Информатизация: ресурсы, которые надо использовать


За последние годы в нашем обществе произошли значительные перемены благодаря внедрению информационных технологий почти во все сферы деятельности человека.
Информатизация - это процесс развития и массового применения информационных средств и технологий, основанных на компьютерной технике и телекоммуникациях, для оптимального обеспечения социальных, экономических и индивидуальных потребностей в доступе к информационным ресурсам общества. Результатом этого процесса является овладение стратегическим ресурсом, которым стала информация и практическое его использование. Этот результат достигается через создание единого информационного пространства, что в свою очередь является необходимым условием перехода в перспективе к информационному обществу.
28 января 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 65 утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы)». Одной из центральных задач ФЦП «Электронная Россия» является программное мероприятие «Разработка и реализация концепции единой системы управления и передачи данных». Цель проекта - создание общей для государственных органов интегрированной коммуникационной среды, обеспечивающей безопасный обмен и объединение информации внутри ведомств и между ними. Как по вертикали, так и по горизонтали власти, с учетом административно-территориального устройства Российской Федерации. Единая государственная система управления и передачи данных (ЕГСУПД) составляет основу электронного правительства.
Государственная политика по организации и координации деятельности в сфере информации Республики Ингушетия должна быть направлена на создание единого республиканского информационного пространства (как составной части глобального российского и международного информационного пространства).
Единое республиканское информационное пространство имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории республики. Рассматриваются следующие компоненты информационного пространства как системы отношений: - система информационно-справочного обеспечения граждан; - система информационно-справочного и аналитического обеспечения хозяйствующих субъектов; - система информационно-справочного и аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления на территории республики.
Вышеназванные системы различаются по составу функциональных компонентов (информационные и коммуникационные ресурсы). Отсутствие координации приводит к тому, что различные организации нередко дублируют информационные базы друг друга, затрачивая на это силы и средства, многократно превышающие оптимальные. Для исключения параллелизма и дублирования работ, обеспечения совместимости этих подсистем, а также минимизации работ по этим компонентам на основе нормативно-правового регулирования прав, обязанностей и ответственности всех субъектов информационных отношений.
Учитывая высокую значимость процессов информатизации в настоящее время, ее влияние на социально-экономическое развитие общества, уровень жизни населения, целесообразно усиление роли государства в этом процессе в рамках республиканской целевой программы, мероприятия которой указывают в единое - ресурсы, исполнителей и сроки исполнения.
Информационное общество, построенное рядом развитых зарубежных стран, имеет свои характерные признаки и составляющие. По мнению разработчиков концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», в России три главных составляющих информатизации. Технические и технологические составляющие - это, во-первых, система телекоммуникаций, общественная связь между удаленными участками информационного обмена посредством различных систем и технологий связи; во-вторых, система компьютерного программного обеспечения и соответствующие технологии; в-третьих, непосредственно информатизация, как процесс глобального использования информации во всех сферах жизнедеятельности человека от государственного управления до управления экономикой и социальными процессами.
Основа построения информационной системы общества - в органичном соединении составляющих информатизации в единый процесс и придании этому процессу статуса государственной политики.
В Республике Ингушетия наиболее интенсивно развиваются телекоммуникационные процессы. Основная цель - переход от устаревшей аналоговой техники к современным цифровым технологиям. Учитывая особенности развития рыночной экономики, стратегическая задача государственной политики в этом направлении должна заключаться в развитии рынка телекоммуникационных услуг, обеспечивающего здоровую конкуренцию и качество предоставляемых услуг в едином информационном пространстве республики в будущем.
В сфере развития средств вычислительной техники, программного обеспечения информационных и компьютерных технологий необходимо развивать республиканскую инфраструктуру.
Кроме технических и технологических предпосылок построения в республике единого информационного пространства должны быть созданы социально-политические, экономические и культурные условия.
Важнейшим условием продвижения по пути информатизации является качество образования и подготовки кадров. В этом направлении предстоит изначально решить задачу подготовки квалифицированных специалистов в сфере образования, осуществляющих свою деятельность в условиях полной информатизации образовательных процессов.
Следующее направление деятельности - общее повышение «компьютерной грамотности» населения, которое обеспечивается развитием индустрии и инфраструктуры информационных услуг. Повышение грамотности населения, его культуры общения в мировом информационном пространстве через Интернет обеспечит вовлечение жителей республики в процесс ее информатизации. Каждый житель Ингушетии ощутит потребность использовать преимущества информационных технологий в своей ежедневной деятельности, в семье и на работе. Массовое вовлечение населения республики в процесс информатизации - основа возникновения культуры человека информационного общества.
В еще большей мере человеку нужны умения и навыки планирования своей деятельности, поиска информации, нужной для решения стоящих перед ним задач, проектирования и построения информационных моделей. Дисциплина общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, так же как и навыки использования современных технических средств в жизни, быту, творчестве, на производстве.
Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными информационными системами, базами данных, персональными компьютерами человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и - самое главное! - новое морально-нравственное, духовное видение мира. Культурный уровень такого современного человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности ее составляющих должна формироваться в школе, начиная с первых уроков.
Внедрение информационных технологий обеспечило зарубежным странам качественно новый уровень развития экономики. Однако для создания условий экономического роста необходимо, чтобы продукция информатизации стала товаром и стратегическим ресурсом, обеспечивающим привлечение инвестиций. Роль государства в этом направлении должна заключаться в поддержке отечественного производителя, регулировании информационных процессов, лицензировании и сертификации, вовлечении продуктов информатизации в хозяйственный оборот.
Все выше отмеченные процессы и составляющие информатизации должны развиваться при возрастающей информатизации. За последние годы в нашем обществе произошли значительные перемены благодаря внедрению информационных технологий почти во все сферы деятельности человека. Информатизация - это процесс развития и массового применения информационных средств и технологий, основанных на компьютерной технике и телекоммуникациях, для оптимального обеспечения социальных, экономических и индивидуальных потребностей в доступе к информационным ресурсам общества. Результатом этого процесса является овладение стратегическим ресурсом, которым стала информация и практическое его использование. Этот результат достигается через создание единого информационного пространства, что в свою очередь является необходимым условием перехода в перспективе к информационному обществу. 28 января 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 65 утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы)». Одной из центральных задач ФЦП «Электронная Россия» является программное мероприятие «Разработка и управление страной; - сокращение государственного аппарата и борьба с коррупцией; -вхождение в мировую экономику; - недопустимость распыления материальных и денежных средств; - принятие Федерального Закона «Об открытости информации государственных органов».
Важно то, что федеральная целевая программа есть, имеется поддержка Президента РФ В.В.Путина. Это внушает нам надежду на реальную помощь Правительства Российской Федерации, которая необходима при создании условий для успешного становления и развития современного информационного общества, формирования того, что называют единым информационным пространством России.
Уверена, что создание единого информационного пространства и межрегиональной инфраструктуры послужит дальнейшему росту открытости всех органов государственной власти и будет способствовать повышению экономического потенциала страны.


Источник: Сердало (Назрань)
26 марта 2005

© Фонд "Новая экономика"