СТУДЕНТ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ. Дистанционное образование позволяет по-новому взглянуть на процесс обучения

ИКТ в обществе  | 7 сентября 2005

До середины октября в Москве будет работать фестиваль идей в области образования, открывшийся в середине августа. Как оказалось, большинство продуктивных идей, пришедших на конкурс уже сегодня, связаны с разработками в области дистанционного образования, которое с вхождением в нашу жизнь интернета обретает уже совсем иной смысл. На Западе преимущества данного вида обучения оценили уже давно. Постепенно и в нашем обществе формируется мнение, что дистанционные технологии могут и должны занять ведущее место в нашем образовании.

При традиционном обучении – студент слушает лекцию и на семинарских занятиях воспроизводит то, что рассказал преподаватель. Как ни крути – именно преподаватель находится в центре системы обучения. Дистанционное образование через дистанционные технологии делает ситуацию обратной. Студент становится в центре образовательной системы. Он получает информацию, которую обрабатывает сам. Преподаватель в большей степени занят тем, что организует пространство самостоятельной работы для студента.

Как считает проректор по учебной работе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Юрий Рубин, практическая организация дистанционного образования в России пошла сегодня по двум направлениям. Первое направление – воспроизведение у нас концепции и технологий зарубежного «открытого» образования, заимствованных из опыта США и Западной Европы. Второе – связано с концепцией дистанционного образования в России Госкомвуза РФ. Между этими направлениями нет антагонизма, однако существенные отличия имеются. В основе второго направления лежит расчет на собственные творческие силы российской высшей школы, на ее научный потенциал.

Конечно же, комплексный подход к организации дистанционного образования предполагает наличие у вуза и у общеобразовательной школы (как главного поставщика для вуза потенциальных студентов) мощной телекоммуникационной базы, имеющей выход во всероссийскую и международную информационную среду.

Заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям Александр Панкратов считает, что такое направление, как дистанционное образование, во многом позволит сохранить достижения отечественной образовательной школы. Вот почему статус этого направления вырастает сегодня до проекта особой социальной важности. «Информационно-консультационные технологии уже охватили практически весь мир, их совершенствование идет быстрыми темпами с использованием самых смелых открытий и технологий, включая достижения в сфере космических телекоммуникаций, – заявил в беседе с «НГ» Александр Панкратов. – Применение этих технологий в образовательном процессе дает возможность перейти к передовым методам в сфере образования, которые приблизят образование к потребителю, сделают его непрерывным и высококачественным».

В составе Федерально-целевой программы Электронная Россия (2002–2010 годы) реализуется проект, ориентированный на решение данной проблемы. В частности, он предполагает подключение бюджетных организаций к компьютерным сетям (создание узлов подключения). Александр Панкратов уверен, что дистанционное образование во многом поможет решить проблему кадров, которая встала перед Россией.


Автор: Олег Владимиров
Источник: Независимая газета
7 сентября 2005

© Фонд "Новая экономика"