Электронное доверие


Электронная торговля в России развивается бурными темпами - рост продаж составляет в среднем 40 процентов в год. Правда, пока объемы все еще незначительны: 600 миллионов долларов годовых. Такие цифры прозвучали на пресс-конференции "Электронная коммерция в России: состояние, эффективность, проблема доверия", посвященной подведению итогов комплексного исследования розничного сегмента российской интернет-торговли. Для сравнения: объем товарооборота розничной торговли в целом за 2004 год составил 186 миллиардов долларов. Причины – отсутствие четкой законодательной базы, неразвитая система кредитных карт.

В сфере электронной торговли есть и положительные сдвиги. К примеру, расширение ассортимента товаров, продаваемых через Интернет. Определенные подвижки есть и в правовой сфере. В декабре 2004 года были внесены поправки в закон «О защите прав потребителей», регламентирующие дистанционный способ продажи товара. Также впервые в России было введено такое распространенное в мировой практике понятие, как период охлаждения, которое дает потребителю право в течение 7 дней отказаться от товара без объяснения причин. Правда, закон дает возможность продавцу уклониться от обязательств. Если расчеты между покупателем и интернет-магазином происходят на дому и доставку осуществляет профессиональный консультант, данный вид продаж не считается дистанционным.

Впрочем, главная проблема, тормозящая развитие электронной торговли в России, скорее недоверие потребителей, считают участники пресс-конференции. Оно вызвано, в том числе, и непрозрачностью политики торговых компаний. Повысить доверие потребителей призван проект Национальной ассоциации участников электронной торговли. Он предусматривает создание рейтинга интернет-ресурсов, занимающихся онлайновыми продажами, и введение для таких компаний добровольной сертификации.


Источник: Первый канал бизнеса
7 июля 2005

© Фонд "Новая экономика"