Законодательство находится в Турции на стадии формирования. На сегодняшний
день вопросы ИКТ регулируются в основном уже существовавшими ранее законами
в области коммуникаций, авторских прав, в которые начиная с начала 90-х
годов прошлого столетия периодически вносились поправки, касающиеся современных
средств связи и массовой информации, программных продуктов. Так, в 1991
г. в турецкий Уго-ловный кодекс был добавлен раздел <Правонарушения в
области информатики>. Данный раздел периодически расширяется. Последние
внесенные изменения касаются правонару-шений, совершенных с использованием
возможностей сети Интернет.
Соответствующие разделы появились в последние годы и в таких законах,
как <За-кон об авторских правах и интеллектуальной собственности>, <Закон
о средствах массовой информации>, <Закон о коммуникациях>.
В настоящее время подготовлены и находятся в стадии обсуждения в Парламенте
и соответствующих рабочих группах следующие законопроекты:
- Проект <Закона о создании и функциях Министерства информатизации об-щества>;
- Проект <Закона о создании Организации по национальной информационной
безопасности>;
- Проект <Закона об электронных данных, электронном соглашении и элек-тронной
подписи>;
- Проект <Закона о функциях и структуре Высшего Совета по Интернету>.
Регулированием проектов в области ИКТ занимается несколько турецких
госорга-низаций, кроме того, данные проекты, как правило, получают поддержку
со стороны на-циональных общественных, в ряде случаев - международных
организаций.
Деятельность интернет-провайдеров в Турции регулируется Министерством
транс-порта (www.ubak.gov.tr), в котором данную сферу курирует Департамент
коммуникаций.
С 1998 г. при Министерстве транспорта работает Совет по Интернету (ku-rul.ubak.gov.tr),
в который состоит из представителей государственных, частных, а также
профессиональных и научных организаций. Всего в совет входят 56 представителей
раз-личных организаций, включая все основные министерства. К основным
функциям Совета относятся следующие: планирование (выработка предложений
по развитию интернет-инфраструктуры на кратко-, средне- и долгосрочную
перспективу); координация (согласо-вание деятельности государственных,
частных и научных организаций по развитию на-циональной интернет-инфраструктуры);
мониторинг (сбор, анализ и публикация данных о развитии интернета в Турции,
изучение предложений пользователей); мониторинг ситуа-ции на международном
рынке интернет-услуг; защита национальных интересов в данной области на
международных рынках; образовательная деятельность; проведение семинаров,
конференций, круглых столов и других аналогичных мероприятий, направленных
на сбор и систематизацию данных и опыта в области информационных технологий.
Для открытия компании по предоставлению услуг доступа в Интернет необходимо
получение нескольких лицензий в вышеупомянутом министерстве и национальной
теле-коммуникационной компании <Тюрк телеком> (www.turktelekom.gov.tr).
Права на регистрацию интернет-сайтов (имен доменов первого и второго уровней)
в Турции принадлежат Ближневосточному техническому университету (ODTU,
www.metu.edu.tr).
Монопольным правом регулирования, расширения и совершенствования нацио-нальной
телекоммуникационной инфраструктуры обладает вышеупомянутая <Тюрк теле-ком>,
сложный многоступенчатый процесс приватизации которой продолжается уже
не-сколько лет.
Основной государственной организацией, курирующей область информационных
технологий, является Совет по научно-техническим исследованиям Турции
(TUBITAK, www.tubitak.gov.tr). Совет работает в тесном взаимодействии
с крупнейшими университе-тами и научно-исследовательскими центрами Турции.
В Меджлисе Турции работает Комитет по информации и информационным техно-логиям,
который занимается разработкой нового и совершенствованием существующего
законодательства в данной области.
Большая часть мероприятий по развитию ИКТ осуществляется при содействии
ряда общественных организаций. Ведущую роль среди них играют Фонд информатизации
Тур-ции (www.tbv.org.tr) и Общество информатизации Турции (www.tbd.org.tr).
Значительную поддержку внедрению в ИКТ в различные сферы экономики страны
оказывает Всемирный банк. Среди крупнейших проектов, финансируемых по
линии ВБ, необходимо отметить Проект компьютеризации и интеграции системы
кадастрового учета земель, создание единой информационный сети в аграрном
секторе, а также интеграцию национальной системы налогообложения путем
объединения районных налоговых отделов с центральным аппаратом Министерства
финансов Турции.
Заметную роль на турецком рынке информационных технологий играет междуна-родное
агентство , совместно с которым турецкое правительство
предпринимает беспрецедентные шаги, направленные на осуществление жесткого
кон-троля за используемым программным обеспечением как в государственных,
так и в частных организациях (www.bsa.org.tr).
В Турции реализуется несколько государственных программ по развитию
ИКТ и их внедрению в различные области общественной жизни страны.
Проект <Электронная Турция> (e-Turkiye, www.bilten.metu.edu.tr/eEurope+)
является приоритетным в данной области и курируется аппаратом премьер-министра.
В настоящее время в рамках проекта осуществляют деятельность 13 рабочих
групп:
Рабочая группа по образо-ванию и челове-ческим ресурсам Министер-ство
образования Разработка политики подготовки кадров в сфере ИКТ, кадровое
планирова-ние, обеспечение подключения средних образовательных учреждений
к интернету, работа по информатизации общества.
Рабочая группа по инфра-структуре Министер-ство транспорта Создание и
эксплуатация общена-циональной инфрастуктуры передачи электронных данных,
обеспечение деше-вого, простого и надежного подключения к интернету.
Рабочая группа по правовой базе Министерство юстиции Подготовка изменений
в законодательстве с целью приведения его в соответствие с программой
e-Europe+, разработка законодательства, регулирующего работу электронной
почты, электронной подписи, электронных счетов, электронных торговых операций,
мониторинг изменений в соответствующем международном законодательстве.
Рабочая группа по стандартизации Турецкий институт стандартов Работа по
стандартизации в области получения, обработки, передачи и хране-ния данных
с использованием современ-ных технологий.
Рабочая группа по безо-пасности Генераль-ный штаб турец-ких ВС Работа
по обеспечению безопасно-сти получения, обработки, передачи и хранения
данных с учетом имеющейся разрозненной структуры ИКТ.
Рабочая группа по элек-тронной торговле Ведомство внешней торговли Подготовка
инфраструктуры для интеграции Турции в международную систему электронной
торговли, проведе-ние образовательных программ в области электронной торговли
и электронной под-писи, содействие созданию центров сер-тификации электронной
торговли.
Рабочая группа по инве-стициям и плани-рованию Государст-венная плановая
организация Подготовка инвестиционной про-граммы по развитию ИКТ-инфраструктуры,
определение приоритет-ных направлений, обеспечение межведом-ственной координации.
Рабочая группа по элек-тронным архивам Генераль-ное управление государственных
архивов Разработка систем цифровых архи-вов, электронных библиотек и статистиче-ских
баз данных, обеспечение удаленного доступа к архивам.
Рабочая группа по между-народному мони-торингу и проекту e-Europe+ Секретари-ат
по делам ЕС (МИД Турции) Координация программы <Элек-тронная Турция> в
соответствии с совре-менными мировыми технологиями, разра-ботка мер по
решению имеющихся в дан-ной области проблем.
Рабочая группа по специ-альным проектам Фонд ин-форматизации Турции Создание
национальных центров передовых технологий, реализация проек-тов по созданию
национальных продуктов в области ИКТ, имеющих высокую миро-вую конкурентоспособность.
Рабочая группа по изуче-нию текущей си-туации Техниче-ский совет орга-низации
(<Общественная сеть>) Анализ текущей ситуации в ИКТ-инфраструктуре
Турции (государственные, коммерческие, образовательные учреждения), реализация
проектов электронного управления, электронного образования.
Рабочая группа по национальному мониторингу и координации Общество информатизации
Турции Мониторинг деятельности всех рабочих групп, обеспечение своевременного
выполнения ими намеченных задач.
Рабочая группа по электронному здравоохранению и охране окружающей среды
Аппарат премьер-министра Реализация мероприятий, предусмотренных программой
в области здравоохранения и охраны окружающей среды, обеспечение
прясого доступа населения и общественных организаций к данным ресурсам.
Один из крупнейших проектов, реализуемых Советом по научно-техническим
исследованиям Турции, - <Генеральный план развития информационной инфраструктуры
Турции> (, tuena.ubak.gov.tr).
Данный проект является беспрецедентным по масштабам и состоит из следующих
элементов: информатизация общественных организаций, правительства, принципиальное
обновление системы телекоммуникаций, реструктуризация промышленности по
производству информационно-вычислительной техники и программного обеспечения.
В последние годы в Турции реализуется государственная программа поддержки
производства и экспорта программных продуктов. В рамках данной программы
государство предоставляет компаниям, работающим на IT-рынке следующие
льготы:
· оплата определенной части стоимости участия компаний в международных
выставках как на территории Турции, так и заграницей;
· оплата образовательных программ для сотрудников отраслевых внешнеторговых
компаний: государство оплачивает 75% стоимости обучения, максимальное
количество обучаемых в рамках программы сотрудников - 3 чел. внутри страны,
3 чел. - заграницей;
· финансовая помощь, направленная на повышение занятости: на протяжении
максимум одного года одному менеджеру и двум специалистам компании по
разработке программного обеспечения, имеющей статус отраслевой внешнеторговой
компании, выплачивается фиксированная государственная зарплата в размере
от 1000 до 1500 долл. США в месяц;
· поддержка НИОКР, проводимых компаниями, в форме льготных кредитов или
дотаций;
· предоставление льготных кредитов на расходы, связанные с разработкой
новых программных продуктов, в размере 50% уставного фонда компании, но
не более 1 млн. долл. и не более, чем на два года;
· поддержка маркетинговых исследований, проводимых компаниями;
· оказание содействия компаниям при открытии представительств заграницей:
государство оплачивает 50% (но не более 30 тыс. долл. США) расходов по
содержанию представительства зарубежного компании в течение первого года,
30% - в течение второго года, причем одна компания может воспользоваться
данными льготами для пяти отдельных представительств;
· регистрация торговой марки, арендная плата за площади, используемые
для продвижения продукта и международная сертификация: при наличии одобрения
ТЭО проекта со стороны Ведомства внешней торговли Турции, компании на
вышеуказанные мероприятия выдается на безвозмездной основе соответственно
50 тыс., 200 тыс. и 50 тыс. долл. США;
· льготы при инвестициях:
- компании освобождаются от корпоративного налога на покупку недвижимости,
оборудования, компьютеров;
- в случае, если компания в течение двух лет после завершения инвестиций
осуществила экспорт более, чем на 10 тыс. долл., она освобождается от
основных налогов и сборов;
- существует возможность освобождения от ввозных пошлин и сборов, если
компания импортирует инвестиционные товары;
- в соответствие с <Законом о налоговой реформе>, принятом в августе 1998
г., все компании, работающие в области информационных технологий, освобождаются
от уплаты НДС.
· значительные льготы для компаний-производителей программного обеспечения
имеются в свободных промышленных зонах Турции.
В Турции уделяется значительное внимание развитию электронной торговли,
как одной из наиболее перспективных сфер современной экономики. 25 августа
1997 г. на заседании Высшего совета по науке и технике Турции было принято
решение о создании Совета по координации электронной торговли. Управление
Советом осуществляет Аппарат советника по внешней торговле при премьер-министре
Турции, функции секретариата возложены на Совет по научно-техническим
исследованиям Турции (TUBITAK). В Совет входят представители следующих
государственных и общественных организаций:
Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство финансов,
Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство по
делам села и сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли,
Министерство культуры, Государственная плановая организация, Казначейство,
Аппарат советника по делам таможни при премьер-министре, Государственный
статистический институт, Центральный банк, Совет по конкуренции, Совет
по рынкам капиталов, Национальный центр продуктивности, Управление по
развитию малой и средней промышленности, Союз палат и бирж Турции, Союз
банков Турции, Фонд развития технологий, Турецкий институт патентов, компания
<Тюрк Телеком>, Центр по развитию экспорта, Институт развития информационных
технологий и электроники, Секретариат союзов экспортеров средней Анатолии,
Совет по внешнеэкономическим связям, Союз международных перевозчиков,
Общество агентств и посредников в области международных перевозок.
Первое заседание Совета по координации электронной торговли состоялось
16 февраля 1998 г. Таким образом, развивавшаяся ранее (с 1995 г.) в основном
стихийно электронная торговля с 1998 г. получила всестороннюю государственную
поддержку. Основная деятельность Совета ведется в трех рабочих группах:
правовой, технической и финансовой.
В настоящее время основными задачи государственной политики по развитию
электронной торговли являются следующие:
- создание необходимой технической и административной базы (информационная
инфраструктура Турции должна предоставлять возможность свободного обмена
информацией в любой точке страны, на высокой скорости и по доступным ценам,
кроме того, необходимо создание механизма сертификации субъектов электронной
торговли, включая использование шифров, электронных удостоверений личности,
электронных подписей);
- создание законодательной базы (в частности признание юридической силы
документов, существующих только в электронном виде, признание электронной
подписи наряду с оригинальной подписью, вопросы защиты прав потребителей,
прав физических лиц, авторских прав, налогообложения электронных сделок);
- принятие мер по стимулированию развития электронной торговли (поощрение
малых и средних предприятий, занимающихся электронной торговлей, минимизация
стоимости коммуникационных услуг, использование возможностей электронной
торговли государством);
- приведение национальной политики в области электронной торговли в соответствие
с мировыми стандартами (изучение опыта в данной сфере международных организаций,
в частности, ОЭСР, ООН).
С 1998 г. в Турции осуществляются так называемые пилотные проекты в
области электронной торговли.
Одним из таких проектов является создание торговых точек (trade point)
- своеоб-разной основы будущей инфраструктуры для электронной торговли.
В настоящее время создана Анкарская торговая точка (тур. аббревиатура
- ATN), ведутся работы по ее расши-рению и созданию аналогичных узлов
в других городах Турции. Анкарская торговая точка создана на базе Центра
по развитию экспорта и в настоящее время представляет собой ин-формационно-коммерческий
интернет-портал. Вместе с тем, после окончательного завер-шения формирования
Анкарской торговой точки она будет представлять собой интегриро-ванную
информационную систему, нацеленную на проведение всех видов операций,
необ-ходимых при электронных сделках. Среди различных мероприятий по совершенствованию
данного информационного ресурса можно назвать взаимодействие турецкого
Центра по развитию экспорта с Центром по развитию торговых точек при ООН
(UNTPDC) в области внедрения проекта SEAL (Secure Electronic Authenticated
Link), нацеленного на развитие системы сертификатов безопасности и электронных
подписей. Одновременно ведутся ра-боты с Аппаратом советника по делам
таможни при премьер-министре по автоматизации таможенных процедур и их
интеграции в единую систему электронных внешнеторговых операций.
Значительная роль в становлении электронной торговли в Турции отводится
так на-зываемой сети KOBI-Net (сеть малых и средних предприятий, www.kobinet.org.tr).
В на-стоящее время эта сеть объединяет около 6000 предприятий. Сеть обеспечивает
оператив-ный обмен информацией между предприятиями по конъюнктуре рынков
товаров и услуг, законодательной базе. В ближайшем будущем также планируется
интегрировать данную информационную систему в общенациональную структуру
электронной торговли.
В области программного обеспечения ведутся работы по приведению национальной
системы электронной торговли и сертификации в соответствие со специальным
протоко-лом обмена информацией для электронной торговли X.509. Соответствующее
подразделе-ние Совета по координации электронной торговли провело маркетинговое
исследование в области рынка программных продуктов для электронной торговли.
В результате у ирланд-ской компании Baltimore Inc. был закуплен пакет
UNICERT с несколькими лицензиями для установки в основных государственных
структурах, занимающихся вопросами регулиро-вания и сертификации электронной
торговли. Пакет представляет собой систему <клиент-сервер> на платформе
ORACLE, работающую с вышеуказанным коммуникационным протоколом.
Одним из наиболее актуальных вопросов развития рынка информационных
техно-логий в Турции в последние годы стал вопрос о защите авторских прав
на программные продукты и борьбе с пиратским программным обеспечением.
Турецкое правительство со-вместно с международным агентством осуществляет програм-му контроля за программным обеспечением,
используемым в государственных и частных организациях. С марта 2001 г.
вступили в силу дополнения к <Закону о защите интеллекту-альной собственности
и произведений искусства>, касающиеся ответственности за исполь-зование
нелицензированных компьютерных программ. Согласно данным нововведениям,
за использование пиратского программного обеспечения для юридических и
физических лиц предусматриваются следующие меры административной и уголовной
ответственно-сти: штраф от 10 тыс. до 150 тыс. долл. США (за одну программу),
лишение права профес-сиональной деятельности на срок до 3 лет, конфискация
компьютеров и оргтехники, ли-шение свободы на срок от 2 до 6 лет без права
замены денежным штрафом.
Благодаря вышеуказанным законодательным мерам, а также гибкой ценовой
поли-тике, проводимой крупнейшими западными производителями программного
обеспечения на турецком рыке, в последние время Турции удалось достичь
значительных успехов в борьбе с пиратскими компьютерными программами.
<Черный рынок> программного обес-печения сократился до минимальных размеров,
причем основной его сегмент приходится на компьютерные игры.
В Турции уделяется значительное внимание развитию электронной торговли,
как одной из наиболее перспективных сфер современной экономики. 25 августа
1997 г. на заседании Высшего совета по науке и технике Турции было принято
решение о создании Совета по координации электронной торговли. Управление
Советом осуществляет Аппарат советника по внешней торговле при премьер-министре
Турции, функции секретариата возложены на Совет по научно-техническим
исследованиям Турции (TUBITAK). В Совет входят представители следующих
государственных и общественных организаций:
Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство финансов,
Министерство здравоохранения, Министерство транспорта, Министерство по
делам села и сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли,
Министерство культуры, Государственная плановая организация, Казначейство,
Аппарат советника по делам таможни при премьер-министре, Государственный
статистический институт, Центральный банк, Совет по конкуренции, Совет
по рынкам капиталов, Национальный центр продуктивности, Управление по
развитию малой и средней промышленности, Союз палат и бирж Турции, Союз
банков Турции, Фонд развития технологий, Турецкий институт патентов, компания
<Тюрк Телеком>, Центр по развитию экспорта, Институт развития информационных
технологий и электроники, Секретариат союзов экспортеров средней Анатолии,
Совет по внешнеэкономическим связям, Союз международных перевозчиков,
Общество агентств и посредников в области международных перевозок.
Первое заседание Совета по координации электронной торговли состоялось
16 февраля 1998 г. Таким образом, развивавшаяся ранее (с 1995 г.) в основном
стихийно электронная торговля с 1998 г. получила всестороннюю государственную
поддержку. Основная деятельность Совета ведется в трех рабочих группах:
правовой, технической и финансовой.
В настоящее время основными задачи государственной политики по развитию
электронной торговли являются следующие:
- создание необходимой технической и административной базы (информационная
инфраструктура Турции должна предоставлять возможность свободного обмена
информацией в любой точке страны, на высокой скорости и по доступным ценам,
кроме того, необходимо создание механизма сертификации субъектов электронной
торговли, включая использование шифров, электронных удостоверений личности,
электронных подписей);
- создание законодательной базы (в частности признание юридической силы
документов, существующих только в электронном виде, признание электронной
подписи наряду с оригинальной подписью, вопросы защиты прав потребителей,
прав физических лиц, авторских прав, налогообложения электронных сделок);
- принятие мер по стимулированию развития электронной торговли (поощрение
малых и средних предприятий, занимающихся электронной торговлей, минимизация
стоимости коммуникационных услуг, использование возможностей электронной
торговли государством);
- приведение национальной политики в области электронной торговли в соответствие
с мировыми стандартами (изучение опыта в данной сфере международных организаций,
в частности, ОЭСР, ООН).
С 1998 г. в Турции осуществляются так называемые пилотные проекты в области электронной торговли.
Одним из таких проектов является создание торговых точек (trade point)
- своеоб-разной основы будущей инфраструктуры для электронной торговли.
В настоящее время создана Анкарская торговая точка (тур. аббревиатура
- ATN), ведутся работы по ее расши-рению и созданию аналогичных узлов
в других городах Турции. Анкарская торговая точка создана на базе Центра
по развитию экспорта и в настоящее время представляет собой ин-формационно-коммерческий
интернет-портал. Вместе с тем, после окончательного завер-шения формирования
Анкарской торговой точки она будет представлять собой интегриро-ванную
информационную систему, нацеленную на проведение всех видов операций,
необ-ходимых при электронных сделках. Среди различных мероприятий по совершенствованию
данного информационного ресурса можно назвать взаимодействие турецкого
Центра по развитию экспорта с Центром по развитию торговых точек при ООН
(UNTPDC) в области внедрения проекта SEAL (Secure Electronic Authenticated
Link), нацеленного на развитие системы сертификатов безопасности и электронных
подписей. Одновременно ведутся ра-боты с Аппаратом советника по делам
таможни при премьер-министре по автоматизации таможенных процедур и их
интеграции в единую систему электронных внешнеторговых операций.
Значительная роль в становлении электронной торговли в Турции отводится
так на-зываемой сети KOBI-Net (сеть малых и средних предприятий, www.kobinet.org.tr).
В на-стоящее время эта сеть объединяет около 6000 предприятий. Сеть обеспечивает
оператив-ный обмен информацией между предприятиями по конъюнктуре рынков
товаров и услуг, законодательной базе. В ближайшем будущем также планируется
интегрировать данную информационную систему в общенациональную структуру
электронной торговли.
В области программного обеспечения ведутся работы по приведению национальной
системы электронной торговли и сертификации в соответствие со специальным
протоко-лом обмена информацией для электронной торговли X.509. Соответствующее
подразделе-ние Совета по координации электронной торговли провело маркетинговое
исследование в области рынка программных продуктов для электронной торговли.
В результате у ирланд-ской компании Baltimore Inc. был закуплен пакет
UNICERT с несколькими лицензиями для установки в основных государственных
структурах, занимающихся вопросами регулиро-вания и сертификации электронной
торговли. Пакет представляет собой систему <клиент-сервер> на платформе
ORACLE, работающую с вышеуказанным коммуникационным протоколом.