Благополучие – это когда шагают строем

ИКТ в госсекторе  | 21 июня 2004

Особенность нынешнего этапа развития российской экономики в том, что информационное поле становится не только средством коммуникации и обмена данными, но и емким рынком товаров и услуг, заявил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман во время недавнего визита в Петербург Вот почему в России заинтересованы в обеспечении максимально широкого доступа к широкому спектру информационных услуг. При этом подчеркивалось, что в России придерживаются принципа равного доступа для каждого пользователя к информационным ресурсам. Правда, министр не пояснил, каким способом в нашей стране намереваются добиться этого.

По идее, следовало бы ожидать усиления госполитики в сфере информационных технологий. Однако вместо этого министр дал понять: мол, рынок сам все отрегулирует. Ведь круг игроков на нем продолжает расширяться: доля новых операторов увеличилась до 60%. Причем темпы роста доходов у новых операторов – 52%, что на 22% выше, чем аналогичные показатели компаний с давней историей бизнеса...

Разумеется, Л. Рейман не отрицал, что участие государства могло бы ускорить развитие рынка информационных технологий. Во-первых, равный доступ населения к этим услугам в нынешних условиях обеспечивается только при определенном уровне доходов людей. А ряд социальных групп вообще выпадает из круга потребителей. Это сужает потенциал роста операторов.

Во-вторых, доступ российских компаний к международному рынку нередко ограничивается политическими инструментами, которые используют многие развитые державы мира. А значит, Российское государство должно создавать условия для экспорта отечественных информационных технологий, поддерживать интеллектуальную и научную составляющие в стоимости этой продукции.

В противном случае в России не удастся выйти в этой сфере даже на такой уровень продаж, который зафиксирован, например, в Индии: доходы этой развивающейся страны от реализации IТ-технологий за рубеж в десятки раз больше, чем в РФ. Ведь там государство помогает создавать новые рабочие места в специализированных центрах (технопарках, инкубаторах, кластерах), где технические идеи обретают свойства товара, то есть становятся пригодными для продажи на рынке.

Однако по каким-то причинам, которые Л. Рейман не объяснил, для России опыт Индии считается, по-видимому, непригодным. Поэтому в Минсвязи РФ выбирают европейскую модель развития рынка информационных технологий. Модель, которая предполагает гораздо более высокий уровень его развития, и потому основанную на дальнейшей либерализации отрасли.

В этом решении, на первый взгляд, нет логики. Зачем же тогда нужно заниматься софистикой? Очевидно, чтобы прикрыть неприятную правду: у государства недостаточно средств на информатизацию российского общества. Поэтому реформа отрасли ограничится совершенствованием законодательной и нормативно-правовой сферы. Достаточно, чтобы она была адекватна общеполитическим установкам удвоения ВВП.

А статистика с этой точки зрения благоприятная. Она свидетельствует, что за последние 4 года внутрироссийский спрос на компьютеры вырос более чем в 1,8 раза, а объем услуг по программному обеспечению втрое выше, чем в секторе продаж аппаратных средств. Увеличился также спрос на консалтинговые услуги. Это признак повышения значения информационных технологий для отечественных предпринимателей, которые начинают воспринимать компьютеры и оргтехнику не только как предмет престижа фирмы, а еще и как один из источников конкурентного преимущества и инструмент развития бизнеса. В последние годы удвоился российский рынок оффшорного программирования, создаются совместные с крупными мировыми производителями ПО предприятия. На 35-40% в год увеличивается число постоянных пользователей Интернета. В 2004 году их стало 14 млн., а еще через 6 лет будет 50 млн... Так что, пока рынок информационных технологий будет демонстрировать положительную динамику роста, укладывающуюся в рамки постулата об удвоении ВВП России, в Правительстве РФ будут считать, что программа развития рынка информационных технологий успешна.


Источник: Экономика и время
21 июня 2004

© Фонд "Новая экономика"