Виртуальная Россия


Главная проблема государственной политики в области автоматизации и информатизации деятельности - отсутствие этой политики, констатирует заместитель генерального директора компании "СКБ Контур" Леонид Волков

- Леонид Михайлович, существует ли, по вашему мнению, внятная концепция развития ИТ в органах власти, государственная политика в этом направлении?

- Нет. Такой политики нет даже внутри каждого конкретного крупного государственного органа. Пример: в структуре ФНС России на деньги большого займа Всемирного банка в рамках программы модернизации налоговых органов сделана огромная, архидорогая программа ввода документов налоговой отчетности путем сканирования печатных бланков, а на деньги другого гранта делается монструозный проект ввода данных посредством двухмерных штрих-кодов. Оба проекта решают одну и ту же задачу, при этом ни тот, ни другой нельзя назвать актуальным (это представление данных на бумаге), и ни тот, ни другой толком не работает. И это в налоговых органах - безусловно наиболее продвинутых в плане автоматизации среди всех госструктур.

Больше всего удручает, что подход государства к автоматизации собственной деятельности неверен в корне. Задачи государства очень сложны и становятся все сложнее. Их пытаются решать все более сложными средствами, тратят огромные деньги на технику, софт, телекоммуникационную инфраструктуру. Это безумная и абсолютно бесперспективная гонка. Между тем уникальность государства в том, что только оно может задуматься и подойти с другой стороны - упростить задачу. Та же налоговая отчетность. Использование современных технологий дает налоговикам слишком много соблазнов: они могут собрать столько информации, сколько пожелают. В формах налоговой отчетности - более десяти тысяч показателей. Реально анализируется из них, в лучшем случае, сотня-другая. Собрать успевают, проанализировать - нет. Вот и получается, что автоматизация дает странный результат: где раньше был один бухгалтер со счетами, теперь десять с компьютерами... Единственное, что может сделать государство, чтобы ликвидировать технологическое отставание от бизнеса, от потребности момента, - упростить сами задачи. Но об этом, кажется, никто не задумывается. Еще бы: не будет новых задач - не будет и проектов, требующих многомиллионного бюджетного финансирования.

Поэтому единой государственной политикой в области ИТ является разве что курс на усложнение информационных систем для последовательного проведения все новых и новых тендеров на поставку и разработку непонятно чего в рамках сложившейся модели государственного строя под названием "откатный капитализм".

- А как же ФЦП "Электронная Россия"? Считается, что она и есть практическое воплощение государственной политики в области ИТ.

- "Электронная Россия" - это череда банкетов и пилотных проектов. Смею утверждать: все серьезные внедрения реально работающих крупных ИТ-проектов в органах госвласти (автоматизация в ФНС России, в таможенном комитете, внедрение ЕИИС "Соцстрах" и так далее) осуществлены не благодаря ФЦП, а скорее вопреки ей. Пока еще удается хоть как-то делать реальные вещи инициативой снизу, осуществлять автоматизацию на региональном или ведомственном уровне. А "Электронная Россия" существует в параллельном, виртуальном мире. Например, тендер по лоту "Построение системы электронного взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов" не проводился. Чиновники Минсвязи (тот же заместитель министра Мининформ-связи Милованцев недавно на CNews) рассуждают о том, что вот проведут они тендер, сделают систему, и года через два-три начнется у нас процесс электронного документооборота с государственными органами... Все бы хорошо, да только в стране 150 тысяч юридических лиц этот электронный документооборот уже используют, а с учетом нынешней динамики через два-три года это будет 500 тысяч - и без копейки бюджетных денег. Явления реального мира в "Электронной России" игнорируются, в этом смысле название программы достаточно точно отражает ее суть. А главное, что по результатам, которые по программе достигаются, видно, что даже и обещания "сделаем" малореальны. Делаются прототипы, опытные образцы, которые работают ровно настолько, чтобы быть оплаченными. О реальных внедрениях хотя бы из приличия речи не идет.

- Уровень автоматизации, к примеру, региональных правительств сильно разнится от региона к региону. Почему?

- Особенность государственных структур заключается в том, что очень большая доля сотрудников в них - достаточно аморфная масса, она делает свое дело в целом, но конкретному сотруднику ничего не нужно. Поэтому наблюдается удивительный эффект - если где-то в этом болоте заводится энтузиаст, то он становится движущей силой любого процесса вне зависимости от занимаемой должности. Мы наблюдали, как серьезнейшие вопросы многомиллионного уровня в тех же региональных налоговых фактически единолично решал "человек с моторчиком" на уровне ведущего специалиста или заместителя начальника отдела: по административной лестнице вопросу спокойно давали спуститься до него, а потом решению - молча подняться наверх. Ну и, конечно, наравне с "ролью личности в истории" стоит финансовый фактор. Отличное сочетание получилось в Ханты-Мансийском округе - к деньгам еще и кипуче энергичная Наталья Маслова со своим комитетом по информационным ресурсам. Результат - действительно ощутимые продвижения в региональной информатизации.


Автор: Юрий Немытых
Источник: Эксперт-Урал
5 сентября 2005

© Фонд "Новая экономика"