ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

ИКТ в обществе  | 6 апреля 2005

"Круглый стол" РАРМП и газеты "Бизнес для всех"

Сегодня само понятие деловой информации и информационного обеспечения предпринимательства стремительно меняется, как меняются инструменты и методы информационной поддержки МП. Все в большей степени это связывается с Интернетом и реализуется через Интернет - с использованием его технологических возможностей. Участники "круглого стола" были едины в том, что поддержка малого бизнеса - это прежде всего его информационная поддержка, законодательное сопровождение бизнеса, консалтинг, поиск партнеров и рынков сбыта, наряду с финансовой и имущественной поддержкой. И в этой связи наибольший интерес вызвали такие проблемы, как соотношение государственных и частных информуслуг, проблемы платности и бесплатности информации для бизнеса, проблемы контента в сфере информационной поддержки предпринимательства.

Информация
и Интернет

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА, руководитель Системы ММЦ: Когда мы говорим об информационном обеспечении предпринимательства, прежде всего имеем в виду Интернет. И это, действительно, мощный ресурс. Важно при этом обеспечить наполняемость этих ресурсов той информацией, которая в данный конкретный момент жизненно необходима для предпринимателей. Но жизнь-то многообразна - она меняется, и, соответственно, одни потребности снимаются, другие возникают. На сегодня мне представляется весьма актуальным вопрос о технологических возможностях доступа малого бизнеса к Интернету. Недавно мне попалась на глаза такая вот информация: в России только 20% населения телефонизировано. Думаю, остроту этой проблемы можно ослабить, если Интернет-технологии будут достаточно быстро распространяться. Важным фрагментом информационного обеспечения малого бизнеса остаются пресса, телевидение, разного рода печатная информация, имеющаяся на рынке информационных услуг. И, наконец, не утрачивает своей роли вербальная информация, т.е. прямое консультирование предпринимателей, которое может оказаться даже эффективней, чем считывание информации в Интернете.

Игорь ГОРОДНИЧИЙ, президент Московского центра развития предпринимательства: Информационное обеспечение, в широком понимании слова, - это не просто какие-то информационные ресурсы: какой бизнес выбрать, где открыть МП и т.д. Без информации бизнес в принципе не может существовать и, прежде всего, информации в сфере законодательства. В этой связи возникает вопрос, как в этом должно участвовать государство? Только ли тем, что издавать законы и требовать их исполнения. Чтобы иметь возможность спрашивать с граждан, государство должно информировать предпринимателей о своих решениях и требованиях. Чтоб не получалось по принципу: "Незнание законов не освобождает от ответственности за их неисполнение". Попытки создать систему информационного обеспечения малого бизнеса на федеральные средства, к сожалению, не увенчались успехом. При этом разрабатываемые программы не исполнялись, сети быстро старели, компьютеры изнашивались морально и физически, информация устаревала. Важным моментом стало участие во всем этом региональных администраций, которые поняли, что поддержка МП - это нужное и полезное для них дело, выгодное с точки зрения рынка. Наглядный тому пример - Москва, а вслед за Москвой появились островки такой системы в крупных городах России. Что касается Москвы непосредственно, то при отсутствии федеральной системы информационного обеспечения функции федерального центра выполняет именно Москва, и это выгодно городской власти, поскольку способствует развитию межрегиональных деловых связей столицы с другими регионами России и зарубежными странами.

Е.Емельянова: Хочу уточнить по поводу федеральных программ поддержки МП. Их беда заключалась в том, что они сосредоточились только на "железе", хотели раздать компьютеры - и раздали их. В регионах ресурсы создавались по-разному: где-то на базе ТПП, где-то на базе ЦНТИ или агентств. Но не было создано ни единой идеологии, ни единого стандарта по наполняемости ресурсов. Московская же система при ее создании отталкивалась от единой идеологии. Когда И.Городничий начинал конструировать эту систему, он прежде всего сделал анализ информационных потребностей малого бизнеса Москвы. Хочу сказать слово в защиту последней Федеральной программы господдержки МП на 2005 год: в ней одним из разделов предусмотрена информационная поддержка малого бизнеса. Обещано также, что в свободном доступе будут законодательные документы по вопросам МП. Правда, у меня есть ощущение того, что создаваемый на федеральном уровне портал - только еще прообраз того инструмента, который позволит достучаться до каждого чиновника по электронным средствам. Как раз с И.Городничим мы участвовали в международном форуме Черноморского бассейна, где нам демонстрировали германские специалисты, как строится работа с ресурсами на уровне муниципального образования: обозначены свободные участки, названы цены, адреса возможных партнеров и др. Хрустальная мечта для наших предпринимателей!

И.Городничий: Тем не менее, на государственном уровне пока не принято сколько-нибудь серьезных решений. Есть, правда, идея Минэкономразвития - поручить всем чиновникам дружно отвечать на вопросы предпринимателей по электронной почте. В США, действительно, такая система действует: на запрос гражданина любой департамент обязан строго по регламенту дать ответ, но для России это вряд ли применимо сегодня. Еще к 1 января 2003 года у нас планировалось создать портал малого бизнеса в сети Интернет - портал должен был реализовываться в рамках программы "Электронная Россия", однако так до сих пор и не реализован. Тем не менее, информационная поддержка в разных видах существует, и я бы предложил рассмотреть такой ее срез, как разделение информации на государственный информационный ресурс и ресурс деловой, предпринимательской, коммерческой информации. Именно негосударственная - деловая информация позволяет непосредственно вести бизнес - осуществлять поиск партнеров, продвижение продукции и услуг. В Москве нам удалось создать такие информационные площадки, такое информационное поле, в рамках которого предприниматели могут обмениваться информацией. Это и обмен адресами, и сайты производителей товаров и услуг в сети Интернет, инвестиционные проекты, купля-продажа бизнеса и многое другое. Такие площадки помогают предпринимателям быстрей находить друг друга.

Доступ
к информации

Марина КРОХИНА, гендиректор ММЦ "Калуга-Москва": Расскажу о том, какая информация является наиболее востребованной у предпринимателей Калуги. Для этого обратимся к результатам исследования проблем развития малого бизнеса и роли предпринимательства в экономике города, проведенного в 2004 году специалистами ММЦ "Калуга-Москва" по заказу Городской Управы г.Калуги. По мнению самих предпринимателей, информационное обеспечение бизнеса все еще остается довольно низким. В Калужском регионе имеется ограниченное число Интернет-ресурсов, данные которых носят низко информативный характер. Это касается в первую очередь Интернет-ресурсов региональных и муниципальных администраций, которые, как правило, в недостаточной мере отражают потребности предпринимателей в той или иной информации. В частности, на вопрос: "Хотели бы вы иметь более быстрый доступ к информации о муниципальном правовом поле, регулирующем предпринимательскую деятельность?", - большинство опрошенных (свыше 80%) ответило утвердительно, однако указывали на то, что такая информация на сайтах либо отсутствует вообще, либо своевременно не актуализируется. Многие предприниматели отмечали отсутствие необходимой информации о действующем порядке и правилах ведения предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, называлось в качестве причин возникновения административных барьеров.

Рассматривался такой пример. Предприниматель, который хотел получить землеотвод под строительство, прежде чем принимать решение, хотел иметь подробную информацию о порядке выделения земельного участка, о том, какие шаги он должен предпринять для решения данного вопроса, каковы последовательность действий и объем финансовых затрат. Но в свободном доступе этой информации нет. Для получения такой информации часто приходится терять массу времени. Многие предприниматели (свыше 40%) отметили важность информации о состоянии рынков. Получение такой информации возможно только через проведение маркетинговых исследований, т.к. сведения из открытых источников, в т.ч. предоставляемые областным комитетом госстатистики, по мнению многих экспертов, имеют низкую достоверность и плохо адаптированы для использования в коммерческих целях. Предприниматели отмечали, что информационной поддержкой малого бизнеса должны заниматься местные администрации. На вопрос: "В какой форме должна оказываться поддержка малому бизнесу со стороны властей?" 57,1% назвали информационное обеспечение. Именно администрации владеют той полезной и необходимой для ведения предпринимательской деятельности информацией, в частности, о новых законодательных и нормативных документах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Около 80% считают необходимым создать при Городской Управе информационно-консультационный орган, дающий бесплатные консультации по вопросам предпринимательской деятельности. Чуть меньшее количество предпринимателей считает необходимым создать Единый городской центр поддержки МП, где можно получить полный набор консультационной, в т.ч. информационной помощи. Такая потребность вызвана тем, что город Калуга располагает отдельными элементами рыночной инфраструктуры. В городе существует значительное количество различных консалтинговых организаций - аудиторских, юридических, оценочных, рекламных, значительное количество финансово-кредитных учреждений. Однако, не всегда предприниматели информированы как о наличии таких структур, так и о качестве оказываемых услуг. Создание Центра поддержки предпринимательства в городе позволит предпринимателям сэкономить время и средства на поиск необходимой информации.

Дина СМЕКАЛОВА, руководитель Владимирского областного отделения "ОПОРЫ РОССИИ": Меры информационной поддержки предприятий во Владимирской области можно разделить на две группы - поддержка со стороны органов исполнительной власти и сотрудничество предприятий региона напрямую со средствами массовой информации. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как проведение единых информационных дней для журналистов по наиболее актуальным темам, в том числе по вопросам экономического развития региона. Говоря об информационном сопровождении деятельности владимирских предприятий, необходимо отметить и усиливающуюся работу самих предприятий области по развитию взаимодействия с региональными СМИ. Наиболее ярким примером в этом отношении является проведение PR-туров для представителей печатных и электронных СМИ, в ходе которых проводятся не только экскурсии и пресс-конференции, но и различные семинары и тренинги, посвященные вопросам наиболее эффективного информационного освещения деятельности промышленных предприятий. В PR-турах участвуют не только журналисты, но и руководители пресс-служб предприятий, представители органов местного самоуправления, преподаватели и студенты вузов области.

Валентина ПАРФЕНОВА, зам. начальника отдела МП Минэкономразвития и внешних связей Хабаровского края: У нас уже два года действует веб-сайт "Малый бизнес Хабаровского края", где представлена актуальная информация по проблемам малого предпринимательства. С помощью сайта мы надеемся расширить возможности информационного обеспечения субъектов МП. Существует раздел сайта, посвященный начинающим предпринимателям, в палате проводятся тренинги и семинары. Хотелось бы открыть бизнес-инкубатор с полной инфраструктурой, в том числе и с информационными ресурсами. Но пока это не удается сделать.

Марина ЦИНКИНА, специалист по связям с общественностью Комитета по развитию МП Свердловской области: По инициативе комитета создан и поддерживается специализированный сайт "Информационная поддержка предпринимательства Свердловской области", который содержит разделы "Политика государственной поддержки", "Полезная информация для ведения бизнеса", "Состояние малого бизнеса", "Состояние инфраструктуры", "Государственное регулирование и контроль МП", "Органы государственного контроля". Кроме того, на сайте публикуются новости, касающиеся сферы малого бизнеса. Действует форум с обсуждением новостей, законопроектов, призванный способствовать обмену информацией между Комитетом и пользователями сайта. В настоящее время регистрируется свыше 16 тысяч посещений сайта в месяц. Разделы сайта - "Новости", "Информация", "Услуги" (распространение производственных заказов предприятий на изготовление тех или иных деталей среди других производственных предприятий, поиск потенциальных поставщиков, размещение информации о предприятиях на сайте). Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области издает информационно-методические материалы. В этом году планируется выпустить информационное пособие для предпринимателей "Как защитить себя при проверках". Пособия распространяются через муниципальные фонды поддержки предпринимательства и муниципальные библиотеки.

Олег ЧЕТВЕРИКОВ, руководитель Комитета по поддержке и развитию МП Оренбургской области: Информационное обеспечение предпринимательства на региональном уровне, несомненно, должно осуществляться на основе создания и использования современных информационных технологий. Эффективное развитие рынка деловой и коммерческой информации требует вовлечения в создание информационной системы как государственных, так и частных инвестиционных ресурсов. Консолидация государственных, общественных и коммерческих организаций с целью развития инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательства должна строиться на базе комплексных соглашений по созданию и развитию информационного рынка товаров и услуг. Одновременно с этим необходима координация федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере информационного обеспечения предпринимательства, внесения соответствующих изменений в законы и нормативные акты.

Нужны государственные информресурсы

И.Городничий: Ситуация с формированием государственного информационного ресурса вообще никакая - никем не формируется. Законодательную информацию можно сегодня получить через агентства "Гарант", "Консультант Плюс" - это их бизнес. Но проблема не так проста. Платить 150 долл. в месяц - это неподъемно для малого предприятия. Формально государство информирует предпринимателей в сфере законодательства - публикует законы в "Российской газете". Но кто же станет все это собирать, вырезать, где-то хранить, удобней такую информацию содержать и использовать в электронном виде. В Москве на средства городского бюджета создана единая база данных по законодательству России и Москвы - сегодня это один из самых востребованных ресурсов. Естественно, не каждый предприниматель может легко добраться до этой информации - существует проблема доступа в Интернет. Частично она решается через механизм поиска информации в локальной версии на "CD-диске". Но в целом приходится констатировать, что государственные ресурсы на сегодняшний день в стране отсутствуют. Государство не берет на себя никаких федеральных функций - в результате некому объединить информационные ресурсы. Вот приезжают к нам инвесторы, просят предоставить базу данных по инновационным проектам. Но никто такую базу предоставить не может. В лучшем случае, существуют какие-то справочники, перечни, каталоги, красиво оформленные, но не дающие реального представления об инвестиционном климате в стране, о наличии инновационных проектов. И чтобы без большого риска вложиться в какой-то проект, инвестору приходится перелопачивать горы информации. За всем этим - серьезная проблема создания единого классификатора информации. Ситуация на сегодня такая: система растет, ресурсов накапливается много, но нет системы классификации, как бы "причесывания" этой информации, чтобы было легче вести ее поиск. В Москве такой классификатор формируется. Сложней обстоит дело в регионах. И я думаю, что это все-таки задача федеральной власти. Это вопрос не столько финансирования, сколько вопрос администрирования. На базе имеющихся ресурсов строить государственный классификатор просто невозможно. А мы ведь хотим построить систему более легкого поиска информации для предпринимателей.

Валерий РОМАНЮК, главный редактор газеты "Бизнес для всех": К этому заседанию "круглого стола" мы получили из регионов разного рода материалы и предложения по совершенствованию информационной поддержки малого предпринимательства. Многие хотели бы иметь, по примеру Москвы, единые информационные центры, информационно-консультационные и прочие структуры, в которых можно было бы получать исчерпывающую информацию, необходимую для ведения бизнеса - как коммерческую, так и консультативную, учебную и пр. Но при этом утверждается, что создаваться такие центры должны за счет федерального бюджета. В известном смысле эту точку зрения поддерживает руководитель Центра формирования предпринимательской среды ИМИР госуниверситета ВШЭ Александр Виленский. Он предлагает обеспечить для предпринимателей получение льготных информационных услуг определенного базового перечня. "Лучше - бесплатных и качественных, - заявляет А.Виленский. - Для этого они должны каким-то образом субсидироваться". По его мнению, "функции косвенной субсидиарной поддержки объединений предпринимателей должно взять на себя государство. Конечно, субсидии нужно давать крепким объединениям и только на конкурсной основе". Как говорится, чтоб все было "и дешево, и сердито".

И.Городничий: Я бы ответил вопросом на вопрос: а кто-нибудь видел где-нибудь "бесплатное качество"? Я бы исходил из простых вещей. Есть информация, которую обязано предоставлять государство. А вот создание качественной базы деловых предложений - это, наверное, должно определяться коммерческой составляющей. И, слава Богу, что в Москве она есть. Во всем мире существует информационный рынок, он должен быть сформирован и в России. Что касается платности и бесплатности, за коммерческую информацию везде платят. Если мы обращаемся за консультацией к юристу - это платная услуга. Точно так же надо платить и за коммерческую информацию. Какую-то поддержку могут оказать бизнесу региональные бюджеты. В Москве есть различные базы данных, доступ в которые тоже бесплатный. Но тем не менее, не может быть бесплатным абсолютно все!

Е.Емельянова: Мое глубокое убеждение, что на переходном этапе развития экономики, на котором мы находимся, и в таком состоянии, в каком пребывает малый бизнес, при отсутствии капитализации, при дефиците оборотных средств информационная поддержка малого бизнеса - это исключительно забота государства, по всей вертикали управления. Государство должно быть заинтересовано в создании необходимых информационных ресурсов для малого бизнеса. По этому пути пошло Московское правительство. И это дает некий синергетический эффект. Да, Департамент поддержки и развития МП вкладывает большие средства в создание информационных ресурсов, но, с другой стороны, если учесть, что число пользователей достигает 46 тысяч в день, то мы можем говорить о высокой отдаче от вложенных средств. Причем это тот ресурс, которым может воспользоваться любой предприниматель и не единожды. Это не зря потраченные деньги. Поэтому, мне кажется, требовать сегодня от нашего бизнеса, чтобы он оплачивал информационные ресурсы, созданные государством или инфраструктурой, было бы не правильно. Государство должно осознать, что это одна из прорывных точек экономики и постараться помочь малому бизнесу воспользоваться информационными ресурсами. Другое дело коммерческие компании: они на то и коммерческие, чтобы деньги зарабатывать. Только вряд ли наш малый предприниматель "потянет" их расценки.

Александр АНТОПОЛЬСКИЙ, зам. директора НТЦ "Информрегистр": Сейчас наиболее солидные информационные ресурсы для обеспечения малого предпринимательства созданы в Москве. В большинстве регионов они достаточно бедные. И прежде всего потому, что у нас почти нет государственных систематизированных информационных ресурсов федерального уровня. И это несмотря на то, что еще два года назад вышло постановление Правительства РФ № 98, которым предусматривалось создание федеральных информационных ресурсов для предпринимателей, в этом должны были принять участие более 70 ведомств. То, что предусматривалось постановлением, выполнено всего на 5-6%. Ведомства информации просто так не дают. Совершенно очевидно, что для сектора инновационных малых предприятий должны быть созданы информационные ресурсы, учитывающие специфику инновационной деятельности. Но до сих пор даже не определено, в чем должна заключаться специфика такой информации, кто должен такую информацию давать, какова в этом должна быть роль государства. И это при том, что на эту работу денег уже затрачено немало, в первую очередь по проекту "Электронная Россия".

В.Романюк: Мы располагаем данными социологического опроса не только по Калужской области. Результаты проведенных социологических опросов представителей малого бизнеса г.Азова (Ростовская область) свидетельствуют о том, что предприниматели ощущают недостаток информированности как раз со стороны администрации города. По пятибалльной шкале опрошенные оценили уровень своей информированности только на 2,5 балла. Так, около половины предпринимателей нуждаются в разъяснении по поводу применения новых правил налогообложения (47,1%) и проведения налоговых проверок (44,1%); две трети из-за незнания законодательной базы неспособны отстоять свою точку зрения в спорах с представителями контролирующих структур; только один из пяти знает о возможности своего участия в общественной экспертизе нормативно-правовых актов областного уровня. Некомпетентность большей части предпринимателей просто не поддается описанию. Вот на прошлом заседании "круглого стола" речь зашла о кредитных потребительских кооперативах и об источниках их финансирования. И выяснилось, что докладчик - представитель Общества купцов и промышленников, только на заседании "круглого стола" узнал о существовании Муниципальных фондов поддержки МП округов г.Москвы и о возможностях воспользоваться их кредитами. А ведь эти фонды существуют много лет, и рассказывали мы об их деятельности великое множество раз.

Проблема платности и бесплатности услуг

Александр БОНДАРЕВ, гендиректор МЦДИ "БИНЕК": Хочу продолжить разговор о платности и бесплатности информационных ресурсов. Мне кажется, тут должна быть четкая грань. Надо определить и систематизировать информационные ресурсы, которые, действительно, должны оставаться бесплатными и общедоступными для всех предпринимателей. Ну а коммерческая информация должна оставаться платной, может быть, даже в чем-то с запредельными ценами. Во всем мире существует такое разделение - на информационном, на технологическом уровне. Скажем, общедоступная информация может быть сконцентрирована в префектурах. Важно, чтобы можно было сюда прийти и поработать в Интернете. Недавно коллегия Юго-Восточного административного округа рассматривала вопрос о поддержке малого бизнеса, в том числе информационной. Там высказывалось предложение - создать общественные пункты прямого выхода в Интернет, бесплатные для всех пользователей. Но какие-то ресурсы, например, результаты маркетинговых исследований или подготовка коммерческого договора - при всех вариантах не могут оставаться бесплатными, за них надо платить. Если качество услуг того заслуживает - платить за них будут.

Артем КИСЕЛЕВ, гендиректор Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства: Хочу поддержать позицию А.Бондарева: какая-то информация должна быть бесплатной для пользователя, какая-то - нет. Однозначно бесплатной должна быть информация, предоставляемая федеральными и региональными органами власти - законодательного характера, о нежилых помещениях, находящихся в распоряжении региональных властей. Что касается деловой информации, часть ее также может оставаться бесплатной. Я имею в виду основной информационный поток, которым предприниматели и так пользуются бесплатно, например, через портал "Малый бизнес Москвы". Мы реализуем этот поток через портал subcontract..ru. У нас порядка тысячи обращений ежедневно. Пока правительство Москвы находит возможность поддерживать такой информационный канал, он будет бесплатным, и это правильно. Но при этом у нас есть абсолютно коммерческие вещи, когда к нам обращаются крупные германские, французские или финские фирмы и просят, например, провести анализ рынка альтернативных поставщиков, осуществить целевой поиск субконтракторов, провести тендер и др. Эти целевые платные услуги представляют собой платный сервис, и я не понимаю, почему такие серьезные работы мы должны проводить бесплатно. Делается все это за деньги, правда, пока небольшие.

И вот что еще хотелось бы отметить - вопрос контента. Федеральная и региональная власти должны нести ответственность за формирование контента информации для МП, кто-то должен этим заниматься - пополнять ресурсы, актуализировать информацию - и о законодательных изменениях, и о состоянии нормативно-правовой базы, о тех же нежилых помещениях. Сейчас мы работаем как открытый канал, в который обращается большое количество малых предприятий. Многое меняется на карте города - создаются технопарки, промзоны, в которых размещаются малые предприятия. Начаты работы по технозоне "Метромаш". Но далеко не все такие объекты охвачены информационными ресурсами. Было бы правильно, чтобы информационная поддержка не отставала от развития города, чтобы информационные сети охватывали все промзоны, "Пром-сити-Москву", в том числе.

Вопрос: Субконтрактная информация - это ваш наиболее востребованный ресурс?

А.Киселев: Наш ресурс - узкоспециализированный. И я назвал цифру его востребованности. Ресурс нацелен на развитие кооперационных связей. Но при этом мы задействуем не только собственные ресурсы, но и всю сеть малого бизнеса Москвы. Ну а предложения предпринимателей мы можем разместить еще в разделе "Деловые предложения", в других порталах и сайтах. Использование всех этих ресурсов повышает посещаемость, как минимум, на треть.

Информация
об информации

Марк АРАНОВИЧ, гендиректор НДП "Альянс Медиа": Полтора года назад мы создали центр телепрограмм, который успешно функционирует и уже снял более полутора тысяч видеосюжетов. Мы можем сегодня говорить, что такая система видеоинформации успешно работает. Думаю, для такой функции, как популяризация МП, ничего другого и не нужно. Рубрика "Бизнес-портреты" помогает наглядно представить предлагаемые услуги. Это ПРОПАГАНДА, и она необходима для развития всего малого бизнеса. В ТВ много направлений - и уже упоминавшиеся бизнес-портреты, и спецрепортажи (на острые темы), и новостные еженедельные обзоры. Но и это - только часть информресурсов "Альянс Медиа", которые посещают до 46 тысяч человек в день. Ресурсы, как видим, востребованы. Но наиболее посещаемы информресурсы действующего законодательства, положения законов (включая их редакции), что важно для отслеживания изменений в законодательстве. Весьма посещаема новостная лента (18 электронных изданий, включая периодические). Популярны деловые предложения, позволяющие найти делового партнера, необходимые товары и услуги, которые в свободном доступе размещают сами предприниматели.

Если чего и не хватает у нас, так это ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНФОРМАЦИИ. Беда в том, что далеко не все знают о существующих информресурсах. А ведь информацию несет сегодня не только Интернет, есть еще различные печатные издания, обзоры ТВ и прочее. Сегодня надо подумать о том, как продвигать те информресурсы, которые у нас есть, чтобы о них узнало как можно больше пользователей. Конечно, мы более всего заинтересованы в московских предпринимателях. Но поскольку эта информация открытая и содержит ресурсы федерального уровня, специального отсева мы не ведем: наша система открыта для всей страны. Ну а насчет платности и бесплатности, я поддерживаю высказанную уже позицию, что информация, представленная госорганами, должна представляться бесплатно для малых предприятий. И ни в коем случае не на коммерческой основе. Ну а коммерческие структуры могут действовать, как им вздумается - платно или бесплатно. В принципе любая информация стоит денег, другое дело, что в одном случае ее оплачивает государство, в другом - сами предприниматели.

В.Романюк: По поводу информации об информации. Газета "Бизнес для всех" каждый новый год начинает с публикации раздела "Как начать свое дело", в котором на протяжении 6-7 номеров дается информация, куда обратиться за советом и помощью в организации собственного дела, как зарегистрировать бизнес, составить бизнес-план, найти помещение, каковы возможности получения субсидии или кредита, какие объекты инфраструктуры МП решают те или иные проблемы; даются их точные названия, приводятся почтовые и электронные адреса. И каждый раз мы убеждаемся: люди не знают элементарных вещей, и после появления в газете подробнейшей информации вновь и вновь задают элементарные вопросы. И не только начинающие бизнесмены, но и многоопытные монстры. И все с тем же упорством пытаются добыть информацию достаточно качественную и непременно бесплатную. Как все-таки поставить точки над "i" в этой повторяющейся раз за разом ситуации?

Реплика с места: Вывесите информацию во всех налоговых инспекциях - там бывают все предприниматели. Пока выстаивают очередь - они с ней детально ознакомятся.

Александр ВИЛЕНСКИЙ, руководитель Центра формирования предпринимательской среды ИМИП Госуниверситета ВШЭ: В Москве уже сформировался рынок сервисных услуг для малого бизнеса, оказываемых специализированными инфраструктурными организациями. Отметим, что некоторые из таких организаций созданы по инициативе государства и даже частично финансируются государством. Модернизировать сложившуюся систему совсем не просто. Тут нужна либо кардинальная перестройка государственной политики стимулирования инфраструктурных организаций поддержки малого бизнеса в пользу объединений предпринимателей, либо надо сохранить нынешнее положение в надежде на то, что объединения предпринимателей обойдутся без государственной поддержки своей сервисной деятельности для МП и найдут какие-либо другие стимулы (например, через движение к саморегулированию) для дополнительного привлечения новых членов в свои ряды.

Олег МОЛОДЦОВ, советник президента Московской ассоциации предпринимателей: Информация об информационных ресурсах - это, действительно, актуально. Многие предприниматели часто просто ничего не знают даже о существовании информационного портала НДП "Альянс Медиа" и многих структур поддержи предпринимательства. Наша ассоциация пытается вести информационно-разъяснительную работу в процессе живого общения с предпринимателями. В информационном обеспечении бизнеса Москвы слабым местом остается освещение проблемы подбора кадров. В Москве действует множество различных учебных заведений, центров, курсов по подготовке кадров для рыночной экономики. Но информации о них очень мало. Есть, например, очень хороший центр подготовки кадров "Профессионал". Предпринимателю, чтобы узнать конкретно, каких специалистов там готовят, надо самому приехать в этот центр. Дистанционно получить такую информацию невозможно. Это тот случай, когда Московский фонд подготовки кадров мог бы предоставить возможность предпринимателям пользоваться информацией о выпускниках "Профессионала" и некоторых других учебных центров бесплатно.

Светлана ЗАНГЕЕВА, президент Национального фонда развития МСП: Я полагаю, что часто встречающаяся у предпринимателей неинформированность о том, какие существуют структуры поддержки, услугами которых они могли бы воспользоваться, какие есть информационные ресурсы, специально для них созданные - это результат их собственной инертности. Источники информации ведь есть. Прежде всего это газета "Бизнес для всех", которая и собрала нас на этот "круглый стол" - издание, являющееся той площадкой, которая объединяет всех нас. Малому бизнесу, который превращается в очень серьезный сектор экономики, необходима предметная, достоверная, доступная и системная информации. К сожалению, многие порталы, а мы анализировали опыт информационного обеспечения бизнеса во многих регионах, представляют собой весьма разношерстное информационное поле. Оно недостаточно систематизировано и поэтому информация с трудом доходит до предпринимателя. Участвуя в создании концепции закона о творческой деятельности как одном из направлений развития малого и среднего бизнеса, экспертная группа Совета по развитию малого предпринимательства при председателе Совета Федерации, чтобы частично исправить положение, разработала единый предметно-алфавитный классификатор нормативно-правовых актов в области малого и среднего предпринимательства. Но это, конечно, не исчерпывает работы по систематизации накопленных информационных ресурсов. Эту работу надо продолжать.

А.Антопольский: Приятно было услышать, что хотя бы в одном из информационных ресурсов - правовом создан некий классификатор. Стандарты, в том числе и классификаторы, в области информационных процессов необходимы. Раньше они создавались под задачи конкретного заказчика, которыми выступали ведомства. Но такой заказчик видит стандарты на предоставление информации в своем разрезе. Сейчас неясно, кто же будет вырабатывать стандарты и классификаторы для такого уникального пользователя, как малый бизнес? Лучше бы за эту работу взялись общественные объединения и структуры поддержки предпринимательства.

Информация
и политика

С.Зангеева: Я считаю, что обеспечение всесторонней информационной поддержки должно стать ядром государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса. Она должна быть организована так, чтобы предприниматели получали достоверную, системную информацию, в реальном масштабе времени. В существующие и уже действующие законы, например, часто вносятся поправки, но предприниматели об этом или не знают, или узнают через большой промежуток времени. Это наносит ущерб их бизнесу. Чтобы информация своевременно доходила до тех, кому она предназначена, одного Интернета явно недостаточно. Было бы полезно иметь серьезный орган, который концентрировал бы информацию для бизнеса хотя бы по важнейшим направлениям. Для этого, например, Совет по развитию МСП при председателе Совета Федерации планирует учредить и издавать вестник, в котором найдут отражение все законодательные инициативы в сфере малого бизнеса. Я призываю участников "круглого стола" дать свои предложения по идеологии и структуре этого издания.

Виктор КИРИЧЕНКО, замдиректора ЦРП Зеленоградского административного округа: Я хотел бы обратить внимание на то, что создатели Интернет-ресурсов практически не учитывают общего уровня подготовки наших предпринимателей. Он невысок, поэтому предпринимателям затруднительно пользоваться даже той информацией, которая им доступна. Надо создавать ресурсы на популярном уровне, если можно так сказать, на уровне "для чайников". Ведь абсолютное большинство предпринимателей не искушено в Интернет-технологиях.

Татьяна КОШЕЛЕВА, гендиректор Центра делового консультирования и независимых экспертиз: Создание сети информационных центров, через которые предприниматели могли бы получать доступ и к государственным, и к коммерческим информационным ресурсам, на мой взгляд, является абсолютно необходимым условием для резкого улучшения информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Я в минувшем году была в США и изучала американский опыт организации информационного обеспечения малого предпринимательства. Основу этой системы у них как раз и составляют такие центры, сеть которых охватывает всю страну. Через них предпринимателям и предоставляются, причем бесплатно, все Интернет-ресурсы.

Софья ПОЗНЯКОВА, эксперт-консультант ЦРП Центрального административного округа: Я являюсь представителем как раз такого центра, о котором только что шла речь, и хочу сказать несколько слов о конечном звене прохождения информации: "окружной центр - предприниматель". Здесь тоже не все складывается гладко. И главная причина - инертность предпринимателей, о чем тут уже говорилось. По своей инициативе они приходят в центр, когда уже припечет. Мы в этом году стали регулярно организовывать бесплатные консультационные семинары по различным направлениям. Так и на них зазвать предпринимателя непросто. Вынуждены обращаться за помощью в Управы. Мне думается, Управы могли бы оказать существенную помощь в распространении среди предпринимателей деловых печатных изданий.

Наталья ДЕМИНА, эксперт фонда "Деловая перспектива": Готовясь к этому "круглому столу", я провела на сайте "ОПОРЫ РОССИИ" блиц-опрос предпринимателей: что они думают об информационной поддержке малого бизнеса. Получила несколько десятков ответов. Только один сказал, что это надуманная пустая проблема, остальные же ответили, что это важно для любого предпринимателя. Но если предприниматель попал в ситуацию, когда ему надо противостоять чиновникам, то уже никакая информация не может помочь. Несколько предпринимателей написали о том, что надо ввести ответственность чиновников, вплоть до уголовной, не только за неправомочные решения и действия по отношению к бизнесу, но и за непредоставление информации, которая затрагивает интересы бизнеса. Некоторые предприниматели предлагали размещать открытую информацию не только о свободных помещениях и земельных участках, которые можно было бы взять в аренду, о финансовых структурах, которые могут дать долговременный кредит, но и списки адвокатов и прокуроров, которые пользуются доверием деловых людей. Мне эти мнения предпринимателей представляются интересными.

Ольга ЯНКИНА, генеральный директор ООО "СЦ Ремонт-Гаран": Я семь лет в малом бизнесе, но не помню случая, чтобы меня кто-то поддержал в чем-то. Больше того, я даже не знаю, где взять информацию о тех центрах или структурах, которые могут оказать какую-то поддержку. Но если такая информация есть, а до людей она не доходит, то, видимо, она просто неправильно излагается. Для самой Москвы эти проблемы, может, и не так остры, а в регионах информации никакой практически нет. Интернет там считается большой роскошью. Здесь говорили о взаимоотношениях государства и бизнеса. Мне все же непонятно, почему предприниматель обречен постоянно бороться с чиновниками, будто они враги? Они, по логике, должны быть союзниками. В результате весь процесс развития малого бизнеса превращается в нескончаемую мыльную оперу. Общество живет всегда на основе договора. По нему государство обязуется предоставить предпринимателю для работы определенные условия, а предприниматель в ответ обязуется платить налоги. Но почему государство не хочет добросовестно выполнять свои обязательства? Мне это непонятно. Здесь упоминалась система дистанционного обучения. Я очень хотела бы пополнить багаж своих знаний, но не знаю, как попасть в эту систему обучения.

М.Аранович: Если вы хотите учиться, пожалуйста: выходите на ресурс "Система дистанционного бизнес-образования". Там имеется 51 учебный модуль. Это маркетинг, менеджмент, интернет-технологии и т.д. Сейчас там уже 12165 зарегистрированных пользователей-студентов. Каждый месяц, а в ближайшее время уже дважды в месяц мы будем проводить очную аттестацию, но можно пройти и заочную и потом уже приехать и получить аттестат, который выдается совместно Департаментом поддержки и развития МП Правительства Москвы, Международным институтом менеджмента "Линк" и НДП "Альянс Медиа". Для помощи в кадровом обеспечении малых предприятий мы создали ресурс "Кадры для малого бизнеса". Там сегодня размещено более 20 тысяч резюме и вакансий. Каждый предприниматель может разместить и свою информацию.

А.Киселев: Был затронут вопрос межрегионального прохождения информации. Здесь, с одной стороны, нам помогает Интернет, который позволяет в режиме реального времени работать сразу на всей территории России, с другой, - возникает проблема, связанная с тем, а через какие модемы к этому Интернету подсоединяются наши региональные партнеры? Чтобы можно было в едином формате строить работу с региональными центрами субконтрактации, мы на средства гранта фонда "Евразия" создали механизм, который позволяет быстро изготавливать мини-сайты, содержащие зеркало единой системы, и все это предоставляем региональным центрам бесплатно. А вообще вся система информационной поддержки малого бизнеса, которой могут пользоваться регионы, создана и поддерживается на средства не федерального правительства, а Правительства Москвы. Правительство Москвы идет на такие, необязательные для него затраты ради развития межрегионального сотрудничества, хотя это задача федерального правительства.

Сергей ЖУКОВ, старший эксперт Центра деловой информации и консультаций ТПП РФ: Федеральной системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности у нас нет. Ее по существу заменяет система, созданная Департаментом поддержки и развития МП Правительства Москвы. Ее будет дополнять сеть обмена деловой информацией системы торгово-промышленных палат России, которая создается со второй половины 2004 года. Задача этого проекта - вовлечь в единый информационный контур все 170 с лишним торгово-промышленных палат России, загранпредставительства в 20 странах, дочерние организации палат и различные партнерские организации. Пока в реализации проекта сделан первый шаг - в Интернете созданы база данных по инвестиционным предложениям и регистр деловой информации. Эти информресурсы максимально упрощены и максимально структурированы. Пользователем их может быть любой предприниматель. В дальнейшем эта информационная сеть будет наполняться базами данных по всем аспектам бизнеса, которые будут призваны облегчить предпринимателям доступ к помещениям, земле, кредитам, помогут в поиске новых рынков, в том числе и зарубежных.

В.Романюк: Как отмечалось в начале, проблема информационного обеспечения малого бизнеса безбрежна. И действительно, нам удалось обсудить лишь часть вопросов. Отрадно, что на многие из них вполне просматриваются ответы - и в части соотношения государственной и коммерческой информации, платности и бесплатности, проблем формирования объектов инфраструктуры - с финансовым и информационным участием государства. Не удалось детально рассмотреть такой мощный блок, как средства массовой информации и их деятельность по информационному сопровождению бизнес-проектов. Слабо представлены были за "круглым столом" потребители деловой информации - сами предприниматели. Все это побуждает нас продолжить начальный разговор, и прежде всего, с более активным участием предпринимателей как пользователей информресурсами, а также представителей средств массовой информации. Немаловажно определиться в том, каким должно быть оптимальное соотношение печатного слова, слова прозвучавшего либо представленного в электронном виде.


Источник: Деловая Пресса
6 апреля 2005

© Фонд "Новая экономика"