Круглый стол «Социальные аспекты использования ИКТ: ИКТ и система образования»


28 июня 2004 года состоялось заседание круглого стола «Социальные аспекты использования ИКТ: ИКТ и система образования», в работе которого приняли участие парламентарии, представители исполнительной власти, бизнеса и общественности, а также преподаватели.

Для участия в работе круглого стола приглашены эксперты Гульнара Краснова (директор Института Дистантного образования Российского университета Дружбы народов , Россия),Федор Кравченко (юрист АНО "Интерньюс" Россия). Это четвертое в ряду мероприятий по работе с Парламентом Беларуси, проводимой в рамках совместного проекта Представительства ПРООН в Республике Беларусь и Правительства Республики Беларусь BYE/03/005 «Содействие в повышении использования информационно-коммуникационных технологий в Республике Беларусь».

На заседании круглого стола отмечалось, что способность страны участвовать в развитии глобального информационного общества во многом определяется наличием необходимого человеческого потенциала - высоким уровнем образования населения, способностью людей собирать, обрабатывать и эффективно использовать цифровую информацию и т.д. С точки зрения человеческих ресурсов Беларусь очень богата и имеет высокий потенциал. В стране созданы благоприятные предпосылки для развития информационного общества и экономики знаний.

Информатизация образования стала одним из приоритетов государственной политики, правительством приняты государственные целевые программы, реализация которых позволила создать базовые предпосылки для внедрения современных технологий в системе образования.

Вместе с тем, современная ситуация с использованием ИКТ в учебных заведениях страны характеризуется целым рядом проблем, требующих для своего решения скоординированных усилий органов законодательной и исполнительной власти и всего общества.

Основной темой дискуссий круглого стола «Социальные аспекты использования ИКТ: ИКТ и система образования» стали концептуальные проблемы комплексной интеграции дистанционного образования в систему образования Республики Беларусь, в частности юридические и технические аспекты внедрения новой формы образования.

Проректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Красовский Владимир Иванович рассказал о ходе эксперимента по организации дистанционного обучения в университете. Он отметил, что отсутствие нормативно-правовой базы для дистанционного образования является сдерживающим фактором. Владимир Кпасовский выразил также озабоченность тем фактом, что в новой редакции законопроекта о Высшем образовании дистанционное образование не упоминается вообще.

Активное участие приняли депутаты Палаты представителей А. Нарейко , А. Лосев, А. Гудков, С. Семашко, которые высказали мнение о том, что дистанционное образования (e-learning) должно найти отражение в новом законе о Высшем образовании.

Выступления экспертов также были посвящены юридическим аспектам внедрения дистанционного образования как новой формы обучения.

Федор Кравченко рассказал о российском законодательстве, регулирующем сферу дистанционного образования.

Гульнара Краснова сообщила о результатах анализа опыт в области дистанционного образования в странах СНГ, заметив, что в этих странах основное внимание на практике уделяется техническим аспектам и дистанционное образование рассматривается только как новая образовательная технология. Г. Краснова подчеркнула, что для эффективного использования потенциала ИКТ в сфер образования необходимо принимать во внимание принципиальную специфику e-learning , как качественно новой образовательной среды. В этой связи, по ее мнению, разработать модельный закон по дистантному образованию для стран СНГ. И такая работа уже ведется в Институте Дистантного образования Российского университета Дружбы народов.

Выступления экспертов вызвало бурное обсуждение у собравшихся ректоров, директоров белорусских ВУЗов, руководителей частных компаний разрабатывающих системы дистанционного обучения.

Участники дискуссии отметили, что несмотря на значительные успехи дистанционного образования в РБ, неоднозначная ситуация сложилась как с сетевыми аналогами образовательных учреждений, так и с сетевыми услугами традиционных учреждений. Отсутствие полноценного правового регулирования процесса развития дистанционного образования в республике, стандартов и должного контроля над качеством услуг может привести к девальвации идеи как чисто сетевого, так и дистантного образования в целом.

В ходе дискуссии неоднократно подчеркивалось, что развитие системы дистантного образования требует соответствующего законодательно - нормативного обеспечение инноваций. Кроме того, по общему мнению участников круглого стола, необходимо разработать конкретную стратегии использования ИКТ в сфере образования и, в частности, внедрения дистантного обучения. Эта стратегия должна учитывать как специфику и традиции Беларуси, так и международный опыт в этой области.


Источник: Bybanner.com
30 июня 2004

© Фонд "Новая экономика"