Чиновники не могут освоить интернет

ИКТ в госсекторе  | 9 июня 2004

У российских госчиновников отношения с интернетом сложные и противоречивые, такие же как их представления об информационной открытости. Правительство разрешает журналистам посещать свои заседания и одновременно пытается засекретить обсуждение важнейшей реформы - отмены льгот. Баланс между вынужденной прозрачностью и требованиями информационной безопасности пока не найден. Подтверждение -недавний указ президента, запрещающий подключать к интернету компьютеры, содержащие данные по гостайне. Страх перед Всемирной паутиной объясняется особенностями менталитета и прежде всего технической отсталостью: отсутствием защищенных каналов связи. Идея электронного правительства так и останется на страницах программы "Электронная Россия" до тех пор, пока главным аргументом ее противников будет угроза несанкционированного запуска ракеты.

В министерствах и ведомствах давно и со знанием дела обсуждают преимущества электронного правительства, приводя в пример США, где можно купить автомобиль через интернет и правительственный портал Сингапура, который позволяет пользователям получить информацию о службе в армии, выплате налогов, а заодно подыскать квартиру и сообщить о правонарушениях.

Россия - федеративное государство, в котором ответы на "сингапурские вопросы" по идее должны быть получены на уровне регионов. Пока же программа "Электронная Россия" наплодила несчетное множество разобщенных и взаимно не увязанных ведомственных информационных систем. При этом в большинстве госорганизаций, которые по указанию президента обзавелись сайтами, один старенький компьютер на десять человек, а сотрудники министерств пользуются личной почтой, бесплатно зарегистрированной где-нибудь "мейл.ру". Технологическая отсталость наряду с требованиями безопасности приводит к тому, что документооборот осуществляется только на бумаге. Десятки служащих заняты тем, что носят из кабинета в кабинет абсолютно невинные записки.

Панический страх перед всесильными иностранными хакерами приводит к тому, что во множестве госучреждений интернета нет вообще. Полковник Р., сотрудник центрального научно-исследовательского института Минобороны, говорит: "У нас интернета нет. Ну нету. Просили, без толку. Не положено. Кому надо, ходят в Сеть с мобильного по GPRS. Правда, мобильниками в служебных кабинетах пользоваться нам тоже запрещено".

Бывший советник премьера Михаил Делягин вспоминает, что в Белом доме у него не было компьютера, а во время работы в Кремле он в нарушение правил приносил на рабочее место свой модем. Чиновники, имеющие отношения к гостайне, могут подключаться к интернету только через каналы Службы связи при Федеральной службе охраны (бывшая ФАПСИ). По словам Делягина, это технически сделать невозможно, поскольку ресурсы службы связи крайне ограниченны. Самый простой выход - не выставлять секретную информацию в интернет, что и предполагает недавний указ президента, по которому ведомствам, имеющим дело с гостайной, не запрещено подключать свои ПК к Всемирной паутине.

"Большая информационная открытость необязательно подразумевает неизбежную уязвимость. На то существуют системы защиты. И что бы ни писали любители катастрофичной фантастики, IT-профессионалы безопасности знают свою работу хорошо. Важно хотеть и уметь пользоваться их услугами", - говорит президент компании ТрансТелеКом Сергей Липатов.

ТрансТелеКом, один из крупнейших магистральных операторов связи в России, в мае получила сертификат Государственной технической комиссии, который удостоверяет, что IP-сеть компании полностью соответствует требованиям защиты от несанкционированного доступа к информации. Это означает, объясняет Липатов, что госорганы, которые раньше имели защищенные каналы только для передачи сведений, содержащих гостайну, теперь получают безопасный канал для информационного обмена и передачи других данных. Причем не только в центр, но и на места. В распоряжении компании - оптико-волоконная линия связи, протянутая на 45 тыс. км вдоль железных дорог, которая позволяет наладить канал защищенной связи с регионами.

То, что технологии защиты информации в большинстве принадлежат частным предприятиям, - нормально. Никто не делает больше для сохранности наших с вами данных в неприкосновенности, чем Microsoft, предоставляющая правительствам исходные коды своих операционных систем. Россия, кстати, первой в мире сертифицировала Windows XP для обработки конфиденциальных сведений. Вообще же на рынке средств защиты от несанкционированного доступа имеет место серьезная конкуренция. Потребителю, государству в том числе, есть из чего выбирать.

"Главное, чтобы изменился менталитет чиновников и у них появилось желание развиваться, - считает Делягин. - До сих пор же забота спецслужб о присутствии государства в интернете сводится к дискуссиям на тему: надо ли закрыть сайт с анекдотами про президента".


Источник: Финансовые известия
9 июня 2004

© Фонд "Новая экономика"