ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

ИКТ в госсекторе  | 13 сентября 2005

Особое место в реализации названных президентом В.Путиным приоритетных национальных проектов призваны занять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Воплощение в жизнь планов президента по внедрению инновационных образовательных программ, подключению школ к сети Интернет и развитию дистанционных программ обучения просто немыслимо без широкого внедрения ИКТ. Это же относится и к планам по созданию сети специальных учебных центров для военных - "срочников" и "контрактников". Таким образом, в ближайшие три года условия развития отечественного ИТ-сектора прямо или косвенно будут находиться в центре внимания первых лиц государства.

Вопреки заголовкам многих СМИ, внимание президента к ИКТ не ограничилось пожеланием обеспечить к 2008 году доступ к Интернет каждой второй российской школе. Названные В.Путиным направления совершенствования образования как основы для прорывного инновационного развития страны достойны более подробного цитирования.

5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства и Федерального Собрания президент предложил "особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы" и выделение "значительных сумм" на приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей. Одновременно, по мнению главы государства, "должны активно внедряться современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения". "У военнослужащих срочной службы должна быть возможность получить в специальных учебных центрах гражданские дипломы о начальном профессиональном образовании, а у контрактников должна быть возможность готовиться к поступлению в высшие учебные заведения", - говорит президент.

Заметим, что благодаря федеральным целевым программам - таким, как "Электронная Россия (2002-2010 годы)" или "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", - многие названные президентом особые меры поддержки уже давно реализуются. В частности, в столице и в регионах России уже не первый год идет процесс информатизации и компьютеризации школ, осуществляется переподготовка преподавателей. В Москве, например, около 90% школ подключены к Интернету и на 19 школьников приходится персональный компьютер (хотя в среднем по России на компьютер, по некоторым оценкам, приходится более 110 школьников).

Уже после выступления президента России министр информатизации и связи Татарстана Фарит Фазылзянов сообщил, что до конца 2005 года будет завершена реализация программы по подключению средних общеобразовательных школ республики к сети Интернет, осуществляемая в рамках федеральной программы "Электронная Россия". Общий объем затрат на проект, согласно государственному контракту, составляет 37,3 млн. рублей, которые выделяются равными долями из федерального и республиканского бюджетов. В 2004 году к Интернету было подключено 1322 школы Татарстана (81,5 % от общего числа основных и средних общеобразовательных школ республики). А до конца текущего года планируется подключить еще 500 школ.

Подключение школ к глобальной Сети продолжается не только в столицах и нефтедобывающих регионах. В Карелии, например, компьютерной техникой уже оснащены все школы республики, включая сельские. При этом половина из них имеют выход в Интернет и локальные внутришкольные компьютерные сети. В республиканском Центре Интернет-образования ежегодно обучаются компьютерным технологиям более тысячи учителей. Информатизация в школах позволяет широко применять компьютерные технологии для преподавания различных предметов, самостоятельной научной работы учащихся, а так же для обработки баз данных учебных заведений. Не случайно по итогам конкурса "Электронная Россия-2003" Карелия была признана лучшим регионом страны в сфере развития информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Интенсивно идет и переподготовка преподавателей, которые теперь не чувствуют своей "компьютерной отсталости" от школьников и студентов. Так, например, в Московском областном центре Интернет-образования за три года прошли подготовку в области использования ИКТ около 3000 слушателей. Центр Интернет-образования Московской области организует обучение школьных учителей основам пользования ресурсами сети Интернет и применению новых информационных технологий в образовательных целях, в том числе, для проведения основных и дополнительных занятий со школьниками. (Повсеместное использование информационных технологий в Московской области началось с 1998 года, когда областная Дума приняла закон "Об информации и информатизации в Московской области". В настоящее время в области реализуются программы "Электронная Россия", областная целевая программа "Информатизация Московской области на период 2004-2007 годов" и областная целевая программа "Территориальная информационная система Московской области на 2001-2005 годы".)

В Пензенском региональном центре Интернет-образования уже прошли обучение более 2500 человек. Среди слушателей пензенского центра - педагоги, библиотекари, социальные работники, журналисты. Благодаря федеральной программе "Электронная Россия" компьютерная техника проникла в самые отдаленные уголки Пензенской области, и почти в каждой сельской школе успешно осваиваются современные информационные технологии.

На фоне результатов Татарстана, Карелии и Пензенской области президентское пожелание о подключении каждой второй школы к глобальной Сети только к 2008 году не выглядит как "повышенные соцобязательства". Напротив, нынешний темп распространения ИКТ в России не оставляет сомнений в успешной реализации всех планов по совершенствованию образования - по крайней мере, в части использования возможностей компьютеров и Интернет.


Источник: Политком.ру
13 сентября 2005

© Фонд "Новая экономика"