Российское ЖКХ внедрит биллинг и ГИС

ИКТ в госсекторе  | 15 апреля 2005

В связи с проводимой сейчас реформой ЖКХ государство решило взяться за автоматизацию работы этой отрасли, а заодно и за создание модели взаимодействия системообразующих предприятий с органами власти. Соответствующее обсуждение прошло на этой неделе в рамках круглого стола, организованного Центром развития информационного общества («РИО-Центр»). Участники совещания отметили, что пока не стоит торопиться с выбором типового решения для данного вопроса.
До тех пор, пока в ЖКХ не будут использоваться современные информационные технологии, предприятия данной сферы будут нести колоссальные убытки. В результате отсутствия достоверных данных в сфере ЖКХ только в Саратове, по данным министра по строительству и ЖКХ Саратовской области Николая Ольхова, убытки от обслуживания объектов ЖКХ составили в прошлом году около 150 млн. руб. Правда, такая ситуация беспокоит далеко не всех. «Муниципалитеты предпочитают заключать краткосрочные контракты: предприятие разоряется, а они заключают новый контракт с другой организацией», — говорит г-н Ольхов. Возможно, так бы оно и продолжалось, если бы не попытки проведения в России реформы ЖКХ. Естественно, что частный капитал в убыточную и непрозрачную отрасль не пойдет.

Поэтому, как было отмечено в ходе круглого стола, основными задачами информатизации ЖКХ являются создание региональных и централизованных систем хранения данных о состоянии и принадлежности объектов жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, предприятия ЖКХ нуждаются во внедрение биллинговых и гео-информационных систем. «Биллинг-системы в ЖКХ сегодня просто необходимы, в особенности для осуществления учета собственности и процедуры субсидирования, а также для работы в рамках закона о монетизации льгот, — считает генеральный директор „КЭС-Мультиэнергетика“ Сергей Чикуров. — Автоматизация системы учета также позволит увеличить прозрачность компаний, что будет способствовать привлечению инвестиций».

Впрочем, сотрудничество власти и системообразующих предприятий требуется не только в сфере ЖКХ. "Хотя бизнес действует вопреки власти, и самый яркий тому пример — дело ЮКОСа, современная экономика, тем не менее, немыслима без взаимодействия промышленных компаний с органами государственной власти, тогда как недостатки взаимодействия приводят к потерям с обеих сторон, — заявил директор по IT Магнитогорского металлургического комбината («Магнитки») Игорь Виер. Представитель компании Cognitive Technologies добавил, что в связи с ратификацией России Киотского протокола и соответствующим введением ограничений на парниковые выбросы, государству и промышленным предприятиям придется вместе работать над контролем выбросов в атмосферу.

«Многие российские промышленные компании находятся в стадии становления собственных инфокоммуникационных инфраструктур, именно поэтому для них важно в этот период выстраивать взаимодействие с органами государственной власти, — считает первый заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев. — Внедрение информационных технологий позволяет решить двоякую задачу: повысить эффективность существующих направлений деятельности государства и открыть новые возможности для государственного управления, в частности, отраслью ЖКХ. Прежде всего, за счет того, что информатизация обеспечивает механизмы получения госструктурами необходимой базовой информации для принятия решений и для контроля за результатами их реализации».

«Магнитка» является градообразующим предприятием, на котором висит, с одной стороны, необходимость поддержания экологии, и с другой стороны, множество социальных объектов. В связи с этим «Магнитка», по словам г-на Виера, вынуждена была сама стать инициатором создания Концепции построения совершенной системы взаимодействия между государством и крупными градообразующими предприятиями на основе ИТ. Модель, на основе которой это взаимодействие построено на «Магнитке», была приведена присутствующим в пример. А первый заместитель генерального директора ФГУП НИИ «Восход» Николай Мухин сообщил, что его институт, используя эту модель, уже разработал типовую территориальную информационную систему, предназначенную для взаимодействия органов власти и системообразующих предприятий. Система существует в трех разных вариантов, основанных, соответственно, на Oracle, Intersystems и Windows.

Впрочем, ряд участников круглого стола высказали мнение, что не стоит считать модель, используемую на «Магнитке», типовой: «Она, скорее, является нетипичным решением для нетипичного предприятия, и ее нужно сначала опробовать на предприятиях разного масштаба: малых, средних и больших». «Представители бизнеса готовы вкладывать достаточные средства в информатизацию отрасли жилищно-коммунального хозяйства только в том случае, если важность этой задачи найдет понимание со стороны государственных органов управления ЖКХ, чего в настоящий момент не происходит» — подытожил г-н Чикуров.


Источник: CNews
15 апреля 2005

© Фонд "Новая экономика"