Юзеры из белого дома

ИКТ в госсекторе  | 26 апреля 2004

Счетная палата нашла новый объект для контроля - информатизацию госорганов. Механизмов для реа-лизации этой идеи пока нет. Тем не менее экспери-ментальные проверки уже начались. Первым "под раздачу" попало Министерство обороны.
Российское правительство и другие органы власти не слишком давно стали активными интернет-пользователями. Достаточно сказать, что электронная почта в правительстве появилась только в ХХI веке. Но Счетную палату будет интересовать не компью-терная продвинутость чиновников, а продвижение денежных средств на закупку техники и программно-го обеспечения.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин на семи-наре Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) сообщил, что проекты в области информационных технологий, как правило, весьма рискованны. По разным оценкам, от 40 до 70% таких проектов оказываются неудачными. "А для проекта государственного масштаба риск не-удачи может быть еще больше", - пожаловался пред-седатель палаты. Поэтому г-н Степашин считает, что нужно внедрять в практику контроль за эффективно-стью расходов на информатизацию государственных учреждений.
Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов так прокомментировал газете "Время новостей" суть проверки: "В сфере аудита IT-технологий у нас еще конь не валялся. Премьер-министр поручил нам дора-ботать проект проверок - в части четкого формирова-ния качественных и количественных критериев, по которым нужно будет контролировать IT. В данном случае главная проблема в том, чтобы эффективность расходования средств на информатизацию контроли-ровали не заказчики и не подрядчики. Контролиро-вать должна независимая структура". Пока такой не-зависимой структуры не создано, Счетная палата и решила занять ее место.
Реального механизма финансового контроля над расходами государственных структур и организаций на информационные технологии пока действительно не существует. Вся структура финансирования ком-пьютеризации построена так, что затраты на IТ идут по разным статьям госбюджета и по разным направ-лениям расходования. Информатизация госорганов происходит по двум параллельным направлениям. С одной стороны, существуют федеральные целевые программы (ФЦП) - например, "Электронная Россия". Это основной механизм повышения эффективности вложений госорганов в информтехнологии. Кстати, программа уже неоднократно подвергалась проверкам Счетной палаты и Главного контрольного управления президента России. С другой стороны, происходит спонтанная информатизация отдельных госорганов. Никакой централизованной политики в сфере компь-ютеризации федеральных министерств нет. Нет даже конкретного чиновника, который отвечал бы за эту политику.

Источник газеты "Время новостей" в Минэконом-развития тем не менее подчеркнул преимущества та-кой "дикости" компьютерного рынка министерств и ведомств: отсутствие централизации исключает воз-можность закупать наиболее "откатоемкие" продукты, принимать наиболее дорогие решения. Основной же недостаток - во внедрении несовместимых операци-онных систем. В частности, нет стандартов, которым должна удовлетворять IТ-система, стандартов обмена, передачи и хранения данных.
В бюджетах министерств предусмотрены расходы на информатизацию, объявляются конкурсы на по-ставку компьютерной техники. Часто уже в условиях конкурса прописывают конкретные торговые марки, которые и поставляют технику. Счетной палате как раз и предстоит проверить степень заинтересованно-сти друг в друге госоргана и коммерческой фирмы-поставщика, а также обоснованность ее выбора.
В порядке эксперимента уже проводится оценка эффективности расходов на информатизацию цен-тральных органов управления Минобороны России. До окончания проверок комментировать их в Счетной палате отказываются. Тем не менее источники в Мин-обороны сообщили газете "Время новостей", что кон-трольный орган заинтересовало, сколько средств ми-нистерство потратило на оснащение техникой и на-сколько после этого повысилась боевая готовность войск? Большинство экспертов сходятся во мнении, что проверить экономическую эффективность IТ практически невозможно. Из чего можно сделать вы-вод, что результаты проверок будут зависеть исклю-чительно от "воли" аудиторов Счетной палаты.

По словам Александра Пискунова, среди наибо-лее дорогих проектов в этой области - информатиза-ция работы казначейств, компьютеризация школ, соз-дание Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы" и системы связи и коммуникаций на железнодорожном транспорте. Но аудитор не уточ-нил, когда будут проверены эти программы. В Цен-тризбиркоме газете "Время новостей" сказали, что ничего не слышали об отдельной проверке системы ГАС "Выборы". Пока ЦИК только предоставил в пар-ламент стандартные финансовые отчеты о проведении предвыборной кампании.


Источник: Время новостей
26 апреля 2004

© Фонд "Новая экономика"