных сайтах, привлекая внимание неискушенного пользователя красками, юмором и анимацией.
С точки зрения электронной коммерции в СРЮ довольно перспективны электрон-ные платежи, торговля ценными бумагами, банковские услуги, страхование, создание про-граммного обеспечения.
Еще один вид бизнеса в Интернет - это так называемая IP-телефония, в этом быст-рорастущем секторе уже работают около 10 югославских провайдера. Применение этой технологии существенно снижает стоимость международных разговоров.
Электронная коммерция пользуется большой популярностью у розничных торгов-цев. Основное преимущество торговли через Интернет - низкие издержи (не нужны торго-вые площади и продавцы, не нужно платить комиссионным распространителям). Другое преимущество - общение. Интернет позволяет персонализировать отношения с клиентом, который может теперь быстро найти необходимые ему товар, узнать его характеристики, заказать технику, изготовленную по определенной конфигурации и отслеживать стадии выполнения заказа.
Как показывает практика, способы расчетов, применяемые для оплаты югославски-ми юридическими лицами приобретенных в Интернет товаров, можно разделить на сле-дующие группы: 1) расчеты вне электронной сети; 2) расчеты в рамках электронной сети.
К первой категории относится, прежде всего, оплата на основании выставленного счета (банковский перевод). Такого рода расчеты, как правило, производятся следующим образом. Одновременно с размещением корпоративным покупателем заказа в виртуальном магазине его просят указать свое полное название, номер расчетного счета, адрес, контакт-ные телефоны. Затем покупателю направляется счет, по которому он в обычном порядке производит оплату. После поступления денег на счет продавца покупателю либо доставляется товар (если им была заказана и оплачено его доставка), либо он самостоятельно заби-рает товар со склада продавца. В ряде интернет-магазинов при совершении покупки поку-пателю присваивается личный (идентификационный) код и при совершении повторных покупок ему уже не нужно вновь предоставлять подробную информацию о себе - доста-точно только указать свой код.
Расчеты вне любых электронных платежей систем вряд ли могут быть отнесены к платежным системам Internet, но на сегодня они стали наиболее распространенной схемой. Вторым способом оплаты вне электронной сети является оплата наличными по факту дос-тавки (наложенный платеж). В случае с наложенным платежом оплата покупки произво-дится при доставке курьером товара до места назначения. Такой способ оплаты применя-ется только между югославскими участниками электронной коммерции, причем на отече-ственном электронном рынке товаров оплата наличными за поставляемые товары используется в основном при приобретении небольших партий товаров.
Законодательные акты, регламентирующие процесс ведения электронной коммер-ции в Сербии, в настоящее время отсутствуют (за исключением постановления правитель-ства о правилах открытия сайтов, их регистрации и возможности размещения на них рек-ламы). Позиции парламента и правительства Сербии в отношении сектора высоких техно-логий нельзя не признать во многом правомерными: законодатели ждут, когда рынок об-ретет более ясные очертания, выработает собственные правила игры, которые затем найдут отражение в законах. Но полное отсутствие правил сильно мешает формированию прозрачного и устойчивого рынка. Ведь только твердая законодательная база способна стать основой создания благоприятного инвестиционного климата для развития сектора высоких технологий.
Таким образом, Интернет в Югославии, опосредуя информационный обмен между экономическими субъектами, аккумулирует в себе различные виды предпринимательской деятельности компаний и физических лиц, предоставляющих разнообразные услуги ауди-тории. В недалеком будущем Югославию ожидает, по всей видимости, период сосущест-вования и взаимопроникновения традиционного и электронного бизнеса. И то, что будет происходить в этот период, вряд ли сведется к простому вытеснению первого вторым. Следует предположить, что это будет выглядеть своего рода "перекрестным опылением", когда технологии и методы ведения электронного бизнеса будут проникать в среду бизне-са традиционного, а электронная коммерция, в свою очередь, будет заимствовать очень многое из "офлайнового" бизнеса.



© Фонд "Новая экономика"
 
тел: +7 (495) 925-02-46
921-44-38
e-mail: info@neweco.ru
Рейтинг@Mail.ru     Rambler's Top100